Среда, 17.10.2018, 16:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Оценка физического развития школьников на основе центильного метода

Е.В.Любова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулан, С.В.Михайлова

Оценка физического развития школьников на основе центильного метода

Аннотация. В статье представлена оценка физического развития школьников с использованием центильного метода. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров 1039 учащихся 7-17 лет в Центре Здоровья для детей г.Арзамаса. Изучение особенностей физического развития учащихся школы, на базе которой расположен Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности показало, что большинство школьников имеют морфофункциональный статус, соответствующий возрастно-половым нормативам.
 

Ключевые слова: школьники, физическое развитие, центильный метод, Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности, Центр здоровья для детей.

 

В настоящее времени наиболее объективным методом оценки физического развития детей считают непараметрический центильный метод, а исключительная простота и удобство в использовании способствовали широкому и повсеместному его распространению. Практически во всех развитых странах мира имеются наборы центильных сеток, основанных на измерении здоровых представителей коренного населения, и в этом смысле вполне соответствующие понятию «стандарты» [1].

Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. К типичным вариантам нормы длины тела относят величины в пределах 2-7 центильных интервалов (ЦИ), соматометрических признаков 3-6 ЦП Оценка жизненной емкости легких и мышечная сила рук 7-м или 8-м ЦИ свидетельствуют о высоких функциональных резервах мышечной и респираторной систем, а в 1-ми 2-м - о низких. За возрастной норматив ЧСС принимаются оценки в диапазоне 3-6 ЦИ; значения ЧСС, соответствующие 2 и 7 ЦИ считаются пограничными.

Для оценки группы физического развития используется сочетанная оценка основных антропометрических признаков - длина и масса тела (ДТ и МТ) или производного индекса Кетле-2 (ИК-2). На основании ЦИ длины тела идентифицировали оценку физического развития - от очень низкого до очень высокого. Далее в зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса ИК-2 определяются группы физического развития по следующей схеме:
1. Нормальное физическое развитие (НФР) - положение параметров ДТ в зоне 2-7 ЦИ и ИК-2 в зоне 3 -6 ЦИ.

2. Отклонения в физическом развитии:
1. Избыточная масса тела ИМТ) - положение параметров ДТ в зоне 2-7 ЦИ и ИК-2 в зоне 7-8 ЦИ.
2. Низкая масса тела (НМТ) - положение параметров ДТ в зоне 2-7 ЦИ и ИК-2 в зоне 1-2 ЦИ.
3. Высокая длина тела (ВДТ) - положение параметров ДТ в зоне 8 ЦИ при любых значениях ИК-2.
4. Низкая длина тела (НДТ) - положение параметров ДТ в зоне 1 ЦИ при любых значениях ИК-2 [2].

Регулярно проводимые массовые исследования физического развития и здоровья детей и подростков Нижегородской области на базе Центра здоровья для детей города Арзамаса дают возможность на региональном уровне выявлять у школьников общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания [3].

В 2015 году на базе МБОУ СШ № 16 создан городской Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, достигший позитивных педагогических результатов в области сохранения и укрепления здоровья школьников.

Целью деятельности Ресурсного центра является выявление и систематизация опыта реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях города Арзамаса и района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности. Деятельность Ресурсного центра направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения здоровья учащихся через проведение педагогических конференций, мастер-классов и других видов деятельности, организацию сетевого взаимодействия педагогических работников, направленного на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку по вопросам здоровьесбережения в образовании, организацию смотров, конкурсов, акций по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и формирования навыков здорового образа жизни участников образовательного процесса [4].

Цель исследования - изучение особенностей физического развития школьников с применением центильного метода.
Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО) 1039 учащихся 7-17 лет МБОУ «СШ № 16» на базе Центра Здоровья для детей г.Арзамаса [5].

Оценка физического развития проведена с определением антропометрических показателей ДТ, МТ и ИК-2, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических - жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и динамометрии правой кисти (ДПК); гемодииамических - частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического давления (ДАД). Каждый параметр оценили в баллах центильных шкал по оценочным таблицам для школьников Нижегородской области [1,2,6].

Графа «Эталон в %» отражает долю эталонной выборки по данному центильному интервалу каждых оценочных возрастно-половых таблиц физического развития.

По условиям алгоритма антропометрического скрининга выделили группы физического развития [1,2].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат».

Результаты и их обсуждение
Распределения центильных оценок показателей физического развития имеют различный характер (табл.1). Распределение оценок ДТ близко к эталонному, а для других параметров - имеет ассиметричное смещение. Правосторонний тип отклонения распределения оценок выявлен показателей МТ, ОГК, ЖЕЛ, ДПК и ДАД, а левосторонний - показателей САД.

Нежелательным фактом является распространенность (выше эталонных значений) школьников с высокими значениями МТ и ОГК, но при этом отмечается аналогичная распространенность школьников с высокими значениями ЖЕЛ и ДПК, что является позитивным показателем функциональных возможностей.

Оценка гемодинамического показателей (САД, ДАД и ЧСС) свидетельствует о напряжении вегетативного статуса почти у 15% школьников, среди которых выявлены пониженные показатели САД на фоне завышенных значений ДАД, что ведет к уменьшению ПАД. Распределение центильных оценок ЧСС отличается смещением к крайним вариантам, что может являться ответной реакцией организма на компенсацию напряженности вегетативного статуса.

Таблица 1
Распределение ценительных оценок показателей физического развития школьников %

В ходе исследования провели распределение обследованных школьников по группам физического развития (табл.2). Большинство учащихся школ имеет нормальное физическое развитие (68,8% - 75,8%). Среди групп с отклонением физического развития по численности преобладают школьники с ИМТ (7,4% - 12,6%).

Таблица 2
Распределение школьников по группам физического развития, %

Заключение

Изучение особенностей физического развития учащихся школы, на базе которой расположен Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности показало, что большинство школьников имеют морфофункциональный статус, соответствующий возрастно-половым нормативам. В группе школьников с отклонением физического развития преобладают дети с избыточной массой тела, а также с напряжением гемодинамического статуса. Среди школ города, учащиеся СШ № 16 имеют наилучшие показатели физического развития в сравнении с учащимися других школ.

Полученные результаты исследования могут являться основой для разработки практических рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению оздоровительных программ, направленных на повышение адаптационного потенциала детей и подростков к учебным нагрузкам и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Отклонения в уровне физического развития, выявленные при профилактических медицинских осмотрах в Центре Здоровья для детей, могут скрывать в себе различного рода заболевания, поэтому своевременное выявление нарушений в физическом развитии и их коррекция повышают уровень здоровья детей.

Литература:

1. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 - 260 с.
2. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Н.А.Матвеева [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НГМА, 2015. 92 с.
3. Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. ... кандидата биологических наук: 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014.
4. Любова Е.В., Шестерина И.Е., Завьялова И.Н. Инновационная деятельность по здоровьесбережению в условиях современного образовательного процесса // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред.И.В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. - Нижний Новгород - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С.742-747.
5. Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19.08.2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.12.2017)
Просмотров: 161 | Теги: Физическое развитие, центильный метод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь