Четверг, 08.12.2016, 03:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

 

Лекарственные средства - это особый вид товара, от которого зависит здоровье граждан. При этом государственные расходы на лекарственное обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения ежегодно увеличиваются. Поэтому задача Правительства Российской Федерации в области ценообразования на лекарственные препараты заключается в осуществлении контроля за государственными расходами на лекарственные препараты, с одной стороны, и в предоставлении гарантий приобретения необходимых лекарств по доступным ценам - с другой.

В данной статье рассмотрим такие вопросы, как: государственное регулирование цен на лекарственные средства, порядок установления предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства в субъектах Российской Федерации, а также основные особенности внутриаптечного ценообразования на лекарственные средства.

 

Государственному регулированию цен на лекарственные препараты для медицинского применения посвящена гл. 12 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).

Согласно положениям ст. 60 Закона N 61-ФЗ государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в частности, посредством:

- утверждения Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой Перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями и соответствующих следующим критериям:

применение конкретного лекарственного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации;

преимущество конкретного лекарственного препарата по сравнению с другими лекарственными препаратами при определенных заболеваниях, синдроме или клинической ситуации;

терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препарата лекарственным препаратам со схожим механизмом фармакологического действия;

Для справки: Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 г. (далее - Перечень N 2199-р). Отметим, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 1378-р "Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 г." указанный Перечень применялся и в 2013 г.;

- утверждения Методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р.

На сегодняшний день такая Методика утверждена Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 961н, ФСТ Российской Федерации N 527-а от 3 ноября 2010 г. "Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - Методика N 961н);

- государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р;

- ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р;

- установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р;

- осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены:

- Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Правила N 865);

- Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила установления надбавок на лекарственные препараты N 865).

Правила N 865 устанавливают порядок осуществления государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных производителей лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Для того чтобы зарегистрировать предельную отпускную цену на лекарственный препарат, производитель на основании п. 4 Правил N 865 должен представить в Министерство здравоохранения Российской Федерации на бумажном носителе (в 2 экземплярах) либо в электронном виде следующие документы:

- заявление о регистрации предельной отпускной цены по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 2 ноября 2010 г. N 958н;

- копию лицензии на производство лекарственных средств;

- копию регистрационного удостоверения на лекарственный препарат.

Согласно п. 2 Правил N 865 государственная регистрация предельных отпускных цен российских и иностранных производителей на лекарственные препараты осуществляется в рублях.

Федеральная служба по тарифам в течение 15 рабочих дней с даты получения вышеперечисленных документов проводит в соответствии с Методикой N 961н экономический анализ предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат, принимает решение о согласовании указанной предельной отпускной цены или об отказе в ее согласовании (с изложением причин отказа) и направляет его в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В свою очередь Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты получения решения Федеральной службы по тарифам принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.

В случае принятия решения о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат Министерство здравоохранения Российской Федерации:

- вносит соответствующие данные в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень N 2199-р;

- выдает производителю (уполномоченному им лицу) выписку из приказа о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат;

- размещает соответствующую информацию на своем официальном сайте в сети Интернет.

В силу п. 11 Правил N 865 основанием для отказа в согласовании Федеральной службой по тарифам государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат и отказа в государственной регистрации Министерством здравоохранения Российской Федерации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат является:

- представление недостоверных сведений о лекарственном препарате;

- неполнота представленных документов;

- превышение представленной для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат над ценой, рассчитанной в соответствии с Методикой N 961н.

Следует отметить, что решение об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат можно обжаловать в судебном порядке.

Зарегистрированная предельная отпускная цена российского производителя на лекарственный препарат может быть перерегистрирована на основании его заявления, поданного до 1 октября каждого года в порядке, предусмотренном п. 4 Правил N 865. Перерегистрация осуществляется на основании документов и в порядке, которые установлены для ее регистрации, исходя из расчета, предусмотренного Методикой N 961н, не чаще 1 раза в календарном году:

- в случае изменения цен на сырье и материалы, а также изменения накладных расходов;

- исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозируемого уровня инфляции.

 

Обратите внимание! Государственная регистрация (перерегистрация) предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты осуществляется для производителей бесплатно.

 

Торговая надбавка на лекарственные средства также является регулируемым элементом, входящим в состав цены.

Согласно п. 1 Правил установления надбавок на лекарственные препараты N 865 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.

Отметим, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без НДС), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).

В случае если законодательством Таможенного союза не предусмотрены декларирование стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, местом происхождения которых является территория государств - участников Таможенного союза, и оформление в отношении их грузовой таможенной декларации таможенными органами Российской Федерации, под фактической отпускной ценой иностранного производителя на лекарственный препарат понимается цена, указанная иностранным производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты исходя из следующих принципов:

- возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;

- учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;

- учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил установления надбавок на лекарственные препараты N 865 сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Далее рассмотрим порядок внутриаптечного ценообразования на лекарственные средства.

Общая схема формирования отпускной цены аптеки (розничной цены), согласно п. 7 Правил установления надбавок на лекарственные препараты N 865, выглядит следующим образом:

 

ОЦП + ОТН + РТН = РЦ,

 

где ОЦП - отпускная цена производителя;

ОТН - оптовая торговая надбавка;

РТН - розничная торговая надбавка;

РЦ - розничная цена.

Оптовый посредник получает лекарственные средства от производителя по отпускной цене. При этом оптовая цена посредника складывается из отпускной цены и оптовой торговой надбавки к этой цене.

Как уже было сказано выше, в каждом регионе установлены свои предельные надбавки (без НДС), применяемые при формировании цен на лекарственные средства.

Для того чтобы рассчитать цену реализации лекарственного средства, производитель или оптовый посредник, их поставляющий, обязан передать аптечному учреждению товарные накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства.

 

Пример. Аптечное учреждение, находящееся на территории г. Москвы, приобрело у ООО "Фарком" (производитель) следующие лекарственные средства, предназначенные для отпуска по бесплатным рецептам (цены условные):

- диклофенак по цене 25 руб. за одну упаковку;

- парацетамол по цене 3 руб. за одну упаковку.

Лекарственные средства диклофенак и парацетамол входят в Перечень N 2199-р.

Вместе с товарными накладными аптеке были переданы протоколы согласования цен на лекарственные средства. Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП "Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства" определено, что предельная розничная надбавка по лекарственным препаратам, при фактической отпускной цене производителя до 50 руб. включительно, составляет 32%.

Отпускные цены одной упаковки лекарственных средств диклофенак и парацетамол следует рассчитать следующим образом:

- диклофенак - 33 руб. (25 руб. + (25 руб. x 32%));

- парацетамол - 3,96 руб. (3 руб. + (3 руб. x 32%)).

Таким образом, цена, по которой аптека может отпускать одну упаковку лекарственного средства:

- диклофенак - 33 руб.;

- парацетамол - 3,96 руб.


В.В.Семенихин

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (02.04.2016)
Просмотров: 114 | Теги: ценообразование, налогообложение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016