Понедельник, 23.07.2018, 10:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВФСК ГТО

А.В.Фурсов, кандидат педагогических наук
Н.И.Синявский, доктор педагогических наук, профессор
Е.В.Дмитриева, кандидат педагогических наук
А.И.Петров

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВФСК ГТО

Обсуждены результаты исследования, направленного на выявление отношения учащихся к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что основной проблемой внедрения комплекса ГТО в систему образования является введение в качестве нормы жизни учащихся таких важных аспектов, как здоровый образ жизни, негативное отношение к алкоголю, табакокурению, а также формирование потребности в регулярных занятий спортом. Соблюдение здорового образа жизни позволит учащимся успешно сдавать нормативы ГТО и будет способствовать обеспечению сохранности и укреплению их здоровья.

Ключевые слова: отношения к занятиям физической культурой, здоровый образ жизни, комплекс ГТО, мотивация, школьники.

 

Одной из наиболее острых проблем на данный момент является отсутствие у учащихся понимания необходимости ведения здорового образа жизни, заинтересованности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [1-3]. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») должен стать инструментом по приобщению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом [5], а также способствовать ведению здорового образа жизни.

Цель исследования — выявить отношение учащихся к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО.
Методы и организация исследования. В социологическом опросе (анкетирование) участвовал 121 учащийся средней школы № 6 г. Сургута (45,3 % юношей и 54,7 % девушек). В предложенной респондентам анкете обозначены вопросы, связанные с отношением к внедрению комплекса ГТО в систему образования (опрос для обучающихся).

Для проведения социологического анализа применялся диагностический инструментарий, представляющий собой автономную версию электронной анкеты, разработанной Министерством спорта РФ в рамках социологического исследования. Каждому учащемуся необходимо было ответить на вопросы на сайте http://www.survio.com/survey/d/ J5J5T9H8M7H0S4C1X [4].

Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос о посещении обязательных уроков физической культуры были получены следующие ответы: 88,3 % посещают занятия; 6,3 % — не посещают по состоянию здоровья; 5,4 % не посещают по иным причинам.

В ходе опроса о посещении спортивных или физкультурно-оздоровительных секций, кроме обязательных уроков по физической культуре, были получены следующие ответы: 24,2 % — 2-3 раза в неделю; 10,9 % — 4-6 раз в неделю; 39,8 % отметили, что раньше посещали, сейчас не посещают; 7 % отметили, что посещают эпизодически (от случая к случаю); 10,9 % не посещали и не посещают. Полученные данные свидетельствуют о том, что половина учащихся занимаются физической активностью только на обязательных уроках в школе.

На вопрос «Как долго, не считая уроков физической культуры, вы занимались физической культурой и спортом в спортивных или оздоровительных секциях в своей образовательной организации или вне её?» учащиеся дали следующие ответы: 15,6 % — от 5 до 10 лет; 22,7 % — от 3 до 5 лет; 27,3 % — от 1 года до 3 лет; 14,8 % — до 1 года; у 15,6 % школьников таких занятий никогда не было.

На вопрос о самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, в том числе с родителями и с друзьями, учащиеся дали следующие ответы: с друзьями занимаются 33,6 %; занимаются, но, как правило, без друзей или родителей 32,8 %; не занимаются — 27,3 %; с родителями — 12,5 %; другое — 3,1 %.

На вопрос об удовлетворённости обязательными уроками по физической культуре 82,8 % учащихся ответили положительно, 8,6 % — отрицательно, 8,6 % затруднились ответить.

На вопрос о проведении в образовательной организации встреч с выдающимися спортсменами были получены ответы: 15,6 % отметили, что такие встречи проводятся, но их они не посещают; 43,8 % отметили, что такие встречи не проводятся, но им бы хотелось, чтобы такие встречи проводились; 32 % отметили, что не проводятся и их такие встречи не интересуют; 7 % затруднились ответить.

На вопрос об отношении детей к занятиям физической культурой и спортом 39,1 % ответили, что хотят посещать эти занятия, добиться улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности; 39,1 % — хотят посещать эти занятия, добиться улучшения своих спортивных показателей; 15,6 % — занимаются скорее по необходимости для получения оценки или зачёта и т. п.; 6,3 % затруднились ответить.

В ходе опроса о цели посещения или желании посещать внеучебные (необязательные) занятия по физкультуре и спорту были получены следующие по значимости ответы: 1) поддержать или улучшить здоровье; 2) развить физические качества; 3) сохранить и улучшить телосложение.

На вопрос об удовлетворённости своей физической подготовленностью 45,3 % учащихся ответили положительно; 28,1 % — отрицательно; 26,6 % затруднились ответить.

На вопрос о посещении платных занятий по физической культуре и спорту ученики дали следующие ответы: 61,7 % не посещают занятий; 10,2 % посещают в своей образовательной организации; 28,1 % посещают в другом месте.

При ответе на вопрос «В достаточной ли мере занимаетесь физкультурой и спортом в настоящее время» получены следующие ответы: 43 % считают, что в достаточной; 30,5 % — недостаточно и хотят увеличить объём; 10,2 % — недостаточно и хотят приступить к регулярным занятиям и тренировкам; у 9,3 % ответивших пока нет желания приступать к регулярным занятиям или тренировкам; 7 % затруднились с ответом.

На вопрос о том, что сдерживает от активных занятий физкультурой и спортом, 35,2 % учащихся ответили, что активно занимаются; 13,3 % считают, что сдерживающей причиной является большая общая нагрузка; 31,3 % отметили отсутствие свободного времени; 7 % посетовали на неудобное расположение или отсутствие спортивной базы; 9,4 % назвали причиной неудобное расписание занятий; 5,5 % не определились с видом спорта или системой физических упражнений; 0,8 % не прошли спортивный отбор в секцию; 3,1 % сослались на низкое качество проведения и организации занятий; 5,5 % отметили финансовые затруднения, мешающие занятиям; 8,6 % посетовали на плохое состояние здоровья; 7,8 % хотят заниматься с друзьями, но не получается; 7 % не обладают необходимыми физическими данными; 10,2 % не знают, с чего начать; 7 % считают, что эти занятия им пока просто не нужны.

На вопрос о том, как учащиеся оценивают своё здоровье, 43 % ответили, что совершенно здоровы, 35,2 % — здоровье удовлетворительное, 15,6 % — неважное здоровье; 6,3 % затруднились оценить.

На вопрос о том, что необходимо делать, чтобы соблюдать здоровый образ жизни, ответы по значимости были таковы: 1) заниматься физической культурой и спортом; 2) избавиться от курения или не курить; 3) избавиться от вредных привычек и не употреблять спиртного; 4) не переедать, не голодать и соблюдать режим питания; 5) вести подвижный образ жизни и уметь активно отдыхать.

На вопрос о ведении здорового образа жизни в семье получены следующие ответы: 39,1 % — поддерживаются здорового образа жизни; 30,5 %— скорее придерживаются; 23,4 % — скорее нет; 7,1 % указали другое.

Спортивная квалификация учащихся, принявших участие в опросе, следующая: 3,1 % являются мастером или кандидатом в мастера спорта; 11,7 % имеют первый спортивный разряд; 3,9 % выполняют второй разряд; 5,5 % — третий; 13,3 % — юношеский; 62,5 % не имеют никого разряда.

Об отношении к комплексу ГТО и выполнению его нормативов были получены следующие ответы: 43 % относятся положительно; 14,1 % — скорее положительно; 33,6 % — нейтрально; 2,3 % — скорее отрицательно; 2,3 % — отрицательно, 4,7 % не знают, что такое комплекс ГТО.

На вопрос о планировании выполнить нормативы комплекса ГТО 43 % учащихся ответили, что собираются сдавать нормативы, 35,9 % не планируют, 21,1 % затруднились ответить.

О работе образовательной организации по популяризации комплекса ГТО получены следующие ответы: 65,1 % отметили размещение стендов с тестами и нормативами комплекса ГТО; 39,1 % — проведение различных мероприятий (спортивных праздников, соревнования, Дни здоровья); 4,7 % — иное. На вопрос «Хотели бы вы пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников?» 43,8 % учащихся ответили утвердительно; 56,2 % — отрицательно.

Выводы. Полученные результаты позволили определить, что лишь 25 % учащихся активно занимаются физической культурой и различными видами спорта. В качестве главного приоритета — здоровье и здоровый образ жизни, затем развитие физических качеств, выносливость, ловкость, сила, быстрота, гибкость; на третьем месте — красивая фигура, гибкость, пластичность. Таковы ценностные ориентации учащихся. В результате проведённого анкетирования выявлено, что 57 % учащихся готовы выполнить нормативы комплекса ГТО.

Список литературы

1. Золотухин, Е. А. Особенности отношения к ВФСК ГТО различных категорий обучающихся / Е. А. Золотухин, И. В. Стародубцева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с меж- дунар. участием. — Казань, 2016. — С. 365-369.
2. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед. опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.
3. Рахматов, А. И. Мониторинг выполнения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО школьниками и студентами г. Москвы / А. И. Рахматов, Г. А. Васенин, И. В. Машошина // Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, приуроч. к 140-летию Белгород. гос. нац. исследоват. ун-та. — Белгород, 2016. — С. 185-191.
4. Развитие физической культуры и спорта и внедрение комплекса ГТО в системе образования (опрос для обучающихся) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.survio.com/survey/d/ J5J5T9H8M7H0S4C1X
5. Симонова, Е. А. Оценка физической подготовленности школьников к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне» / Е. А. Симонова, С. В. Дмитриева // Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 12. — C. 21—23.

Для цитирования: Фурсов, А. В. Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО / А. В. Фурсов, Н. И. Синявский, Е. В. Дмитриева, А. И. Петров // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 101-104.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.06.2018)
Просмотров: 27 | Теги: ВФСК, гто | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь