Вторник, 22.08.2017, 02:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

В.В.Курченков, доктор экономических наук, профессор,Т.В.Коробкина, кандидат экономических наук, доцент, Т.Н.Калмыкова, кандидат экономических наук, доцент

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ1

Аннотация. В статье раскрываются особенности реализации региональных и муниципальных целевых программ. Определяются преимущества использования программно-целевого метода в стратегическом управлении территорией. Выявляется место программно-целевого метода в структуре территориального стратегического планирования. Раскрывается структура региональных и муниципальных целевых про. грамм по целям, объектам, используемым методам и инструментам, емкости ресурсной базы. Предлагаются пути оптимизации структур региональных и муниципальных программ. Выделяются основные критерии и показатели оценки результативности и эффективности региональных целевых программ в рамках концепции устойчивого социально-экономического развития региона. Выделяются основные группы показателей эффективности муниципальных программ, выявляется степень их релевантности для оценки потенциала устойчивого развития территории. Проводится расчет относительных показателей, отражающих динамику эффективности целевых программ в зависимости от динамики их количества в текущем году на территории региона. Предлагаются пути повышения эффективности региональных и муниципальных целевых программ посредством их эшелонирования и периодам реализации, обеспечивающим их преемственность в достижении комплексного эффекта. Даются рекомендации органам региональной власти и управления по повышению эффективности реализации основных региональных и муниципальных целевых программ в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Ключевые слова: регион, муниципальное образование, региональное и муниципальное управление, стратегическое планирование, региональные целевые программы, муниципальные целевые программы, эффективность региональных целевых программ.

 
Введение
В современных условиях программно- целевой метод управления на региональном и муниципальном уровнях приобретает все большую актуальность. Как показала практика, этот метод эффективен и для решения отдельных задач регионального и муниципального развития, и для формирования комплексной стратегии устойчивого развития региона в целом в долгосрочном периоде [8; 9].

Эффективность применения программно- целевого метода обусловливается его способностью мобилизовать ресурсы для решения таких проблем, которые выходят за рамки текущего или стратегического планирования развития региона или муниципального образования. Отличительными особенностями этого метода являются: концентрация ресурсов на решении конкретных задач; точная определенность сроков достижения поставленных целей; измеримость ожидаемых результатов; концентрация ответственности основных исполнителей программ перед органами региональной и федеральной власти [1; 3; 7].

Основные преимущества программно- целевого метода регионального и муниципального управления регионами могут проявляться в таких направлениях, как региональная социальная политика, развитие территорий, экологическая политика, развитие и поддержка предпринимательства и др. [2; 6]. Важным преимуществом данного метода является возможность обеспечения комплексного устойчивого развития региона или муниципального образования в долгосрочной перспективе благодаря использованию эффектов диверсификации и интеграции целей устойчивого территориального развития.

Сегодня в большинстве регионов России получили широкое распространение региональные целевые программы, которые позволили в последнее время получить серьезные результаты в социальной сфере и сфере жилищного и дорожного строительства, в сфере ЖКХ. Действительно, практика использования программно-целевого метода стратегического управления показывает устойчивую тенденцию роста количества различных региональных целевых программ. В частности, в Волгоградской области на сегодняшний день реализуется 30 областных целевых программ.

Однако не все областные целевые программы реализуются с одинаковой степенью эффективности, не достигают необходимого результата. Для этого существует достаточно много причин. В частности, не всегда формирование долгосрочных целевых программ исходит из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения; не всегда ресурсная база оказывается достаточной для достижения поставленных целей; не всегда используются адекватные ситуации методы и инструменты реализации региональных целевых программ; и наконец, отсутствует на сегодняшний день единая методика оценки эффективности региональных целевых программ, дающая возможность проводить сравнительный анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Методология формирования системы оценки эффективности и результативности региональных и муниципальных целевых программ

Как известно, эффективность региональных и муниципальных программ обусловливается соблюдением ряда принципов:
- формирование долгосрочных целевых программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
- установление для долгосрочных целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных внешних условиях;
- охват долгосрочными целевыми программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, большая доля которых находится в их распоряжении, других материальных ресурсов;
- интеграция инструментов: регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых - бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых, валютных;
- проведение регулярной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ с возможностью их корректировки, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ [2; 7; 9].

Однако на практике эти принципы не всегда исполняются, и не всегда имеется возможность оценить эффективность программ. Также сложность оценки эффективности региональных целевых программ обусловливается большим их разнообразием на территории региона. Действительно, основные региональные целевые программы различаются как по целям и направлениям реализации, так и по срокам. Соответственно, это требует различных критериев оценки их эффективности.

Вместе с этим на сегодняшний день уже существует ряд подходов для оценки эффективности реализации региональных целевых программ. В частности, чаще всего оценка проводится на основании сравнения плановых показателей достижения, заявленных в программе целей, с фактическими. Возможная шкала оценки эффективности целевых программ может выглядеть следующим образом (см. табл. 1).

Также нужно отметить, что в указанной выше методике речь идет скорее не об эффективности, а о результативности целевых программ. А это, конечно же, разные показатели.

В действительности есть существенное различие между понятиями эффективности и результативности [4; 5]. В самом общем виде эффективность понимается как относительный показатель и всегда отражает соотношение конкретного целевого показателя к уровню затрат. В этом состоит отличие эффективности от эффекта, как абсолютного показателя достижения той или иной цели. При этом эффективность может быть как экономической, так и социальной в зависимости от поставленных целей, однако в любом случае она будет отражать отношение значений целевых показателей к затратам на их достижение. Что касается результативности, которая тоже является относительным показателем и отличается от результата, то она отражает степень или уровень достижения изначально поставленных целей. Управление муниципальным образованием будет считаться результативным, если поставленные цели в большинстве своем будут достигнуты.

Поэтому, на наш взгляд, для оценки региональных целевых программ необходимо в равной степени использовать как показатели эффективности, так и показатели результативности, с последующим определением интегрального показателя (см. рисунок).

В рамках предлагаемой методики указанные критерии должны быть интегрированы в интегральный показатель результативности и эффективности для последующего сравнительного анализа программ по направлениям и приоритетам реализации, который может быть рассчитан по формуле:

показатели результативности и эффективности и адаптивности реализованных программ (в полном объеме или частично) за исследуемый период времени; K1 K2 - корреляционные коэффициенты, отражающие весовое значение каждого показателя в структуре интегрального показателя (индекса).

Таблица 1
Шкала качественной оценки эффективности региональных целевых программ


Примечание. Составлено авторами.

 
Рисунок. Система критериев оценки результативности и эффективности региональных целевых программ

Примечание. Составлено авторами.

На основании соотношения этих показателей региональные целевые программы в Волгоградской области могут быть агрегированы в три группы по значению интегрального показателя результативности и эффективности (см. табл. 2).

Как видно из данных таблицы 2, из 30 областных целевых программ, действующих на территории Волгоградской области в указанный период, большинство имеют достаточно низкий уровень эффективности и результативности, что объясняется следующими причинами: как правило, инициатором постановки региональной проблемы являются органы государственной власти, что не стимулирует инициативу заинтересованных лиц и исполнителей программы; используется слабая аналитическая проработка состояния экономики регионов, что приводит к нечеткости при определении основных интересов участников; недостаточное финансирование мероприятий целевых программ; слабый контроль выполнения программных мер.

Таблица 2
Матрица распределения региональных целевых программ Волгоградской области в 2011-2015 гг. по значению интегрального показателя результативности и эффективности

 
Примечание. Составлено авторами.

В качестве основной следует выделить проблему недостаточного финансирования программ, приводящую не только к нерентабельной и убыточной реализации проектов, омертвлению уже вложенных финансовых ресурсов, но и к увеличению остроты проблемных ситуаций, на разрешение которых ориентированы данные программы.

Заключение
Таким образом, программно-целевое управление представляет собой один из эффективных методов стратегического управления как на уровне региона, так и на уровне муниципального образования. Региональные и муниципальные целевые программы решают сегодня важные задачи развития в социальной сфере, в сфере жилищного и дорожного строительства, образования, здравоохранения и др. Благодаря таким их преимуществам, как краткосрочность, конкретность задачи, на решение которой направлены программные меры, измеримость результатов, а также высокая мотивация основных исполнителей к достижению целей, удается в последнее время достигнуть серьезных результатов. Важным преимуществом данного подхода является возможность его использования для реализации основных приоритетов устойчивого развития территории в долгосрочной перспективе.

Однако большое внимание необходимо уделять вопросам эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ. В этой связи необходим комплексный подход к оценке эффективности, разработке таких критериев, которые учитывали бы все особенности реализации конкретной программы. Система критериев должна учитывать, с одной стороны, направленность программы (экономика, социальная сфера, развитие инфраструктуры и др.), а с другой - период реализации программы (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные). Целесообразно производить оценку уровня реализации региональных и муниципальных целевых программ по таким критериям, как результативность и эффективность. Оптимальным для этого может служить интегральный показатель эффективности и результативности, который позволяет, с одной стороны, оценить степень достижения поставленных в программах целей, а с другой стороны, уровень бюджетных затрат на их достижение.

В заключение необходимо отметить, что степень устойчивости региона будет возрастать при переходе к программно-целевым методам управления регионом и муниципалитетом, а также бюджетированию, ориентированному на результат. При этом необходимо способствовать разработке адекватных критериев оценки эффективности региональных и муниципальных целевых программ.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование проведено при финансовой поддержке в форме гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области: проект N° 15-12-34002 «Повышение результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гловацкая, Н. Г. Эффективность целевых программ в области земельных отношений / Н. Г. Гловацкая, С. В. Козлова // Экономические науки. - 2007. - № 12 (37). - С. 12-16.
2. Золотарева, И. А. Программно-целевая ориентация государственной поддержки в регионе / И. А. Золотарева // Экономические науки. - 2009. - № 3 (52). - С. 20-22.
3. Идзиев, Г. И. Использование программно- целевого метода при формировании промышленной политики Республики Дагестан / Г. И. Идзиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 24 (207). - С. 22-27.
4. Кочкаров, Р. А. Ключевые показатели эффективности и результативности целевых программ / Р. А. Кочкаров // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 5. - С. 117-123.
5. Курченков, В. В. Об основных подходах к формированию наукоемкой экономики в современной России / В. В. Курченков, В. Г. Дейнега // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 2 (23). - С. 40-45.
6. Курченков, В. В. Уровень и качество жизни на Юге России: тенденции и перспективы / В. В. Кур- ченков, И. В. Митрофанова // Финансы и кредит. - 2006. - № 27 (231). - С. 57-65.
7. Лепихина, Т. Л. Целевое программирование как элемент регионального планирования / Т. Л. Ле- пихина, Ю. В. Карпович // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 5-10.
8. Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / О. В. Иншаков, С. А. Коробов, В. В. Курченков [и др.]. - М. : Наука, 2008. - 303 с.
9. Рисин, И. Е. Программно-целевое управление развитием муниципального образования / И. Е. Рисин, О. Ф. Шахов. - Воронеж : Изд-во ВГУ 2007. - 99 с.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2016. №3 (36)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.08.2017)
Просмотров: 10 | Теги: муниципальное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь