Суббота, 19.08.2017, 03:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

А.М.Гаврилов

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Предпринята попытка научного анализа понятия «транснациональная преступность», комплексного рассмотрения ее правовых проблем, объектов и признаков, общих вопросов организации и проведения, конкретных мер международного сотрудничества государств на национальном и международном уровнях; уделено внимание анализу российского законодательства в части выполнения Россией международных обязательств по вопросу борьбы с транснациональной преступностью.

Ключевые слова: международное сотрудничество, транснациональная организованная преступность, понятие и признаки преступности.

 
Проблемы противодействия транснациональной организованной преступности являются актуальными для всего мирового сообщества. В условиях глобализации качественно меняются формы и содержание преступной деятельности, которые выходят за пределы государственных границ. Она разрушительна для любого государства и общества, оказывает деструктивное воздействие на экономику, общественные процессы и демократические институты. Адекватным ответом на процессы криминализации в мире стала принятая в ноябре 2000 г. в Палермо Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открывшая новые возможности борьбы с международными формами преступной деятельности. Документ содержит положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию. Организация Объединенных Наций к транснациональным относит более полутора десятков преступлений. Наиболее опасными и глобальными являются терроризм, незаконная торговля наркотиками, оружием, взрывчатыми веществами, торговля людьми, нелегальная миграция и некоторые другие.

Рост преступности, ее организованный и международный характер способствовали тому, что в 1923 г. встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции. Была создана Международная комиссия уголовной полиции, которая с 1956 г. называется Международной организацией уголовной полиции (Интерпол). В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным секретариатом Интерпола [1]. В настоящее время эта международная организация играет важную роль в борьбе с международными уголовными преступлениями и организованной преступностью по всему миру. В Генеральном секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 г. и Россия. В Европе имеется богатый и разнообразный опыт межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью.

Международная борьба с преступностью — одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности.

Как высший критерий законности они служат нормативной основой правотворческого и правоосуществительного процесса во всех сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью. Основные принципы составляют фундамент международного правопорядка, который создается и поддерживается государством. Сам уровень правопорядка зависит от степени признания ими этих принципов, следования их указаниям.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:

1. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения. Таковыми могут быть, кроме преступлений, рассматриваемых в настоящей работе, и терроризм, захват заложников, незаконная торговля людьми, незаконный захват воздушных судов и др. Опасность именно этих деяний фиксируется в соглашениях.

2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала ее осуществления — через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы). Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.

3. Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах либо совершения его части в другом государстве и т. д. свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения (commissions rogatoires). Это может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотр места происшествия и т. п. Соглашение определяет, какого рода поручения можно давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен выполнить это поручение, руководствуется своими национальными процессуальными нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении вопросы.

4. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов, призванных оказать конкретную помощь (определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).

5. Изучение проблем преступности и борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы, конференции, создаются международные организации, научно- исследовательские институты.

6. Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию, необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности существует обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило, обмен такого рода информацией происходит раз в год.

Международное сотрудничество государств ведется в следующих формах:

1) заключение международных соглашений об оказании правовой помощи, выдаче преступников, признании преступными определенных деяний и пр.;

2) использование международных организаций. Государства в целях сотрудничества создают универсальные организации (ООН), региональные (ЛАГ, ОАЕ и др.), специализированные учреждения ООН (МОТ, ВОЗ), создают специальные организации (Интерпол); вопросы сотрудничества рассматривают постоянные организации (все вышеуказанные) и временные (конференции). Кроме того, в этом процессе принимают участие равным образом межгосударственные и неправительственные организации (Международная ассоциация уголовного права, Международная ассоциация юристов-демократов и др.).

Правовыми основами сотрудничества государств являются:

— универсальные конвенции;

— многосторонние соглашения или региональные конвенции;

— двухсторонние соглашения;

— деятельность международных организаций по борьбе с преступностью.

Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции [2. С. 216].

Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, предназначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном законодательстве. В связи с этим получили распространение конвенционные предписания о внутригосударственных мерах законодательного характера.

В российском законодательстве в последние два десятилетия появилось несколько новых норм, свидетельствующих о выполнении международных обязательств. Имеются в виду положения об угоне воздушного судна, захвате заложников, незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов, применении биологического оружия, разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия и ряд других [5. С. 89]. На более высоком уровне такая тенденция воплощена в Уголовном кодексе РФ (УК РФ).

Прежде всего следует отметить включение в УК РФ в виде специальной главы (гл. 34) статей о преступлениях против мира и безопасности человечества: планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353); производстве или распространении оружия массового поражения (ст. 355); применении запрещенных средств и методов ведения войны (в ч. 2 ст. 356 особо выделено «применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором»); геноциде (ст. 357).

В различных главах ГК РФ впервые предусмотрены такие преступные деяния, как террористический акт (ст. 205), пиратство (ст. 227), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.

Представители транснациональной организованной преступности занимаются широким спектром криминальной деятельности, начиная от таких традиционных видов, как незаконный оборот наркотиков и оружия, и завершая промышленным и технологическим шпионажем, манипуляциями на финансовом рынке. Коррупция и контроль за группами внутри и вне правовой государственной системы используются как средства осуществления такой преступной деятельности. А «отмывание» денег через их вложение в банки, финансовые институты и бизнес во всем мире становится центральной транснациональной особенностью транснациональной организованной преступной деятельности.

В отечественной научной литературе понятие «транснациональная организованная преступность» рядом авторов определяется по-разному: на основе описания ее наиболее типичных признаков, через характеристику транснациональных преступных организаций, а также посредством определения более широкого понятия «транснациональная преступность» и более узкого понятия «деятельность транснациональных криминальных корпораций».

Определение круга субъектов и признаков транснациональной организованной преступности позволит выявить ключевые аспекты, на основе которых можно исследовать все особенности этого явления. Анализ многочисленной литературы по данной проблеме позволяет выделить несколько точек зрения относительно определения транснациональной организованной преступности:

1) любое участие или организация группы людей, которые непрерывно практикуют преступную деятельность, чья главная цель — делать прибыль везде безотносительно к национальным границам;

2) осуществление преступными организациями незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран [2. С. 53 — 54].

Приведенные определения показывают, какая трансформация взглядов на данную проблему произошла среди специалистов, занимающихся ее рассмотрением. Если первоначально транснациональная организованная преступность отождествлялась с организованной преступностью, то в дальнейшем данная точка зрения в значительной степени была конкретизирована и уточнена.

Несомненно, что транснациональная организованная преступность, как и любые другие формы преступности, подчиняется своим, характерным для нее методам деятельности и модулю поведения ее членов. Поэтому при описании ее основных признаков неизбежно дается характеристика как самой деятельности, так и ее субъектов. Между тем разграничить субъекты организованной преступности, существующей в рамках границ определенных государств, и транснациональные ее формы возможно только с помощью анализа их деятельности. В этой связи представляется, что ведущим отличительным признаком транснациональной организованной преступности является специфика деятельности, которая имеет транснациональный характер.

Определение этого ведущего признака транснациональной организованной преступности позволяет очертить границу между национальной организованной преступностью, существующей внутри отдельных государств, и транснациональной. Базой этого определения является трактовка термина «транснациональный», предложенная еще в 1971 г. американскими криминологами, которая была взята за основу при обсуждении проблем транснациональной организованной преступности на Всемирной конференции в Неаполе в 1994 г.

Под транснациональной организованной преступной деятельностью понимается осуществление преступными организациями незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран.

Таким образом, организованная преступная деятельность становится транснациональной:

1) если она связана с незаконными операциями по перемещению материальных и нематериальных средств через государственные границы, которые приносят существенную экономическую выгоду;

2) при ее осуществлении используются благоприятная рыночная конъюнктура других государств, значительные различия в системах уголовного правосудия разных стран, а также проникновение в их легальную экономику с помощью коррупции и насилия.

Транснационализация организованной преступной деятельности, то есть выход ее за границы национальной территории одного государства, в настоящее время является международным процессом, в сущности, это один из высших уровней криминальной эволюции.

Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчили ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах; современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки, связанные в первую очередь с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовыми махинациями.

Транснациональная организованная преступная деятельность является наиболее рациональной и профессиональной частью криминального поведения, для нее наиболее характерным является стремление свести до минимума возможный риск и извлечь максимальную прибыль. Преступные организации способны учиться на своем и чужом опыте, обладать стратегическим видением ситуации и ее возможного развития. Они часто прибегают к помощи высококлассных специалистов, используют самые современные технологии. Организованные преступники, действующие в той или иной стране, никогда бы не переступили ее национальных границ, если бы не видели выгоды, не получали бы серьезных преимуществ и возможностей. Преследуя именно эти цели, наиболее мощные национальные преступные организации стали осуществлять операции в международном масштабе, превратившись в транснациональные преступные организации.

Транснациональные операции позволяют преступным организациям получать доступ к выгодным рынкам и находить пути проникновения на них, действуя при этом из районов, где они чувствуют себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов. Доходы от преступной деятельности направляются по каналам мировой финансовой системы и укрываются в оффшорных зонах и центрах банковской деятельности с относительно мягким регулированием.

Такие организации становятся важными участниками мировой экономической деятельности и играют ключевую роль в запрещенных законом сферах (например в производстве и торговле наркотиками), которые приобрели глобальные масштабы и приносят прибыль, превышающую размер валового национального продукта некоторых развивающихся и развитых государств. Согласно мнению экспертов Вашингтонского национального стратегического информационного комитета, доход «мировой мафии» составляет приблизительно 1 трлн долл. Эта сумма почти эквивалентна американскому федеральному бюджету.

Между тем определение понятия транснациональной организованной преступности нельзя ограничивать только характеристикой транснациональной организованной преступной деятельности. Важным компонентом этого понятия является и характеристика специфики субъектов, осуществляющих такую деятельность. Кроме того, характеристика транснациональной организованной преступности только через ее деятельность не позволяет однозначно отграничить понятие транснациональной организованной преступности от таких смежных понятий, как, например, «международная преступность», одним из признаков которой также является игнорирование национальных границ при совершении преступлений.

Что касается основных форм борьбы с транснациональной организованной преступностью, то следует отметить, что развитие международного сотрудничества в этой области прошло достаточно длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, или о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением [6. C. 372]. В дальнейшем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся: если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то в настоящее время наполняется все новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с организованной преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На международном уровне можно выделить следующие основные формы сотрудничества, используемые в борьбе с транснациональной организованной преступностью:

— обмен информацией, касающийся организованной преступности в общем, и сотрудничество по отдельным оперативным вопросам, таким как: предоставление информации о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий; проведение совместных заранее согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на территории договаривающихся сторон; проведение скоординированных операций по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;

— розыск лиц, взятие лица под стражу для обеспечения выдачи и выдача преступника (экстрадиция);

— взаимная правовая помощь в изъятии и конфискации доходов от незаконной деятельности и других активов;

— осуществление уголовного преследования (то есть государства по поручению запрашивающей стороны обязуются осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против лиц (в том числе и собственных граждан), подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося государства);

— производство обысков, выемок, изъятий и экспертиз, а также передача предметов, использованных при совершении преступления;

— допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве;

— вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство;

— уведомление об обвинительных приговорах и сведениях о судимости;

— передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются;

— признание приговоров иностранных судов.

Для максимальной реализации данных форм
важную роль будет играть эффективный механизм международного сотрудничества, о чем свидетельствуют последние тенденции налаживания все более тесного и четко оформленного взаимодействия между правоохранительными органами, а также в рамках отдельных международных и региональных организаций.

Организованная преступность во всем мире принимает транснациональный характер. На пороге XXI в. именно транснациональная организованная преступность по существу стала реальной угрозой для безопасности всего человечества как по своим масштабам, так и по разрушительному влиянию. Транснациональная организованная преступность формирует силу, угрожающую социально-экономическому развитию любого государства, при этом масштабы ее постоянно растут. Она способна не просто расширять свою деятельность, но и нацеливать ее на подрыв безопасности экономики государств, в первую очередь развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Вместе с тем это явление носит глобальный характер, от него не застраховано ни одно государство, ни один регион. Необходимо адекватно оценивать масштабы и степень угрозы, которую несет в себе быстро разрастающаяся транснациональная организованная преступность. Для этого прежде всего нужно понимать, что это явление представляет собой не новую «традиционную» форму организованной преступности, а существенно новый вид деятельности, позволяющий организованным преступным структурам угрожать стабильности целых государств, препятствовать их экономическому развитию и даже подрывать демократические институты, демонстрируя при этом свое могущество и неуязвимость.

В заключение хотелось бы отметить, что целям дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональной преступности будет соответствовать следующее.

Во-первых, совершенствование международной нормативно-правовой базы, предусматривающей в том числе разработку модельных законов и программ по борьбе с отдельными опасными видами преступлений в странах, подписавших
Конвенцию ООН. Совершенствование порядка международного розыска лиц, причастных к транснациональной преступной деятельности.

Во-вторых, разработка и реализация совместных целевых программ и долгосрочных планов по противодействию транснациональной преступности в рамках основных институтов системы международной безопасности.

В-третьих, расширение сотрудничества правоохранительных и контролирующих органов стран — участниц Конвенции ООН, предполагающего информационный обмен, совместные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, подготовку кадров, обмен технологиями расследования преступлений и др.

В условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с транснациональной организованной преступностью — нужны согласованные действия всего международного сообщества. Надеюсь, что дальнейшее обсуждение позволит выработать подходы по противодействию международному криминалу.

 
Список литературы

1. European Union Organised Crime Report 2004 [Electronic resource] // Europol : site. — URL: https://www.europol.europa.eu/content/publication/european-union-organised-crime-report-2004-1497
2. Головщинский, К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства / К. И. Головщинский ; под ред. Г. А. Сатарова, М. А. Краснова. — М., 2014. — 400 c.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, 2003 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : сайт. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/corruption.shtml
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, 2000 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : сайт. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N00/560/91/PDF/N0056091.pdf90penElement
5. Корчагин, А. Г. Организованная преступность и борьба с ней / А. Г. Корчагин, В. А. Номо- конов, В. И. Шульга. — Владивосток, 2015. — 200 с.
6. Международное право : учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. — М. : Между- нар. отношения, 2014. — 310 с.

Библиографическое описание: Гаврилов, А. М. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью / А. М. Гаврилов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 2. — С. 45 — 51.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (18.07.2017)
Просмотров: 19 | Теги: организованная преступность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь