Пятница, 22.09.2017, 16:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

КОТКОВСКИЙ Л.Э.,
старший следователь 306-го военного следственного отдела


БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА



«Армия - это слепок с общества,
которому она служит».
Ф. Энгельс
 
Общепризнанно, что принципы права -
это  основополагающие  идеи,  руководящие
начала, выражающие сущность права и вы-
текающие  из  генеральных  идей  справед-
ливости,  свободы  и  равенства.  Принципы
права  воздействуют  на  поведение  людей,
нормативно  закрепляя  и  охраняя  предпо-
сылки  социально  значимой  деятельности
субъектов  права.  Принципы  демократизма
в формировании и реализации права, закон-
ности, справедливости, национального рав-
ноправия,  гуманизма,  равенства  граждан
перед законом и судом, верховенства зако-
на,  взаимной  ответственности  государства
и  личности,  а  также  многие  другие  способ-
ны регулировать общественные отношения.
Они не только определяют общие направле-
ния правового воздействия, но и могут быть
положены  в  обоснование  решения  по  кон-
кретному юридическому делу.
Одним из явлений, которое явно про-
тиворечит  принципам  права,  является  кор-
рупция.  Коррупция  -  одно  из  самых  суще-
ственных  препятствий  для  экономического
роста  и  развития.  Это  как  международная
проблема,  так  и  проблема  каждой  отдель-
ной страны, потому что не существует госу-
дарств, где бы это явление отсутствовало.
Коррупция  имеет  место  быть  на  самых
разных  этажах  власти.  Но  есть  и  коррупция
на  бытовом  уровне.  И  неизвестно,  какая  кор-
рупция  более  страшна  и  опасна  для  страны.
Статистика говорит, что в 2009 г. Россия зани-
мала  в  рейтинге  организации  Transparency
International  146-е  место.  В  2009  г.  кор-
рупционный  рынок  в  России  организаци-
ей  Transparency  International  оценивался  в
300  млрд.  долл.  Согласно  проведенному
Transparency International в 2009 г. исследо-
ванию,  мировой  финансовый  кризис  под-
стегнул  коррупцию:  за  последний  год  она
выросла в мире на 9% [1].
Есть ещё одна цифра, которая на пер-
вый взгляд удивляет и которая на самом деле
для  нашей  страны  является  очень  тревож-
ной. По данным некоторых социологических
опросов, четверть наших граждан вообще не
считают, что коррупция является ненормаль-
ным явлением. Приветствуют коррупцию. То
есть в обществе в целом практически отсут-
ствует  нетерпимость  к  коррупции  как  к  ин-
ституту. Это является недопустимым.
В настоящее время принят и вступил в
силу  пакет  антикоррупционных  законов.  По
сути, впервые за всю современную историю
создана нормативная рамка для работы. Ну
а  если  говорить  откровенно,  то  вообще  за
всю историю нашего государства.
Конечно,  еще  многое  должно  встать
на свои места по мере развития общества.
Нормальный  уровень  жизни,  понимание,
осознание со стороны самых разных людей,
что правильнее и, самое главное, выгоднее
жить  по  законам,  является  очень  важным
стимулом.  Должны  быть  и  другие,  конечно,
стимулы,  материальные  стимулы.  Должен
быть отбор на государственную службу про-
сто нормальных, приличных людей, которые
поступают в институты, в вузы не для того,
чтобы  впоследствии  брать  взятки  на  госу-
дарственной службе, а которые мотивирова-
ны  служить  государству.  Только  так  можно
создать в нашем обществе тот самый анти-
коррупционный стандарт поведения, то, что
будет выражать в том числе и принцип спра-
ведливости в обществе [2].
25  декабря  2008  г.  вступил  в  силу
Федеральный  закон  Российской  Федера-
ции № 274-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федераль-
ного  закона  «О  противодействии  корруп-
ции»,  а  14  апреля  2010  г.  Президент  Д.А.
Медведев подписал Указ «О Национальной
стратегии противодействия коррупции и На-
циональном плане противодействия корруп-
ции на 2010-2011 годы». Претворяя в жизнь
принцип  законности,  глава  государства  вы-
разил надежду, что при реализации государ-
ственной антикоррупционной политики про-
изойдет  коренной  перелом  общественного
сознания, будет сформирована «атмосфера
жесткого неприятия коррупции».
Сейчас  коррупционная  проблема  вы-
ведена  на  первый  план:  новости  перепол-
нены  сообщениями  о  том,  что  в  различных
регионах  задержаны  чиновники  и  простые
граждане  за  взятки,  а  Правительство  еже-
дневно заявляет о новых поправках к зако-
нодательству,  противодействующему  кор-
рупции.  Но  при  этом  В.В.  Путиным  в  ходе
«прямой линии 2010» с россиянами было от-
мечено следующее: «...количество лиц, при-
влеченных за должностные преступления, за
коррупцию, взятки, у нас, к сожалению или
к счастью, растет, причем за последние не-
сколько лет неуклонно растет». По его сло-
вам, это происходит «не потому, что их (кор-
рупционеров)  стало  больше,  а  потому,  что
стала раскрываемость больше». «Такое вни-
мание к искоренению должностных правона-
рушений должно быть сохранено», - подчер-
кнул премьер.
Коррупция в органах государственной
власти - это одна из основных угроз эконо-
мической  безопасности,  которая  выделена
приоритетной Президентом РФ Д.А. Медве-
девым в настоящее время.
Также  об  этом  говорится  в  основных
правовых  источниках,  регулирующих  эконо-
мическую  безопасность  России,  а  именно  в
Государственной  Стратегии  экономической
безопасности  РФ  и  в  Стратегии  националь-
ной безопасности Российской Федерации до
2020 года, в частях, касающихся «криминали-
зации общества и хозяйственной сферы» [3].
На удивление, одним из ведомств, наи-
более  пораженным  коррупцией  в  2009-2010
годах, стало Министерство обороны РФ. Ана-
лизируя  справочно-аналитический  доклад
Главной  военной  прокуратуры  и  Министер-
ства  обороны  об  объемах  коррупции  в  Во-
оруженных Силах в 2010 г., можно выделить
следующие аспекты: несмотря на все усилия
Президента, Госдумы и прокуратуры, корруп-
ция в силовом ведомстве не только не умень-
шилась, но и возросла за прошедшие 10 ме-
сяцев более чем на 16%. Так, если за тот же
период 2009 г. было выявлено менее 1,5 тыс.
коррупционных  преступлений,  то  с  начала
2010 года количество аналогичных дел пере-
валило за 1720. К уголовной ответственности
в 2010 году были привлечены 670 человек, в
том числе 480 офицеров. Именно таким обра-
зом в РФ обеспечивается принцип равенства
граждан перед законом и судом.
В  настоящее  время  по  уголовным  де-
лам о совершении коррупционных преступле-
ний  осуществляется  предварительное  след-
ствие в отношении восьми высших офицеров.
И это, несмотря на сокращение офицерского
состава Минобороны почти на 15% [4].
На прошедшем в июле 2011 года коор-
динационном совещании по вопросам проти-
водействия коррупции в Вооруженных Силах,
других  войсках,  воинских  формированиях  и
органах Главный военный прокурор С. Фри-
динский  отметил,  что  криминогенная  обста-
новка  остается  достаточно  сложной.  Сегод-
ня  каждое  шестое  преступление  в  войсках
и  воинских  формированиях  совершается  по
коррупционным  мотивам.  Половину  из  них
составляют  должностные  подлоги  и  мошен-
ничества, растраты и взяточничество. Ущерб
государству превысил 623 миллиона рублей.
За  эти  деньги,  к  примеру,  около  100  семей
военнослужащих можно было бы обеспечить
жильем, в том числе и в московском регионе.
По  требованию  военных  прокуроров
в  первом  полугодии  2011  года  устранено
около шести с половиной тысяч нарушений
закона, более тысячи должностных лиц при-
влечены  к  различным  видам  ответственно-
сти, 397 - предостережены о недопустимости
нарушений закона.
С. Фридинский также подчеркнул, что
упущения при подборе кадров на должности,
ранее замещаемые военнослужащими, сво-
дят  на  нет  рациональную  идею  освобожде-
ния  армии  от  несвойственных  ей  функций.
Как  следствие,  сегодня  количество  корруп-
ционных  преступлений,  совершенных  гос-
служащими  и  гражданским  персоналом,
возросло в 2,5 раза. Совершаются махина-
ции при использовании средств на закупки,
ремонт и модернизацию военной техники и
вооружения  в  рамках  гособоронзаказа  [5].
Продолжаются  факты  коррупции  при  ис-
пользовании,  распоряжении,  высвобожде-
нии  и  реализации  военного  имущества,  в
том числе земель обороны и безопасности.
Только в 2011 году по материалам прокуро-
ров о нарушениях в этой сфере возбуждено
больше 180 уголовных дел.
В этой связи явно не хватает целена-
правленной работы органов военного управ-
ления, в том числе в аппаратах министерств
и  ведомств,  по  организации  мероприятий,
направленных на предупреждение коррупци-
онных правонарушений. Повсеместно нару-
шаются  требования  законов,  обязывающих
государственных служащих соблюдать огра-
ничения и запреты, не допускать конфликта
интересов, а также представлять сведения о
доходах,  имуществе  и  обязательствах  иму-
щественного  характера.  Таких  нарушений,
длящихся  годами,  военными  прокурорами
выявлено почти 2 тысячи. Так, например, на-
чальник Центрального регионального центра
МЧС России генерал-лейтенант А. Кац, пред-
ставляя сведения о доходах, скрыл наличие
у него в собственности квартиры в г. Москве,
трёх  земельных  участков  общей  площадью
более 3 тысяч кв.м. и жилого дома в Один-
цовском районе Подмосковья [6].
Руководитель  ГВП  (главной  военной
прокуратуры) отметил, что свыше полутора
триллионов  рублей  выделено  государством
на оборонные нужды в текущем году, но од-
новременно растут и потери от коррупции. И
основная задача здесь в том, чтобы совмест-
но с руководством министерств и ведомств,
органами безопасности в войсках и надзор-
ными  органами  поставить  заслон  фактам
хищения  и  незаконного  расходования  этих
средств как со стороны заказчиков, так и со
стороны исполнителей.
По  мнению  Главного  военного  проку-
рора,  поскольку  противодействие  корруп-
ции должно носить системный характер, то
и бороться с ней необходимо системно: со-
вершенствовать  ведомственные  норматив-
ные  правовые  акты,  сводить  к  минимуму
возможности для злоупотреблений воинских
должностных  лиц,  обеспечивать  прозрач-
ность госзакупок, конкуренцию при проведе-
нии  конкурсов  и  заключении  государствен-
ных  контрактов.  Важно  также  завершить
реформирование  контролирующих  органов,
повысить  уровень  межведомственного  вза-
имодействия,  проводить  активную  воспита-
тельную работу, которая должна создать ат-
мосферу неприятия коррупции [7].
В  связи  с  заданным  вышестоящим
руководством направлением ведется актив-
ная  профилактика  коррупционных  правона-
рушений  в  кадровых  органах  Вооруженных
Сил Российской Федерации. Прежде всего,
это  работа  по  внедрению  в  деятельность
органов  военного  управления,  в  том  числе
и кадровых, инновационных технологий, по-
вышающих объективность и гарантирующих
прозрачность при подготовке, принятии нор-
мативных правовых актов и управленческих
решений  и  обеспечивающих  электронное
взаимодействие указанных органов, а также
их взаимодействие с гражданами и органи-
зациями  в  рамках  оказания  государствен-
ных услуг. Немаловажно также обеспечение
гласности  и  открытости  решений,  принима-
емых  органами  военного  управления  и  за-
трагивающих права и обязанности военнос-
лужащих; создание условий для замещения
руководящих  воинских  должностей  честны-
ми,  добросовестными,  неподкупными  воен-
нослужащими.  Необходимо  оказывать  все-
мерную  поддержку  воинским  должностным
лицам, принципиально неприемлющим под-
куп (взятку) в качестве средства стимулиро-
вания их деятельности. И здесь очень важно
серьезно и взвешенно подойти к разработке
и  внедрению  антикоррупционных  стандар-
тов служебной деятельности воинских долж-
ностных лиц.
Свести  к  минимуму  ошибочные  кад-
ровые  решения  могли  бы  нормативно  за-
крепленные  перечни  воинских  должностей,
замещение которых запрещено или ограни-
чено для лиц, привлекавшихся к ответствен-
ности  за  коррупционные  правонарушения,
создание  и  введение  обособленных  реги-
стров  воинских  должностных  лиц,  которые
подвергались  наказанию  за  совершение
таких  правонарушений.  Также  нужно  пред-
усмотреть  и  установление  дополнительных
мер поощрения и стимулирования военнос-
лужащих  за  длительную  безупречную,  бес-
корыстную службу.
Некоторые из названных мероприятий
в  настоящее  время  уже  находятся  в  стадии
реализации, для выполнения других необхо-
димо еще серьезно потрудиться. Для того что-
бы  успешно  осуществить  эту  работу,  очень
важно организовать и обеспечить оператив-
ное взаимодействие и координацию деятель-
ности всех органов военного управления.
Для  организации  более  эффективной
работы  по  противодействию  коррупции  в
большинстве  федеральных  государствен-
ных органов в последние годы были созданы
специализированные подразделения кадро-
вых служб по профилактике коррупционных
и иных правонарушений [8]. Безусловно, не-
решенных  проблем  еще  достаточно  много.
Однако  комплекс  мер  по  противодействию
коррупции,  принимаемых  в  Министерстве
обороны,  позволит  гарантированно  обеспе-
чить Вооруженные Силы кадрами нового об-
лика, которых требует время [9].
В  настоящее  время  антикоррупци-
онное  законодательство  Российской  Фе-
дерации  включает  в  себя:  блок  антикор-
рупционных  законов;  антимонопольное
регулирование;  регулирование  размещения
государственных и муниципальных заказов;
Кодекс об административных правонаруше-
ниях РФ; Уголовный кодекс РФ; отраслевые
нормативные акты; ведомственные програм-
мы и регламенты.
Основными  документами,  формирую-
щими блок антикоррупционных законов, яв-
ляются:
1)  Национальная  стратегия  противо-
действия коррупции.
2)  Национальный  план  противодей-
ствия коррупции.
3)  Федеральный  закон  от  25  декабря
2008  г.  №273-ФЗ  «О  противодействии  кор-
рупции».
4)  Федеральный  закон  от  25  декабря
2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные  законодательные  акты  Россий-
ской  Федерации  в  связи  с  ратификацией
Конвенции Организации Объединенных На-
ций против коррупции от 31 октября 2003 г. и
Конвенции об уголовной ответственности за
коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием
Федерального  закона  «О  противодействии
коррупции».
Во  исполнение  Национальной  стра-
тегии  противодействия  коррупции  и  Нацио-
нального плана противодействия коррупции
на 2010-2011 годы в Министерстве обороны
Российской  Федерации  организована  рабо-
та  по  профилактике  коррупционных  и  иных
правонарушений.  Министром  обороны  Рос-
сийской Федерации 30 мая 2010 года подпи-
сан приказ №550 «О мероприятиях противо-
действия  коррупции  в  Вооруженных  Силах
Российской Федерации на 2010-2011 годы»,
которым  утвержден  ведомственный  План
противодействия коррупции [10]. Кроме того,
частично уже приняты и продолжают совер-
шенстоваться и иные подзаконные акты, ко-
торые прописывают конкретные механизмы
реализации тех или иных норм законов.
Если  говорить  про  уголовное  зако-
нодательство  в  этой  сфере,  то  здесь  ос-
новной документ - Уголовный кодекс РФ. В
частности,  это  уголовная  ответственность
за  злоупотребление  должностными  полно-
мочиями  (ст.285),  нецелевое  расходование
бюджетных  средств  (ст.285.1),  нецелевое
расходование средств государственных вне-
бюджетных  фондов  (ст.285.2),  превышение
должностных полномочий (ст.286), присвое-
ние полномочий должностного лица (ст.288),
незаконное участие в предпринимательской
деятельности  (ст.289),  получение  взятки
(ст.290),  дача  взятки  (ст.291),  служебный
подлог (ст.292) и халатность (ст.293).
В действующем КоАП РФ отсутствуют
реальные  санкции  за  нарушение  законода-
тельства как при размещении заказа, так и
при исполнении контрактов. Суммы админи-
стративного  взыскания  слишком  малы.  Со-
гласно  Кодексу  РФ  об  административных
правонарушениях,  максимум  20  тыс.  руб.
Предлагается существенно увеличить штра-
фы,  чтобы  они  были  сопоставимы  с  похи-
щенными суммами.
К настоящему времени ряд федераль-
ных ведомств уже принял свои собственные
ведомственные  документы  и  регламенты,
направленные  на  противодействие  корруп-
ции,  остальные  готовят  или  начинают  гото-
вить подобные документы.
В  Министерстве  обороны  рекоменду-
ется  предусмотреть  выполнение  комплекса
экспертно-аналитических работ, направлен-
ных на определение ведомственных корруп-
циогенных  прав  и  полномочий;  выявление
факторов  и  причин  коррупционного  риска;
анализ должностей на коррупциогенность на
основе  документов,  регламентирующих  их
полномочия;  выработку  механизмов  проти-
водействия коррупции.
Говоря об иных мерах, не затрагива-
ющих  право,  стоит  выделить  следующее:
деперсонализация  взаимодействия  воен-
но-служащих  с  гражданами  и  организа-
циями  (система  «одного  окна»,  система
электронного  обмена  информацией,  доку-
ментооборота,  оплата  электронными  день-
гами); деление административно-управлен-
ческих процедур на стадии осуществления
госзакупок  и  их  закрепление  за  независи-
мыми друг от друга должностными лицами
Министерства  обороны  для  обеспечения
взаимного  контроля;  ротация  должностных
лиц  в  Министерстве  обороны  РФ;  умень-
шение  дефицита  ресурсов,  направленных
на  реализацию  функций,  предполагающих
взаимодействие  с  организациями  (рассмо-
трение  ходатайств,  жалоб);  детальная  ре-
гламентация  процедуры  взаимодействия  с
субъектами  регулирования;  совершенство-
вание  системы  защиты  информации  вну-
три  как  Вооруженных  Сил,  так  и  органов,
в  которых  предусмотрена  военная  служба,
ФСБ,  СВР,  ФСО;  контроль  за  проведени-
ем  госзакупок  со  стороны  Службы  эконо-
мической  безопасности  ФСБ  России,  Про-
куратуры,  Департамента  экономической
безопасности  МВД;  проведение  электрон-
ных аукционов, что привлечет большее ко-
личество  участников;  проверка  участников
аукционов  органами  государственной  без-
опасности  (благодаря  этому  проведение
госзакупок выйдет из охвата Министерства
обороны и поможет сократить коррупцион-
ную  составляющую);  подбор  на  должности
в  Министерстве  обороны  граждан,  отвеча-
ющих за организацию и проведение госза-
купок,  на  основе  результата  проверочных
мероприятий органами безопасности (в том
числе  техническими  методами,  например
полиграфом)  [11].  Указанные  меры  помо-
гут обеспечить принцип равенства граждан
перед законом и судом в РФ.
Всероссийский  центр  изучения  об-
щественного  мнения  (ВЦИОМ),  целевую
аудиторию  которого  составляют  военные
эксперты, журналисты, пишущие статьи по
военной  тематике,  и  представители  обще-
ственных  организаций,  провел  исследо-
вание  на  тему  «Проблемы  борьбы  с  кор-
рупцией,  хищениями  и  иными  корыстными
преступлениями в Вооруженных Силах». В
ходе социологического опроса специалисты
обратили внимание на следующие пробле-
мы: 1. Существующая система противодей-
ствия коррупции в Вооруженных Силах нуж-
дается в повышении своей эффективности.
Из  правоохранительных  органов  наиболее
действенным субъектом борьбы с коррупци-
ей являются пока лишь органы ФСБ России
в  Вооруженных  Силах.  2.  Коррупционные
схемы действуют на всех уровнях Вооружен-
ных  Сил:  от  уровня  ротного  звена  до  выс-
шего руководства Вооруженных Сил. 3. По-
мимо  «громких»  арестов  и  нравственного
воспитания военнослужащих, имеющих сво-
ей целью снижение коррупции, необходимо
создавать систему независимых и подотчет-
ных  через  средства  массовой  информации
обществу правозащитных органов по выяв-
лению  коррупционных  преступлений  в  Во-
оруженных Силах. 4. Вместе с «телефонами
доверия»  в  органах  военного  управления  в
местах нахождения воинских частей и орга-
нов военного управления создать приемные
комитетов Государственной Думы ФС РФ по
обороне и безопасности, а также приемные
Общественной палаты РФ, установить в них
«горячие  линии».  Все  руководители  прием-
ных должны отчитываться перед обществом
о  своей  работе  через  средства  массовой
информации.  5.  Обществу  и  высшей  госу-
дарственной власти необходимо вести кро-
потливую  работу  по  формированию  у  на-
селения,  в  том  числе  у  военнослужащих  и
сотрудников силовых структур, антикорруп-
ционного сознания [12].
Как видно из исследований и анализа
нормативных правовых актов, к настоящему
времени в России создана довольно целост-
ная нормативно-правовая база, которая по-
тенциально позволяет проводить эффектив-
ную комплексную политику противодействия
коррупции. Насколько действенной и реши-
тельной будет эта политика, какие будут до-
стигнуты результаты, заранее оценить слож-
но. Как ни банально это звучит, но мировой
опыт борьбы с коррупцией и наша собствен-
ная история показывают: успех любой анти-
коррупционной кампании всегда зависит от
политической воли руководства.

Библиографический список:
1. Кудашкин А.В., Беляков В.Н., Алексеев С.В. Проблемы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №2. С.6-10.
2. Щукин А.В., Неизвестных П.А. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации - задача общая // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №4. С.2-5.
3. Указ Президента от 12 мая 2009 г. №537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. №20. Ст 2444.
4. Рогов А.С. Коррупция в области осуществления государственных закупок Министерством обороны РФ как угроза экономической безопасности России. М.: Издательская группа «Юрист». 2011 г. №5.
5.  С  официального  сайта  Главной  военной  прокуратуры.  //  URL:  http://gvp.gov. ru/news/view/232/.
6. Куликов С. Госзакупки проверят на полиграфе // URL: http:// www.ng.ru/ economics/ 2010-03-12/ 1_goszakupki.html//2010-03-12.
7.  С  сайта  «Государственная  система  правовой  информации.  Официальный  интернетпортал правовой информации» // URL: http://www.pravo.fso.gov.ru/news/2010.04/news_0184.html.
8. Горемыкин В.Ф. Корыстолюбцам в строю не место. Газета «Красная звезда». 22.12.10 г.
9. Горемыкин В.Ф. Профилактика коррупционных правонарушений - новая функция кадровых органов Вооружённых Сил Российской Федерации. Газета «Военный промышленный курьер». 14.01.11 г.
10. Нормативная база противодействия коррупции в госзакупках. 20.11.2011. // URL: http://bujet. ru/article/58574.php.
11. Зорин О.Л. Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в области обороны: теоретико-правовой аспект. Военно-правовое обозрение. 2011. №5. С.3-8.
12. Перенджиев А.Н. ВЦИОМ проводит исследование по проблемам борьбы с коррупцией в Вооруженных Силах Российской Федерации. // URL: http://www.lawinrussia.ru/node/35637.










 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 2952 | Теги: антикоррупционное законодательство, органы государственной власти, Уголовное, Экономическая безопасность, вооруженные силы, надзорная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь