Пятница, 20.07.2018, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Биомеханика двигательной деятельности: методика обучения студентов

Ю.Д.Овчинников,кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В.Г.Минченко, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма, мастер спорта СССР, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Представлена методика обучения студентов в вузе спортивного направления профильному предмету «Биомеханика двигательной деятельности». Использование в обучении различных методов позволило авторам соединить теорию и практику, приобщить студентов второго курса к прикладным научным исследованиям и показать новые возможности развития научно-методической работы в учебной дисциплине. Логико-компетентностный подход дал возможность обобщить проводимые научные исследования, популяризировать и развить новые методы в учебном процессе конкретного учебного заведения.

Ключевые слова: методика обучения, теория и практика, научные направления, биомеханика двигательной деятельности.

 
Выбор научной темы для преподавателя вуза на современном этапе развития учебного процесса и научных исследований зависит от многих факторов. Учитывая приоритетные научные направления исследований, проводимых в Кубанском государственном университете физической культуры спорта и туризма, для развития научно-методической работы в преподаваемом предмете и его концептуального развития в соответствии с требованиями ФГОС3+, а также практического развития научной базы высшего учебного заведения было выбрано следующее научное направление — «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека». Одним из аспектов указанного направления является изучение средств, методов и технологий освоения базовых двигательных действий человека. Данными вопросами занимаются А. Е. Покатилов, М. А. Киркор, В. И. Ильенков, В. С. Туктамышев, Ю. И. Няшин [19; 21].

Изучая общую биомеханику в учебном курсе «Биомеханика двигательной деятельности», студенты знакомятся с основой двигательных действий человека при помощи специализированных понятий и методов, используемых в науке — в биомеханике [1; 3; 6; 20; 21; 22].

Цель работы: формирование методики обучения студентов базовым основам биомеханики двигательной деятельности человека с использованием различных методов во взаимосвязи теории и практики с учётом современных тенденций развития образования и науки.

Представленное направление структурно состоит из четырёх разделов:
1. Педагогико-методические исследования элементов биомеханики движений в различных спортивных направлениях.
2. Эргономическая биомеханика в жизни и деятельности человека.
3. Биомеханика движений в игре.
4. Биомеханика в проектных технологиях (с использованием «метода проектных технологий») [13; 15].

Следует отметить, что каждый раздел может научно-методически развиваться самостоятельно, но в объединённой форме они формируют развитие предметных технологий на современном этапе в вузе спортивного профиля.

Рабочая программа по профильному предмету «Биомеханика двигательной деятельности» построена в логико-компетентностном подходе (Ю. Д. Овчинников, О. Г. Лызарь) [11; 16].

Исследование базовых элементов биомеханики движений и возможности их использования в научной и практической деятельности показано в работах Л. Б. Дзержинской, А. П. Ефимова, Ю. Д. Овчинникова, И. Г. Павельева, А. В. Родина [4; 5; 12; 20].

В 2014 г. в рамках изучения курса (предмета) «Биомеханика двигательной деятельности» в учебно- методической и научной работе со студентами был применён метод проектных технологий [15]. Полученные результаты описаны в ряде научных статей [8; 10; 13; 14].

Научная новизна методики обучения студентов в предметах профильного цикла важна для получения объективного результата в работе преподавателя и студента. Метод проектных технологий, применяемый при развитии предметных технологий в физике, математике, показал свою педагогическую целесообразность, но при изучении законов и принципов биомеханики двигательной деятельности использовался впервые.

Метод проектных технологий даёт возможность развиваться учебному предмету в соответствии с новыми образовательными стандартами. Разработка студентами различных видов проектов показывает использование законов и принципов биомеханики, видов биомеханики в учебной, научной и практической деятельности человека (А. В. Воронов, В. А. Усков, А. И. Азевич, С. В. Петухов) [2; 17]; демонстрирует возможности практического применения биомеханики и родственных с ней направлений (кинезиологии, кинезиотерапии); учит студентов сбору научной информации и работе с ней; даёт возможность овладеть им элементарными навыками научно-исследовательский работы через построение познавательной модели и использование педагогического принципа «от простого к сложному». Всё это повышает социальную значимость изучаемого предмета в сознании студентов (выстраивание модели общественной значимости проводимых студентами научных работ) [8; 10; 13; 14].

Проводимые прикладные научные исследования способствуют выполнению многофункциональных задач:
1. Педагогико-методические исследования элементов биомеханики движений в различных спортивных направлениях для формирования профессиональных компетенций у студентов по предмету (А. Е. Покатилов, М. А. Киркор, В. И. Ильенков) [19].
2. Эргономическая биомеханика как способ формирования здорового образа жизни (мини-исследования).
3. Биомеханика движений в игре с целью изучения специфики движений у детей с особенностями движений (синдром Дауна, синдром Ретта).
4. Использование «метода проектных технологий» в учебном курсе «Биомеханика двигательной деятельности» позволяет выстраивать научные перспективы в предмете [15].

Обоснование и использование научных методов и методических форм и приёмов показывает взаимосвязь и взаимозависимость науки и образования в предметных технологиях:
• Метод сбора информации и синтеза с использованием метода «мультимедиа биомеханики» [18].
• Проведение методического и обобщающего анализа в учебном и научном контенте с целью формирования логико-компетентностного подхода в предмете, обеспечения тесной взаимосвязи теории и практики в направлении «Биомеханика двигательной деятельности» [9; 11; 14].
• Использование метода проектных технологий для развития научно-методического направления «Биомеханика в проектных технологиях», которое будет показывать тематику научно-исследовательской работы со студентами, формирования азов научной деятельности с дальнейшим выходом на прикладные и фундаментальные научные исследования [8; 10; 13].
• Применение специализированных методов биомеханики для проведения экспериментальных научных исследований со студентами: выполнение лабораторных и расчётно-графических работ (В. М. Коршиков, А. А. Померанцев) [7; 9].

Заключение. Проблема формирования научной темы для преподавателя является сложной задачей, поскольку тема должна быть не только актуальной, но и отвечать научной направленности высшего учебного заведения и иметь практические результаты внедрения. Сформулированная нами научная тема — «Формирование и развитие методики обучения студентов базовым основам биомеханики двигательной деятельности человека с использованием различных средств во взаимосвязи теории и практики с учётом современных тенденций развития образования и науки» — отвечает запросам времени и государственному стандарту в сфере высшего образования.

Список литературы

1. Борисов, А. В. Биомеханика ходьбы человека : учеб. пособие для студентов, изучающих дисциплину «Биомеханика» / А. В. Борисов, А. В. Чигарев. — М., 2009.
2. Воронов, А. В. Современная методология исследования биомеханики нападающего удара в волейболе / А. В. Воронов, В. А. Усков, А. И. Азевич // Соврем. науч. исслед. и инновации. — 2015. — № 5-4 (49). — С. 132-138.
3. Девишвили, В. М. Н. А. Берштейн — основатель современной биомеханики / В. М. Девишвили // Нац. психол. журн. — 2015. — № 4 (20). — С. 74-78.
4. Дзержинская, Л. Б. Дифференциальная биомеханика : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Дзержинская. — Волгоград, 2009.
5. Ефимов, A. П. Прикладные аспекты биомеханики головного мозга и внутричерепного давления / А. П. Ефимов // Вестн. Рос. Акад. естеств. наук. — 2010. — № 1. — С. 81-86.
6. Кичайкина, Н. Б. Биомеханика физических упражнений : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Кичайки- на, И. М. Козлов, Я. К. Коблев. — Майкоп, 2000.
7. Коршиков, В. М. Биомеханика : пособие для лаборатор. работ / В. М. Коршиков, А. А. Померанцев. — Липецк, 2016.
8. Овчинников, Ю. Д. Мышечная сила как биомеханическая характеристика при занятии пауэрлиф- тингом в подростковом периоде / Ю. Д. Овчинников, С. А. Сложеникин // Актуал. проблемы гуманитар. и естеств. наук. — 2016. — № 3-3. — С. 132-134.
9. Овчинников, Ю. Д. Моделирование биомеханических двигательных действий при игре в дартс / Ю. Д. Овчинников // Физ. культура, спорт — наука и практика. — 2016. — № 3. — С. 84-91.
10. Овчинников, Ю. Д. О биомеханике движений при метании ножей / Ю. Д. Овчинников, Н. А. Наза- ренко // Актуал. вопр. физ. культуры и спорта. — 2016. — Т. 18, № 1. — С. 42-46.
11. Овчинников, Ю. Д. Исследовательские функции компетенций / Ю. Д. Овчинников, О. Г. Лызарь // Проф. образование в соврем. мире. — 2016. — Т. 6, № 2. — С. 310-316.
12. Овчинников, Ю. Д. Биомеханические характеристики теоретической модели (на примере прыжка вверх с места) / Ю. Д. Овчинников, И. Г. Павельев // Новый ун-т. Серия: Вопр. естеств. наук. — 2016. — № 1-2 (7). — С. 37-40.
13. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях: игровой проект «Лапта» / Ю. Д. Овчинников, А. А. Арнаутова // Физ. культура, спорт и здоровье. — 2016. — № 28. — С. 95-100.
14. Овчинников, Ю. Д. Медико-педагогические аспекты занятием каратэ детей: проблемы и опыт / Ю. Д. Овчинников, Н. Ю. Дзюба // Эксперимент и инновации в шк. — 2016. — № 6. — С. 50-53.
15. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях / Ю. Д. Овчинников // Физ. культура, спорт — наука и практика. — 2013. — № 3. — С. 3235.
16. Овчинников, Ю. Д. Учебный предмет и его структурно-функциональная направленность / Ю. Д. Овчинников // Материалы научной и научно- методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2016. — Т. 1. — С. 156-158.
17. Петухов, С. В. Вибрационная генетическая биомеханика и наследуемые системы биологических резонансов / С. В. Петухов // Медицина и высокие технологии. — 2015. — № 2. — С. 16-28.
18. Подгаец, Р. М. Роль изучения профильных разделов естествознания в подготовке студентов по профилю «Компьютерная биомеханика» / Р. М. Под- гаец, В. Д. Тютюнщикова, В. Ф. Кузнецов, В. Н. Никитин // Рос. журн. биомеханики. — 2016. — Т. 20, № 1. — С. 77-80.
19. Покатилов, А. Е. Новые технологии исследования биомеханики пространственного движения / А. Е. Покатилов, М. А. Киркор, В. И. Ильенков // Образование, наука и производство в XXI веке: современные тенденции развития : материалы юбилейн. междунар. конф. — Могилёв, 2016. — С. 203-204.
20. Родин, А. В. Биомеханика индивидуальных технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта / А. В. Родин // Вестн. спортив. науки. — 2016. — № 2. — С. 41-43.
21. Туктамышев, В. С. Силы инерции в задачах биомеханики / В. С. Туктамышев, Ю. И. Няшин // Рос. журн. биомеханики. — 2016. — Т. 20, № 3. — С. 209-219.
22. Филатова, О. Е. Принцип относительности покоя и движения гомеостатических систем, или Является ли биомеханика разделом физической механики и термодинамики? / О. Е. Филатова, В. В. Еськов, Ю. В. Вохмина, М. И. Зимин // Сложность. Разум. Постнеклассика. — 2015. — № 3. — С. 66-76.

Для цитирования: Овчинников, Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности: методика обучения студентов / Ю. Д. Овчинников, В. Г. Минченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 47-51.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.06.2018)
Просмотров: 25 | Теги: Биомеханика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь