Среда, 22.08.2018, 09:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка на лыжах с трамплина в фазах разгона и приземления

В.В.Зебзеев

Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка на лыжах с трамплина в фазах разгона и приземления

Аннотация. Цель исследования заключалась в изучении биомеханических и аэродинамических особенностей техники прыжка в фазах разгона и приземления. Установлено, что большинство иностранных авторов для выполнения максимально дальнего прыжка на лыжах с трамплина рекомендуют учитывать ряд факторов, влияющих на кинематические показатели техники прыжка.

Ключевые слова: фазы разгона и приземления, техника прыжка с трамплина, биомеханические и аэродинамические особенности, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье.

 

Одной из важных задач технической подготовки в прыжках на лыжах с трамплина является обучение юных спортсменов основам безошибочного выполнения техники такого сложнокоординационного упражнения, как прыжок на лыжах с трамплина, структура которого состоит из следующих основных фаз: разгона, отталкивания, полета и приземления. При этом, по мнению большинства специалистов, наибольшие трудности у юных спортсменов вызывает выполнение техники прыжка в фазах разгона и приземления [1, 2]. Вместе с тем, в публикациях российских ученых практически нет сведений, характеризующих биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка на лыжах в фазах разгона и приземления.

Особенности выполнения техники прыжка в фазе разгона. По мнению Б. Йоста, спортсмену, выполняющему разгон, следует решить несколько задач: во-первых, он должен суметь оптимизировать скорость разгона, а, во-вторых, принять наиболее выгодное аэродинамическое положение перед фазой отталкивания [3]. Вместе с тем, некоторые российские специалисты считают важным ориентировать спортсменов в фазе разгона на достижение максимальной скорости перед непосредственным выполнением отталкивания [1].

Однако результаты специальных исследований целого ряда зарубежных авторов [3, 4] позволяют утверждать, что скорость разгона является значимым фактором только на трамплинах мощностью до 40 м. Об этом свидетельствуют значения корреляции (r), которые находятся в диапазоне от 1 до 0,8, что указывает на очень высокую корреляционную связь между скоростью разгона и дальностью прыжка. На трамплинах мощностью от 40 м до 100 м величины r находятся в интервале от 0,8 до 0,5 (на трамплинах К-90 r=0,55), что свидетельствует о среднем и слабом влиянии скорости разгона на дальность прыжка. На трамплинах мощностью более 100 м значения корреляционной связи между изучаемыми факторами снижается еще значительнее. Так, на трамплинах мощностью 120 м r=0,45, на трамплинах К-140 м r=0,4, а на трамплинах К-200 м r=0,35. Из этого следует вывод о том, что скорость разгона является очень важным фактором на трамплинах малой мощности, существенным — на трамплинах средней и нормальной мощности, однако для больших и полетных трамплинов фактор скорости уже не является столь значимым.

Об этом же свидетельствуют и результаты Б. Йоста (Планица, 24 мая 2013 г.), который установил слабую корреляционную связь (r=0,38) между вертикальной скоростью разгона и дальностью прыжка спортсменов. При этом скорость и длина прыжка спортсменов, занявших места в первой «двадцатке», варьировалась в диапазоне от 104,7 км/ч до 106,3 км/ч и от 183,5 м до 218 м соответственно. Основываясь на полученных данных, специалист из Словении сделал заключение о том, что в современных условиях фактор скорости уже не является столь значимым для прыгунов на лыжах с трамплина [3].

Вместе с тем необходимо отметить, что удлинение дистанции разгона способствует повышению скорости и изменению биомеханических условий прыжка. Профессор Люблянского университета Б. Йост подчеркивает, что наибольшую скорость на разгоне стремятся развивать спортсмены с невысоким уровнем мастерства, поскольку в такой ситуации им легче совершить более длинный для себя прыжок и тем самым заработать большее количество рейтинговых очков [3]. Этот же тезис подтверждает M. Janura в своем исследовании [2].

В этой связи для того, чтобы поставить всех соревнующихся спортсменов в одинаковые условия, члены жюри перед началом соревнований определяют стартовую скамейку, с которой лыжники-прыгуны выполняют соревновательные прыжки. Однако спортсмены, принявшие решение совершить разгон с более высокой или более низкой стартовой скамейки, чем установленная, получают специально рассчитываемую компенсацию к показанному ими результату (так называемый «гейт- фактор»), которая, например, для трамплина в Планице составляет ±7,74 балла за каждый метр [3].

Для выполнения наиболее эффективного отталкивания, спортсмену важно принять наиболее оптимальную позу разгона, главной характеристикой которой в этот момент является стабильность. Для того чтобы сохранить стабильное аэродинамическое положение лыжнику-прыгуну приходится преодолевать влияние ряда факторов: подъемной силы, силы сопротивления, силы тяжести, силы трения лыж и центробежной силы инерции [3].

Особенности выполнения техники прыжка в фазе приземления. Полет завершается приземлением — переходом к скольжению по горе. Основное назначение приземления — погасить нормальную составляющую скорости полета (относительно горы приземления) постепенным ее уменьшением (амортизации) [3, 4].

Основными задачами, стоящими перед лыжником- прыгуном в фазе приземления являются получение максимальной оценки за технику и оптимизация длины прыжка. Фаза приземления, как и фаза отталкивания, подразделяется на контактную и бесконтактную [2, 3].

На спортсмена в бесконтактной фазе оказывают воздействие сила тяжести, сила сопротивления и подъемная сила. При контактной фазе приземления на лыжника-прыгуна воздействуют центробежная сила инерции, подъемная сила, сила сопротивления и сила трения лыж [2, 3].

Важным фактором рассматриваемой фазы является угол приземления (который образуется у спортсмена на подходе к приземлению), поскольку от его величины во многом зависит сила удара, возникающая в тот момент, когда прыгун касается поверхности горы приземления. Возникающая в результате этого удара сила может в 10 раз превышать массу тела спортсмена, совершающего прыжок. Для того, чтобы снизить нагрузку, выпадающую на опорно-двигательный аппарат спортсмена во время контактного приземления, величина угла приземления должна быть как можно меньше и не должна превышать более 8-10° [3].

Вместе с тем, для устойчивого равновесия необходимо, чтобы равнодействующая всех сил, действующих на лыжника в момент приземления, не выходила за опорную поверхность или, иначе говоря, чтобы сумма моментов всех сил, действующих на лыжника относительно точки опоры, была равна нулю [2].

Для увеличения переднезадней устойчивости спортсмен во время приземления делает выпад порядка 0,5-0,6 м. Этот выпад называется «разножкой» или приземлением в позе «телемарк». Здесь большую роль оказывает развитое чувство равновесия спортсмена. Этому способствует необходимое в том или ином случае положение рук (в стороны, вперед) спортсмена [2].

Таким образом, полученные результаты теоретического исследования помогут специалистам по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью получить системное представление о биомеханических и аэродинамических особенностях техники прыжка на лыжах с трамплина в фазах разгона и приземления, как наиболее важных компонентах, влияющих на результативность соревновательной деятельности спортсменов.

Литература:

1. Зебзеев, В. В. Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка в фазах полета и отталкивания / В. В. Зебзеев, О. С. Зданович, В. В. Зебзеев // Наука и спорт: современные тенденции, 1 (10) — 2016.— С. 42-49.
2. Зебзеев, В. В. Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка на лыжах с трамплина / В. В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 4 (134) — 2016.— С. 93-98.
3. Jost, B. Analysis of the selected kinematic variables of the take off in ski jumps and their correlation with the length in the finals of the world cup at Planica in 1999 / B. Jost, M. Coh, J. Pustovrh&Ulaga M. // In M. Coh& B. Jost (Eds.), Biomechanical characteristics of technique in certain chosen sports.— 2000.—P. 58-71. Ljubljana: University of Ljubljana.
4. Virmavirta, M. Characteristics of the early flight phase in the Olympic ski jumping competition / M. Virmavirta, J. Isolehto, P. V. Komi, G. P. Bruggemann, E. Muller, H. Schwameder // Journal of Biomechanics. — 2005-38 (11). P.— 2157-2163.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.07.2018)
Просмотров: 23 | Теги: прыжки на лыжах с трамплина, Лыжное двоеборье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь