Суббота, 14.12.2019, 16:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

БАЗА ДАННЫХ «ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

М. В. Рыгалова

БАЗА ДАННЫХ «ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

(Исследование поддержано РФФИ, проект № 18-39-00112)

Среди музеев образовательных учреждений выделяются школьные музеи, имеющие специфику работы, направления и цели. В первую очередь, такие музеи главным вектором своего развития и работы видят духовно-нравственное воспитание, привитие ценностных идеалов обучающимся школ. Коммуникация школьных музеев строится во взаимодействии с педагогическими работниками и школьниками, преимущественно в рамках учебных занятий.

Однако многие школьные музеи идут значительно дальше в направлениях развития, создают среду не только для формирования компетенций обучающихся в пределах школьной программы и внеклассных мероприятий, но и способствуют более глубокому личностному развитию. Школьные музеи часто являются хранителями не только истории своего учреждения, но и документируют историю и культуру региона, в котором находятся, отдельных личностей. В этой связи встаёт вопрос об актуализации и популяризации информации об истории формирования и развития школьных музеев, а также их вкладе в и сохранение историко- культурного наследия региона, страны.

Работа школьного музея имеет свои особенности, связанные с тем, что они находятся в стенах образовательных учреждений и выполняют в первую очередь образовательно-воспитательные функции. Это проявляется во всех формах работы, начиная от процесса комплектования и заканчивая культурно-просветительной работой. Но при этом, они являются полноправными социокультурными институтами современного общества, имеют множество направлений работы и возможностей, в том числе направленных на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами [1].

Школьные музеи, как и другие музейные учреждения, должны соответствовать реалиям времени, быть привлекательным для посетителей. При этом, конечно, не терять своего первоначального назначения: быть полезными в образовательно-воспитательном процессе.

Вместе с тем, школьным музеям уделяется незаслуженно мало внимания с точки зрения профессионального сообщества музееведов, а также с точки зрения исследователей. На таких крупнейших музейных порталах как «Музеи России», «Госкаталог», «Культура.рф» представлена информация о наиболее крупных российских музеях [2, 3, 4]. Школьные музеи часто не имеют своего интернет-представительства, т. е. о них сложно или невозможно найти информацию в сети Интернет.

А сегодняшней тенденцией является именно обращение к Интернет- ресурсам, которые позволяют быстро получить оперативную информацию об учреждениях (контактные данные, основные сведения, а также отзывы). Кроме того, создаются аналитические ресурсы (базы и банки данных, каталоги и проч.) Нельзя сказать, что в музейной сфере эта тенденция развивается активно, но имеются и положительные примеры. Например, в Екатеринбурге был создан интерактивный Атлас музеев Свердловской области [5], в Москве разработана база данных частных и корпоративных музеев России [6]. Школьные музеи в таких аналитических исследованиях никак не задействованы.

Объединённый ресурс «Музеи Югры» - крупнейший виртуальный ресурс, доступный онлайн, объединяющий информацию обо всех музеях Ханты-Мансийского автономного округа в виде интерактивной карты и представленными на ней данными. Кроме государственных, муниципальных и ведомственных музеев, ресурс представляет информацию и о школьных музеях. В частности, содержит контактные данные о составе фондов и экспозиций. Интерактивный ресурс в целом можно назвать образцом в направлении изучения и популяризации музейной сети отдельного региона, в деле использования информационных технологий и размещении информации онлайн. Но, кроме того, это первый подобный ресурс, объединяющий школьные музеи [7].

Региональные сети школьных музеев отличаются их разнообразием. Например, по данным на 2018 г. в г. Барнауле насчитывалось 72 школьных музея. На территории Алтайского края - 274 школьных музея.

В Алтайском крае нет официально утверждённой организации, ответственной за курирование работы школьных музеев. Неофициально таким уполномоченным лицом является Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай», который периодически собирает сведения о работе и реорганизации школьных музеев края.

С 2016 г. кафедра музеологии и документоведения Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул) проводит конференцию «Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития», участниками которой являются представители школьных музеев, которые делятся опытом работы в создании музеев, в конкретных направлениях их деятельности. Конференцию можно считать положительным примером сотрудничества научного и профессионального сообщества в рамках функционирования школьных музеев.

История формирования школьных музеев Алтайского края богата и многообразна. Она восходит к 1960-м гг., когда их становление происходило в результате молодёжных патриотических акций. Обязательной структурой в школе в этот период считалась ленинская комната или зал Боевой славы [8]. По результатам проведённой паспортизации 1975 г. в крае насчитывалось 152 школьных музея [9]. В 2003 г. в крае было 122 паспортизированных музея и ещё 173 музейных комнат [8].

Рост интереса к школьным музеям обусловлен многообразием их коллекций. По профилю школьные музеи Алтайского края разнообразны. На современном этапе выделяются исторические, историко-краеведческие, литературные, историко-патриотические, военно-исторические, граждан- ско-патриотические, мемориальные, этнографические музеи. Кроме того, некоторые крупные коллекции школьных музеев «переросли» стены образовательных учреждений и стали основой создания районных краеведческих музеев. Например, музеи Тюменцевской, Курьинской, Староалейской школ реорганизованы в районные краеведческие музеи [8].

В связи со значительно развитой сетью школьных музеев в Алтайском крае, их видовым разнообразием, возникает интерес к систематизации, упорядочиванию информации о них с целью дальнейшего анализа информации и использования её в научно-исследовательской деятельности.

В качестве варианта платформы для систематизации и дальнейшего представления информации выбраны технологии баз данных.

В качестве программного обеспечения использовался стандартный пакет MS Office Excel.

Выбранный программный продукт позволяет определить структуру базы данных. К тому же, данные из MS Office Excel поддаются конвертации во многие другие программные продукты.

Первым этапом работы являлся сбор информации о школьных музеях. Работа велась в нескольких направлениях: представительства музея в сети Интернет (веб-сайт или страница в Интернете, преимущественно на школьном сайте), личные встречи с представителями музеев, телефонные контакты с представителями школ и школьных музеев, а также опубликованная литература. На этапе сбора информации выявились трудности, связанные с отсутствием заинтересованности представителей школьных музеев в предоставлении информации для исследовательских целей. Кроме того, даже при функционировании музея при школе, зачастую о нем отсутствует информация на сайте образовательного учреждения.

На втором этапе работы комплекс собранной информации позволил разработать структуру базы данных. Она представлена следующим образом: NP (населённый пункт), ORGANIZATION (организация/школа), CONTACTS (контактная информация), PROFILE (профиль), MUSEUM (название музея), DIRECTOR (руководитель), EXPOSITIONS (экспозиции), UNIQUE EXHIBITS (уникальные экспонаты), HISTORICAL INFORMATION (историческая справка), COMMENTS (примечания).

Кроме типового названия «музей школы», большая часть музеев имеет конкретные названия (например, «Родной край: страницы истории» (Хабарский район, с. Новоильинка), «Память - это мы!» (Шипунов- ский район, с. Шипуново), Истоки (Бийский район, с. Шебалино) и проч.). В графе «профиль» указывается профиль музея в соответствии с паспортом музея и/или основным направлением его деятельности. Контактная информация включает в себя основные сведения (в том числе полный адрес, контактный телефон, адрес электронной почты и ссылка на веб-страницу). Сведения об экспозициях включают названия актуальных на момент создания базы данных экспозиций музеев. Информация об уникальных экспонатах представлена по лишь некоторым музеям. Данная информация несёт в себе субъективную оценку хранителей коллекций, поскольку тот или иной экспонат в данном контексте может представлять существенную значимость для школьного музея и иметь меньшую ценность для другого уровня музея (например, муниципального). Некоторые музеи не представили информацию об уникальных экспонатах, в этой связи графа осталась не заполненной. Раздел «историческая справка» содержит сведения о дате создания музея. В «примечаниях» приводятся комментарии об особенностях работы музея, создателях и прочее.

Данная структура позволяет отразить основную информацию о школьных музеях комплексно, представив её в структурированном виде, доступном для анализа и изучения в исследовательских целях (см. рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент базы данных «Школьные музеи Алтайского края»

Анализ хронологического охвата создания существующих сегодня музеев показал, что сеть школьных музеев края начала формироваться в 1960-е гг. Самыми ранними музеями, которые функционируют и на сегодняшний день, являются Народный музей истории органов ФСБ (военно- исторический) при МБОУ СОШ № 52, созданный в 1962 г.; историко- краеведческий музей «Наше Отечество» (1962 г.); школьный историко- краеведческий музей при МБОУ СОШ № 78, открытый в 1965 г.; в 1966 г. создаются музеи при Гимназии № 42 (историко-краеведческий музей гимназии и музей Боевой славы 56 гвардейской Смоленского ордена Красного Знамени Стрелковой дивизии (оба историко- краеведческого профиля); а также музей Боевой славы 5 гвардейской стрелковой дивизии при МБОУ СОШ № 48 имени Героя Советского Союза Козина Н. Д. и музей Лицея № 130 им. 80 гвардии Уманской ордена Суворова стрелковой дивизии.

Школьные музеи в сельских населённых пунктах зачастую создаются и через некоторый период времени прекращают свою работу из-за недостатка финансирования или кадровых проблем. Однако можно выделить наиболее ранние школьные музеи, существующие сегодня в населённых пунктах Алтайского района - с. Алтайское (1983, 1989 г.), с. Нижнекаменка (1991 г.); Бийского района - с. Сростки (1976 г.); Быстроистокский район - с. Верх-Озерное (1968 г.), Быстрый Исток (1987 г.); Завьяловский район - с. Гилёвка (1980 г.), п. Малиновский (1985 г.); Заринский район - с. Новозыряново (1981 г.), с. Хмелевка (1989 г.); Каменский район - с. Луговое (1970 г.); Ключевский район - п. Целинный (1975 г.) и др.

По профильной принадлежности школьные музеи Алтайского края разделены следующим образом: краеведческие - 108, историко- краеведческие - 112, историко-литературные - 1, литературно- краеведческие - 3, историко-патриотические - 2, исторические - 12, военно-исторические - 14, гражданско-патриотические - 1, военно- патриотические - 11, этнографические - 7, мемориальные - 1, историко- этнографические - 2.

Таким образом, разработанная база данных по сети школьных музеев Алтайского края представляется как комплексный ресурс, отражающий базовую информацию о музеях. Эти сведения можно использовать как в образовательном процессе на профильных направлениях обучения, так и специалистами - музейными сотрудниками для ознакомления и возможного последующего налаживания сотрудничества в части подготовки совместных мероприятий, выставок. Кроме того, созданную базу данных в дальнейшем планируется использовать как основу в научно- исследовательской деятельности при анализе музейной сети Алтайского края, составной частью которой являются школьные музеи.

Список литературы

1. Тельманова А. С. Диверсификация роли школьного музея в социокультурном пространстве // Вестник КемГУКИ. 2014. № 28. С. 96-100.
2. Музеи России. URL: http://www.museum.ru/ (11.12.2018)
3. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации «Госкаталог. РФ» URL: http://goskatalog.ru/portal/#/ (11.12.2018)
4. Культура.рф : портал культурного наследия, традиций народно России. Раздел «Музеи». URL: https://www.culture.ru/museum/ (11.12.2018)
5. Атлас музеев Свердловской области. URL: http://museums-atlas. cityscanner.ru (11.12.2018)
6. Казакова С. А. База данных частных и корпоративных музеев России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 47-50.
7. Объединённый ресурс «Музеи Югры». URL: http://hmao-museums. ru (11.12.2018).
8. Несвежева Н. В. История формирования школьных музеев в Алтайском крае // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 9. С. 73-77.
9. Несвежева Н. В. И вечно юная дорога (к 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения). Барнаул, 2008. 124 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.11.2019)
Просмотров: 26 | Теги: школьный музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь