Суббота, 16.02.2019, 06:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

БАЛЛЫЮ-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

А.Б.Бусарин

БАЛЛЫЮ-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка является важнейшей частью подготовки будущего специалиста.Балльно-рейтинговая система оценки физического состояния студентов способствует решению этой задачи.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, физическая подготовка, компонент развития личности, часть общей культуры, развитие личности.

 

Актуальность. В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования дисциплина «Физическая культура» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин. Оценка работы по физическому воспитанию студентов, выбор критериев этой оценки является актуальным вопросом.

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности, окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность {1}.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры {2}.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения как физического, так и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным развитием. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, её пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для неё видах социально-трудовой деятельности, усиливают её адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития человека, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перехода личности в иное, более совершенное качество {3}.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста. Процесс освоения дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций (ОК):

- уметь использовать основные положения и методы социальных, гумнитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- владеть средствами и методами физического воспитания, физического самосовершенствования и укрепления здоровья для достижения необходимого уровня физической подготовленности к полноценной социально-культурной и профессиональной деятельности.

В течение процесса обучения необходима система контроля, позволяющая полно и всесторонне осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль качества обучения, приобретения студентами знаний, умений и навыков, развития уровня физической подготовленности.

Наряду с необходимостью повышения физической подготовленности и укрепления здоровья студентов, наибольшую актуальность приобретают личностно-ориентированное обучение, стимулирование физкультурной и спортивной активности студентов.

Решению этих задач призвано внедрение в учебный процесс балльно- рейтинговой системы оценки физической подготовленности, позволяющей оптимизировать процесс контроля успеваемости. Рейтинг является обобщенным показателем качества обучения студентов и определяется как суммарный результат контроля знаний и умений в виде итогового зачета.

Определение рейтинга проводится по следующим критериям:

- посещаемость занятий;

- выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности;

- участие в спортивно-массовых мероприятиях.

По окончании семестра вычисляется предварительный рейтинг, определяемый суммой баллов набранных студентом. Для получения зачета необходимо набрать не менее 100 баллов. Подсчет итоговых рейтинговых баллов производится согласно представленному образцу.

Посещаемость занятий оценивается следующим образом: за посещение одного академического занятия начисляется 5 баллов. Рейтинговый балл по физической подготовленности в зависимости от выполнения контрольных нормативов.

Спортивно-физкультурная деятельность оценивается следующим образом: студенты, выступающие в соревнованиях за сборную команду института, получают 50 баллов, участники внутри вузовских соревнований - 5 баллов.

Контрольные нормативы подразделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным относятся:
1) Бег 2000м - девушки, 3000 м юноши.
2) Подтягивание/ отжимание.
3) Бег 100м.
4) Бег на лыжах 3/5 км.

Результаты обязательных тестов определения физической подготовленности оцениваются в баллах.

Дополнительными тестами являются:
1) Прыжок в длину с места.
2) Прыжки со скакалкой.
3) Сгибание-разгибание туловища на тренажере.
4) Бег на дорожке.

Выводы. Балльно-рейтинговая система оценки физической подготовленности студентов позволяет более качественно подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, правильно оценивать методическое направление, мотивировать студентов к сознательному овладению умений и навыков в учебном процессе физического воспитания.

Литература

1. Вилеский, М.Я. Основы профессиональной направленности студентов/ М.Я. Вилеский. -М.: Центр учебных и информационных технологий, 1980. - 125 с.
2. Жолдак, В.И. Методы совершенствования физического воспитания в вузе: учебное пособие/ В.И. Жолдак. -М.: Просвещение, 1978. 167 с.
3. Ильин, В.И. ППФП студентов в вузах. Научно-методологические и организационные основы: учебное пособие/ В.И. Ильин. - М.: Просвещение, 1978. - 135 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 40 | Теги: балльно-рейтинговая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь