Понедельник, 18.11.2019, 22:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ «ДОМА МОЛОДЁЖИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА»

Е.И.Скударнова

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ «ДОМА МОЛОДЁЖИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА»

Креативность - это проявляющиеся в мышлении, отдельных видах деятельности и типах общения творческие способности человека, которые характеризуют личность и обеспечивают результат её активности. Она определяется восприимчивостью к новым идеям, тогда как творчество ориентировано на создание нового [1].

Развитие креативности в самодеятельности - это длительный и целенаправленный процесс, который делится на некоторые этапы: от добросовестного выполнения указаний руководителя до самостоятельного выбора дела и его осуществления. Формирование креативности в самодеятельном хореографическом коллективе происходит за счёт взаимодействия педагога-хореографа и участников коллектива через обучение основам искусства хореографии.

Проблемой для формирования креативности послужил анализ практики, в ходе которой было выявлено, что участникам дома молодёжи не хватает воображения и творческого мышления при создании танцевальных номеров. На основе данной проблемы была сформирована авторская модель развития креативности на примере «Дома молодёжи железнодорожного района» города Новосибирска. Рассчитана на возраст детей от 12 до 18 лет.

Модель должна формировать творческие способности у участников хореографического коллектива «Дома молодёжи», выступать как совокупность взаимосвязанных компонентов. Она состоит из четырёх блоков:

1) целевой,

2) технологический,

3) критериальный,

4) результативный.

Целевой блок данной модели направлен на формирование творческой креативности участников коллектива. Его задачами являются: педагогические, воспитательные, психологические, эстетические. Например, педагогической задачей «Дома молодёжи железнодорожного района» города Новосибирска - является выявление и развитие индивидуальных способностей участников коллектива. Психологической задачей будет являться создание благоприятного климата в коллективе для развития креативности участников. Воспитательная задача целевого блока состоит в формировании личности участника коллектива «Дома молодёжи» и эстетическая задача: привить любовь к танцевальному искусству.

В технологический блок модели входят используемые и учитываемые в формировании креативности участников формы, методы и средства социально-культурной деятельности, принципы, функции формирования творческой активности и социально-культурные условия формирования креативности. Например, условиями формирования креативности «Дома молодёжи» являются: творческая атмосфера, позитивный настрой. Средствами технологического блока является игровая программа, направленная на формирование и развитие креативности у участников коллектива.

Критериальный блок представляет собой критериальный аппарат: критерии, показатели и уровни сформированности творческой креативности участников коллектива «Дома молодёжи». Можно выделить шесть положений, определяющие успех развития креативности детской самодеятельности в хореографическом коллективе:

- Наличие в коллективе действенного самоуправления, является решающим фактором для сплочения. Забота органов самоуправления тоже немаловажный фактор, стимулирующий самообразование и самовоспитание у детей, формирующий установку на преодоление трудностей, возникающих в процессе подготовки и проведения коллективных дел.

- Развитию креативности способствует создание таких отношений, при которых происходит взаимодействие участников разных возрастов в рамках одного хореографического коллектива, происходит обмен знаниями, умениями, традициями (от старших к младшим).

- Большое значение для развития креативности в самодеятельности имеет успех в деятельности, положительные эмоции. Они помогают благоприятно влиять на обстановку как на занятиях, так и на других видах деятельности вне хореографии.

- Интерес к деятельности коллектива в значительной степени определяет самодеятельность его участников. Педагогу-хореографу при работе необходимо очень внимательно подходить к интересам участников, работать над гармонией в коллективе, так же совмещать интересы личности с интересами коллектива.

- В процессе развития творческих способностей предпосылкой успеха является учёт возрастных и психологических особенностей участников. К каждому участнику коллектива нужно найти свой подход, от которого будет зависеть его успех в танцевальной деятельности.

- Развитие креативности зависит от того, какие отношения сложились между участниками хореографического коллектива. Это влияет на самооценку участника, его эмоциональное благополучие. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию и саморазвитию [1, с. 5].

Формирование креативности участников «Дома молодёжи железнодорожного района» осуществляется на основе педагогического воздействия на эмоционально-ценностную, коммуникативную, когнитивную и мотивационную сферы.

Эмоционально-ценностный критерий включает: ценностное отношение к танцевальному творчеству и исполнительскому мастерству, создание гармоничного фона на занятиях, позитивный настрой от участия в художественных мероприятиях, сформированность эмоционально- чувственной сферы в исполнительской практике и отношению к танцевальному творчеству [2].

Коммуникативный критерий включает в себя: способность к ведению диалога в ходе урока; способность общения в самодеятельном хореографическом коллективе; соотношение своих стремлений и желаний с другими участниками самодеятельного хореографического коллектива; понимание, сопереживание к участникам самодеятельного хореографического коллектива и педагогу [3, с. 56]. С помощью этого критерия участник может бороться со своей неуверенностью, раскрывая себя как личность.

Когнитивный критерий оценивает эффективность процесса, формирующего креативность участников самодеятельного хореографического коллектива. Он включает:

1) уровень знаний, умений и навыков в области хореографического искусства;

2) познавательную активность, наличие познавательных интересов в области хореографического искусства;

3) наличие навыков и умений, необходимых для выражения креативности в исполнительской деятельности в области хореографии. Этот критерий отражает усвояемость хореографического материала участника коллектива, его способность мыслить и анализировать творческий процесс.

Мотивационный критерий включает:

1) наличие развитых интересов к творческой деятельности;

2) направленность личности на творческую деятельность;

3) устремлённость творческой личности [3]. Этот критерий формирует устойчивую мотивацию к занятиям хореографией и помогает достичь высокого творческого результата.

Деятельностный критерий характеризует:

1) включенность в самостоятельную творческую деятельность;

2) включенность в исполнительскую деятельность в области хореографического искусства;

3) конструктивность и креативность действий при осуществлении учебно-творческих заданий, мероприятий;

4) быстроту реализации имеющихся навыков и умений в исполнительской деятельности [3].

Результативный блок включает результат: оптимальный уровень формирования креативности участников самодеятельного хореографического коллектива. Например, внешним результатом развития креативности участников «Дома молодёжи железнодорожного района» являются награды, полученные на различных конкурсах и фестивалях. Внутренний результат достигается через наблюдение, в ходе которого педагог отслеживает включение фантазии, изобретательности учащимися в процессе разучивания танца на основе игровых методик.

Таким образом, авторская теоретическая модель формирования креативности участников «Дома молодёжи железнодорожного района» состоит во взаимодействии взаимосвязанных между собой блоков, при интеграции которых повышается эффективность процесса развития креативности участников самодеятельного хореографического коллектива. Модель помогает выявить и развить индивидуальные способности каждого участника коллектива и использовать их в исполнительском искусстве: успешное участие в хореографических конкурсах, концертах, фестивалях, а также повышение творческой атмосферы в период репетиционных занятий.

Список литературы

1. Опарина О. В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности // Вестник КазГУКИ. 2009. №4. С. 3-6.
2. Смирнова А. А. Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2012. 152 с.
3. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. Москва: Просвещение, 1981. 192 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 17 | Теги: досуг, молодежь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь