Вторник, 20.08.2019, 03:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АТТЕСТАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Е.М.Морозов, кандидат богословия, Первый проректор Томской Православной Духовной семинарии

АТТЕСТАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Предлагаемая статья написана по результатам экспертного опроса на тему «Роль Русской православной церкви в современном обществе», проведенного в 2016 г. с целью выявления консенсуса и различий во взглядах представителей просвещенного общества и лиц духовного звания на пути развития Русской православной церкви, как социального института. Одной из задач исследования определялось выяснить, поддерживается ли в церковной среде и просвещенном обществе решение церковной власти ввести в систему церкви постдипломную аттестацию священнослужителей. Исходная гипотеза исходила из того, что в меняющемся мире церкви как социальному институту необходимо сохранять свои позиции в обществе, что может быть обеспечено, в том числе, высоким уровнем профессиональной подготовки духовенства. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о принятии светским обществом и православными священнослужителями идеи разработки системы аттестации церковных клириков, при условии, что аттестация не станет формальной процедурой, будут учтены риски возможных злоупотреблений на местах. По мнению большинства участников опроса, отлаженная система аттестации позволит поднять профессионализм священника на достойный уровень. На основании выявленного консенсуса во взглядах представителей церкви и общества на профессиональную подготовку священника формулируется набор не только религиозных, но и коммуникативных компетенций, потребных современному пастырю, таких, как способность к адекватному общению с миром, умение адаптироваться к меняющимся социальным условиям, критическое мышление и коммуникабельность. Развивать духовные и интеллектуальные качества личности православного пастыря, повышать культурный уровень и компетентность церковных клириков в области социальной работы - осознанные в обществе и церкви задачи аттестации священнослужителей.

Ключевые слова: церковь, духовенство, экспертный опрос, профессиональная компетентность, аттестация


Введение

Разработка системы аттестации клириков - один из этапов современной образовательной реформы Русской православной церкви. Аттестация, представленная процедурой оценки уровня религиозных знаний, поможет священнослужителям соответствовать растущим требованиям общества, как полагает церковное руководство [1]. То, что потребность общества в интеллектуальном духовенстве выдвигается Патриархией в качестве одного из ключевых ориентиров в деле профессиональной подготовки клириков [2], формирует внутри Православной церкви дискурс о сочетании светского и религиозного подходов к формированию набора пастырских компетенций. На сегодняшний день неясно, поддерживает ли общество, а также рядовое духовенство идею введения в систему церкви постдипломной аттестации, может ли данный новый для церкви вид деятельности существенно повлиять на функции священнослужителей в обществе. С целью ответа на поставленные вопросы мы сравним точки зрения представителей светского и церковного миров по вопросу аттестации православных священнослужителей.

Ряд предыдущих исследований посвящены деятельности церкви в сфере профессиональной подготовки священников, в связи с современным реформированием богословского образования (переход духовных семинарий на программу бакалавриата, разработка модели аттестации церковных клириков). В исследовании Ю. Лопанцева «Формирование модели современного священника в процессе реформирования системы духовного образования русской православной церкви (по соборным постановлениям и докладам иерархов русской православной церкви)» [3], а также В. Данилова «Реформа духовного образования в России: история и современность» [4] рассматриваются этапы образовательной реформы Русской православной церкви в постсоветский период.

Данное исследование является продолжением работы по анализу результатов экспертного опроса на тему «Роль Русской православной церкви в современном обществе», проведенного нами в 2016 г. с целью выявления консенсуса и различий во взглядах представителей просвещенного общества и лиц духовного звания на пути развития Русской православной церкви. Некоторые выводы по результатам опроса были представлены в статье «К вопросу о реформе Русской православной церкви: экспертная оценка» [5], но в ней не были освещены вопросы, связанные с аттестацией священнослужителей, которые содержались в разосланной респондентам анкете. Мы ставили целью выяснить, нуждается ли институт православного духовенства в преобразованиях и в каких.

Программа исследования

Предусматривался сравнительный анализ экспертных мнений двух групп респондентов - светских и лиц духовного звания, все они отбирались по критериям уровня образования, опыта общественно-политической деятельности и компетентности в изучаемом вопросе. Среди респондентов виднейшие представители российской общественности (политики, социологи, творческая интеллигенция) И. М. Хакамада, А. Б. Зубов, Р. Г. Апресян, М. М. Мчедлова, Н. А. Митрохин и другие, многие из них имеют публикации, посвященные институциональному развитию православия.

Для священнослужителей анкета была размещена на портале Богослов.ru, все они публикуются на данном портале. В отличие от светских экспертов, священнослужители, участвующие в опросе, пожелали остаться анонимными, несмотря на легитимацию данного исследования со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, докторантом которой является автор данной статьи. Исследовать причины подобного поведения священнослужителей не входит в задачи данного исследования. В анализ были включены 36 полностью заполненных анкет светских респондентов и 36 анкет церковных респондентов. Для анализа был применен метод независимых характеристик, позволивший получить информацию из разных источников, обобщить оценку деятельности церкви по повышению профессиональной компетентности клириков, сравнить и сопоставить мнения светских и церковных экспертов по вопросам задач и содержания аттестации, сделать выводы. Данные, полученные в ходе опроса, были обработаны с помощью матема- тико-статистических процедур.

Основные полученные результаты

Наводящим на проблему внутрицерковных преобразований вопросом мы поинтересовались: «Как Вы считаете, есть ли запрос на реформирование церкви внутри духовенства?». Судя по распределению ответов, среди светских экспертов нет единого мнения.

Скорее да, чем нет - считают 12 человек (33 %); не могу судить - ответили 9 человек (25 %); скорее нет, чем да - 8 респондентов (22 %); да, есть - 6 (17 %). Важно для целей исследования, что только один эксперт полагает, что среди православных священнослужителей совершенно нет запроса на реформы в церкви.

Церковные респонденты высказались следующим образом:

- 6 (14 %) дали однозначно положите льный ответ;

- 19 экспертов (44,2 %) остановили свой выбор на варианте «скорее да, чем нет»;

- 10 опрошенных (23,3 %) ответили «скорее нет, чем да»;

- 7 (16,3 %) не определились с ответом;

- 1 респондент дал отрицательный ответ.

Совпадение ответов церковных и светских экспертов наводит на мысли о схожести светского и церковного взгляда на институциональное развитие современной церкви.

Чтобы ввести респондентов в круг вопросов, связанных с профессиональной подготовкой духовенства, мы поинтересовались, в каких областях современной не церковной жизни, по мнению экспертов, священнику следует быть компетентным. Следовало выбрать не более двух вариантов ответа или внести свое предложение.

Из 36 светских экспертов 34 выбрали вариант ответа «социальная сфера (вопросы бедности, сиротства, социальных болезней типа алкоголизма, наркомании и пр.). 27 экспертов, также отметили культурную сферу. На этом фоне остальные варианты ответов получили значительно меньшее количество выборов. Вариант «священник не должен быть вовлечен в мирское» получил 3 голоса.
40 (92,5 %) церковных респондентов посчитали приоритетным для священника получение знаний в области социальной работы, 37 респондентов (88,1 %) указали на сферу культуры, двое экспертов - на сферу экономики, еще двое - на сферу политики. Три респондента ограничили пастырскую компетентность духовными качествами, как они понимаются в церкви, то есть религиозностью, не предполагающей светское знание.

Далее, экспертам был задан следующий вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли введение системы аттестации и повышения квалификации для священнослужителей?». Более половины светских экспертов (52 %) ответили, что не могут судить об этом. 38 % полагают, что это необходимо. Никто не написал, что в этом нет необходимости, но 7 % считают, что это может оказаться вредным для церкви, а 3 %, что это может излишне обременить внутреннюю жизнь церкви.

Мы попросили экспертов описать, какие задачи могла бы решить система аттестации и повышения квалификации священнослужителей.

Светские эксперты посчитали, что в первую очередь это будет способствовать повышению образованности священнослужителей, как общего уровня образования и культуры, так и, говоря современным языком, приведет к формированию необходимых компетенций, таких как психологическая и педагогическая подготовка, знание современных информационных технологий, форм и методов миссионерской работы. Эксперты говорят о возможности и желательности проведения правовых и ситуационных тренингов «по выстраиванию отношений в приходе, отношений от имени прихода с государством, по урегулированию типовых конфликтов, укоренению в повседневности христианских практик». Желательно воспитание священников в области облика и имиджа, овладение современным языком общения, чтобы быть услышанными молодежью и «быть с веком наравне».

В общем, как систематизировал один из экспертов, необходимо:

- повышение компетентности в области богословия через изучение пастырского опыта выдающихся проповедников и церковных деятелей;

- повышение профессионализма и компетентности в социальной деятельности (благотворительности, волонтерства);

- повышение профессионализма в части общения с людьми.

Второй по массовости смысл в ответах - система аттестации и повышения квалификации могла бы способствовать более качественному отбору и продвижению по службе священнослужителей. Иные смыслы представлены единичными ответами, но в них эксперты обращают внимание, что эта система могла бы стать мотивирующим фактором, дать большую независимость от произвола в решениях вышестоящих иерархов, помочь в преодолении коммуникативных барьеров с обществом.

Но мы спросили экспертов и о том, какие трудности и опасности они видят во введении системы аттестации и повышения квалификации. В ответах светских экспертов просматривается два четко очерченных смысла. Во-первых, превращение в формальную процедуру, что может свести на нет все ее плюсы и дискредитировать саму идею. Во- вторых, она может стать дополнительным ресурсом для коррупционных злоупотреблений и начальнического произвола. Может стать способом избавиться от неугодных, для негативного отбора бесполезных, но лояльных, для избавления от сторонников назревших реформ и пр. Эксперты опасаются, что без общей демократизации внутренней жизни церкви создание системы именно аттестации может послужить не во благо, а во зло.

В кругу церковных респондентов мнения разделились таким образом: почти три четверти (72,1 %) считают аттестацию необходимой, 7 % - лишней, столько же (7 %) не необходимой, 11,6 % - не берутся судить, и лишь один респондент негативно относится к внедрению системы аттестации и повышения квалификации для священнослужителей. Аттестация, по мнению, 14 опрошенных, позволит искоренить распространенное в среде духовенства богословское невежество, а также инициировать проведение мониторинга образовательного ценза священников, как считают 12 экспертов. В круг задач аттестации, понимаемой экспертами в широком смысле (проверка ранее полученных знаний и приобретение новых), должно быть включено следующее:

- определение степени профессиональной компетентности;

- устранение образовательных «пробелов»;

- повышение культурно-образовательного уровня;

- выявление наиболее грамотных и талантливых клириков;

- предупреждение отступлений от православной догматики и педагогики;

- мониторинг настроений в среде духовенства.

Церковные эксперты вносят следующие предложения:

- в качестве метода определения суммы знаний использовать существующие в духовных семинариях формы контроля - тесты, экзамены и т. п.;

- в первую очередь повышать квалификацию в сегментах догматики (вероучения), литургики (богослужебного устава) и истории церкви.

Из этих предложений следует, что современное духовенство нуждается в повторении и закреплении знаний из семинарской программы.

Введение системы контроля и повышения уровня знаний позволит достичь следующих результатов:

- познакомить священников с тенденциями общественной жизни;

- сформировать адекватное понимание общественных процессов;

- создать дополнительную мотивацию для интеллектуального развития духовенства и активизации его приходского служения;

- предоставить возможность взаимного общения священнослужителей и обмена опытом;

- скорректировать кадровую политику;

- сформировать каналы обратной связи между архиереями и священниками;

- обогатить священников практическими навыками по организации приходской жизни;

- поднять проблему пастырского «выгорания»;

- своевременно решать возникающие проблемы в среде духовенства.

Рассуждая о рисках введения системы аттестации, часть респондентов предполагает, что «сделано это будет бестолково, не к научению, а к мучению духовенства, и приведет только к дополнительным расходам со стороны рядового духовенства, итак довольно бедного». Считая аттестацию крайне важной, эксперты обращают внимание на «неспособность епархий качественно реализовать инновационные образовательные проекты», вероятность использования ее для сведения счетов («часть хороших священников будет «забракована», часть карьеристов-приспособленцев получит лишние бонусы, остальные получат для себя необоснованную бессмысленную дополнительную нагрузку, скорее всего с коррупционной составляющей»). Трое экспертов считают, что «будет только показуха, чтобы отчитаться», ввиду присущего церкви формализма в деятельности, связанной с внутренними преобразованиями. Далее респонденты, многократно подчеркивая свое согласие с самой идеей аттестации, подчеркивая насущную потребность в ее реализации, указывают на следующие факторы церковной жизни, которые нивелируют положительный эффект:

- неготовность священства к инновациям в церковной жизни (нежелание учиться, неспособность возрастных священнослужителей отвечать современным образовательным требованиям) - 13 экспертов;

- некомпетентность церкви при реализации образовательных проектов - 10 экспертов;

- системная бюрократизация, «превращающая данную идею в очередной карательный орган, который только усложнит жизнь духовенства, не повысив при этом уровень его подготовки».

Чаще всего респонденты используют выражения «неготовность», «неспособность», «формализм», «принудиловка», «сведение счётов».

Выводы

Таким образом, можно говорить о значительном совпадении взглядов представителей светской общественности и православного духовенства на проблему профессиональной компетентности священнослужителей, аттестация церковных клириков определяется как важное направление деятельности по развитию духовенства как функциональной позиции церкви в обществе. Выявляется запрос в обществе и церкви на повышение качества пастырского служения. Сфера социальной работы выделяется в качестве приоритетной, где современному священнику надлежит быть компетентным. Нужно приобретать не только духовные (религиозные) качества, но и войти в круг светского знания и опыта, повышать уровень культуры священнослужителей.

Системная бюрократизация внутри церкви ставит под сомнение эффективность введения аттестации в качестве адекватного метода проверки знаний. Аттестацию следует рассматривать в широком смысле, то есть в ее задачи должно входить выявление уровня потенциальных возможностей священника, развитие его профессиональных и личностных качеств.

Введение аттестационных процедур станет мотивирующим фактором для интеллектуального развития клириков при условии внесения в комплекс мероприятий по повышению уровня компетентности священнослужителей не только формального, но и неформального образования, предполагающего научно-практические конференции, проблемные семинары, тренинги, мастер-классы, лектории, дискуссионные и переговорные площадки, что может стать отчасти альтернативой авторитарному стилю управления в церкви. Неформальное образование позволит познакомить священников с инновациями. На системной основе необходимо осуществлять мониторинг духовенства, развивать такое направление, как повышение квалификации.

 

Литература

1. Постановление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/27779- 29.html (дата обращения 19.05.2018)
2. Каким должен быть современный священник? // Приходы. URL: https://prichod.ru/aktualniyevoprosy- /6369/ (дата обращения 19.05.2018)
3. Лопанцев Ю. Формирование модели современного священника в процессе реформирования системы духовного образования русской православной церкви (по соборным постановлениям и докладам иерархов русской православной церкви) // Известия ВГПУ. 2015. № 9-10. С. 200-209.
4. Данилов В. Реформа духовного образования в России: история и современность // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2017 (2). № 1. С. 164-169.
5. Мещерякова Н. Н., Морозов Е. М. К вопросу о реформе Русской православной церкви: экспертная оценка // Власть. 2018. № 1. С. 81-86.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (14.08.2019)
Просмотров: 7 | Теги: духовная семинария, церковь, духовенство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь