Воскресенье, 11.12.2016, 12:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Аспекты совершенствования технико-тактических действий борцов-подростков на основе применения тренажеров

А.Д.Карамзин, Н.Д.Николаев, В.Г.Торговкин

Аспекты совершенствования технико-тактических действий борцов-подростков на основе применения тренажеров

Введение. Борцы в совершенстве владеющие спортивной техникой, зачастую побеждают противника с более высоким уровнем развития физических качеств, используя движения которые при правильном направлении и приложении внутренних и внешних сил обеспечивает либо выигрыш в силе, либо выигрыш во времени. Одно из первостепенных значений имеют пути и условия эффективного применения разных тренажеров в совершенствовании и реализации технических действий в учебно-тренировочной работе. Миндиашвили Д.Г. писал, что успешное выступление на соревнованиях по спортивной борьбе во многом предопределяется техникой борца, т.е. владением системой соревновательных упражнений, основанной на максимально эффективном использовании координационных возможностей.

В методике обучения технике спортивной борьбы традиционно сложилось три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений. Целостный метод разучивания и метод разучивания по частям в ряде работ объединяют в комбинированный метод, а метод разучивания с помощью подводящих упражнений рассматривается как набор специальных упражнений с партнером и использованием тренажеров [5].

Широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений с применением тренажеров позволяет постепенно подводить организм занимающихся к овладению сложной техникой спортивной борьбы. (Д.П.Коркин)
Использование простых и ситуационных тренажеров обеспечивает коррекцию техники и тактики ведения поединков. Они служат для проверки и оценки количественных и качественных показателей эффективности атакующих действий.

Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка эффективности разработанных методик проведения занятий со школьниками на основе применения тренажеров для повышения технико-тактических действий борцов-подростков.

Объект исследования - физкультурно-оздоровительный, учебно- тренировочный учебный процесс с борцами-подростками.

Предмет исследования - методика физического воспитания борцов- подростков в ДЮСШ с приоритетным использованием тренажеров.

Методы и организация исследования. Применялись теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной литературы; обобщение передового спортивно- педагогического опыта) и практический методы исследования (организация и проведение педагогического эксперимента, педагогическое наблюдение в процессе физкультурно-оздоровительной, учебно-тренировочной занятий вольной борьбой; опрос, тестирование; интервьюирование).

Результаты и их обсуждение. Методика подготовки юных борцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Учитывая, что в данный период организм подростков находится в состоянии формирования и развития - это самый благодатный период для развития силы мышц, скоростных качеств, гибкости и, в известной мере, выносливости. Если учитывать, что это своеобразный субстрат ловкости - без которой немыслимо овладение сложными техническими движениями борьбы, то становится понятным необходимость тренировочного процесса с акцентом на формирование специфических навыков с приоритетным применением ситуационных тренажеров. При этом нужно учитывать и то, что в этом возрасте быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, юноши в большей мере реагируют на различные раздражители, тем не менее, они способны выполнять объем работы по совершенствованию вышеперечисленных качеств [1].

В процессе овладения техникой из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие в последствии в полной мере использовать имеющийся двигательный потенциал. Все ошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себя внимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всех уровнях спортивного мастерства, то есть, приобретаются еще в начальном обучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшие технические ошибки, закрепленные в навыки, влияют на структуру приема в усложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи не разрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появляться вновь. Несовершенная техника тормозит прогресс спортивных результатов, поэтому с самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике, соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся применяя ситуативные тренажеры. «Тренажер - это комплекс устройств, позволяющие воспроизводить целостные упражнения или их основные элементы в специально созданных для этого искусственных условиях, обеспечивающих возможность регламентировать режимы выполняемых движений и их целесообразное изменение.»[2].

Методика начального обучения технико-тактическим действиям в борьбе обычно захватывает два этапа: на этапе ознакомления ставится задача овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе формирования двигательного умения:
1) овладеть деталями технико-тактических действий в постоянных учебных условиях;
2) овладеть правильным выполнением деталей в целостном технико- тактическом действии [3].

Вместе с тем для активизации главного пускового механизма технико- тактических действий - это движение плечевых суставов соперника относительно борца (вперед, назад, вверх, вниз в сторону). Первые направлены на создание общей физической подготовки и формирование общего фундамента физических качеств и двигательных действий, вторые подготавливают к успешному освоению техники борьбы и формированию функций, необходимых для борьбы.

В настоящее время в методике обучения приемам борьбы на начальном этапе обучения большое место в литературах отводится подводящим упражнениям стимулирующим технико-тактические действия. С целью установления текущего положения при проведении тренировочных занятий в группах начальной подготовки, а также выяснения отношений тренеров к применению тренажеров в формировании и совершенствовании технико- тактических действий юных борцов было проведено анкетирование во время подготовки к МСИ «Дети Азии». В анкетировании принимали участие 26 тренеров (по вольной, женской борьбе). Можно констатировать факт, что на практике лишь 6% тренеров сказали о применении упражнений с использованием тренажеров. Большинство тренеров 84% проводят обычные занятия в тренажерном зале. Но существует другое мнение по этому вопросу - 10 % тренеров сказали, что в зависимости от поставленных целей применяют различные тренажеры. И подчеркивают, что непосредственное обучение технике борьбы связано с изучением приемов, защит и контрприемов борьбы.

Обучение технико-тактическим действиям начинается с разучивания приема на несопротивляющемся партнере, к выполнению приемов в схватке на соревнованиях. Это длительный процесс, включающий в себя облегчение и усложнение выполнения технико-тактических действий в различных условиях и разными спарринг партнерами. Стабильность навыка достигается частым повторением приемов с партнером и простой имитацией приемов, в том числе упражнениями на тренажерах, а вариативность навыка с помощью учебных, учебно-тренировочных и тренировочных схваток [4].

Заключение. Изучение методической, психолого-педагогической и специальной технической литературы позволило определить, что тренажеры и другие технические средства, которые обеспечивают эффективную подготовку спортсменов к соревнованиям, благодаря достижениям научно- технического прогресса в физической культуре и спорте получают широкое применение в учебно-тренировочном процессе по формированию умений и навыков, развитию и совершенствованию технических действий борцов.

В республике Д.П. Коркиным были заложены основы использования простых тренажеров в учебно-тренировочном процессе. На основе этого в дальнейшем, считаем возможным разработку ситуационных тренажеров для развития технико-тактических действий борцов вольного стиля с позиции пространственно-временного поля.

Литература

1. Подливаев, Б.А. Борьба вольная. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и училищ Олимпийского резерва ^екст] / Подливаев, Б.А., Миндиашвили, Д.Г. - М.: Советский спорт, 2009. - 216 с.
2. Попов Г.И. Биомеханика [Текст] / Г.И.Попов - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
3. Туманян Г.С., Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 292 с.
4. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов [Текст] / Ю.А. Шахмурадов. - Махачкала: Эпоха, 2011.- 189 с.
5. Шукшунов В.Е., Тренажерные системы / В.Е. Шукшунов [и др.]. - М.: Машиностроение, 2001. - 256 с.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.08.2016)
Просмотров: 69 | Теги: Тренажер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016