Вторник, 23.07.2019, 10:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

А.А.Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета
П.П.Литасов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
Д.А.Лапин, преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, аспирант БФУ им. Иммануила Канта

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Профессионально значимые умения и навыки, средства, методы физического совершенствования курсантов.

В статье рассматриваются аспекты формирования профессионально значимых умений и навыков у курсантов образовательных организаций МВД России. Даны рекомендации по действиям в экстремальных условиях на основе развития профессионально значимых умений и навыков.

 
Формирование профессионально значимых умений как конечный результат процесса обучения заключается в способности правильно использовать знания для решения практических задач в различных условиях оперативной обстановки. Они формируются на основе знаний и навыков разными путями [1, 2]. В процессе их формирования курсант переходит от работы с помощью преподавателя к самостоятельной работе. Профессионально значимые умения необходимы как для обеспечения личной безопасности каждого сотрудника в отдельности, так и для умения действовать в экстремальных условиях в составе группы.

Основными профессионально значимыми умениями, влияющими на обеспечение безопасности сотрудников полиции, являются:

1. Умение действовать и тактически мыслить в экстремальных ситуациях:

а) умение диагностировать экстремальную ситуацию и поведение подозреваемых или правонарушителей;
б) умение быстро принимать решение и разрабатывать план дальнейших действий;
в) умение применять различные меры воздействия на правонарушителя (психологические и физические).

2. Умение применять огнестрельное оружие (владение всеми видами огнестрельного оружия):

а) умение быстро извлекать оружие;
б) умение стрелять по мишеням (неподвижным, движущимся, грудным, ростовым);
в) умение стрелять из различных положений (стоя, сидя, лежа, от бедра);
г) умение стрелять после большой физической нагрузки;
д) умение стрелять в различных условиях, в том числе с ограниченной видимостью (днем, вечером, ночью).

3. Умение использовать предметы экипировки, подручные средства и окружающую обстановку в экстремальной ситуации:

а) умение оперативно использовать предметы экипировки, подручные средства и элементы окружающей обстановки;
б) умение удобно размещать предметы экипировки и подручных средств.

4. Общая и специальная физическая подготовленность к ведению рукопашной схватки в экстремальной ситуации:

а) умение владеть своим телом;
б) умение выполнять различные защитные действия (защита от невооруженного и вооруженного преступника);
в) умение наносить удары по уязвимым частям тела человека (руками, ногами и другими частями тела);
г) умение проводить броски, удержания и болевые приемы лежа;
д) умение проводить болевые и удушающие приемы;
е) умение освобождаться от захватов и обхватов, пресекать попытку завладения табельным оружием;
ж) умение выполнять приемы задержания и сопровождения;
з) умение передвигаться и защищаться при групповом нападении.

5. Профессионально-психологическая подготовленность [4, 5]:

а) умение анализировать возникшую ситуацию;
б) умение уходить от конфликта;
в) умение управлять эмоциональным состоянием;
г) умение отвлекать внимание противника и умение его нейтрализовать;
д) умение диагностировать эмоциональное и физическое состояние нападающего;
е) умение реабилитироваться после завершения операции и умение увеличивать работоспособность;
ж) умение оказывать первую помощь.

Умение не сводится к сумме навыков, в нем всегда есть элементы творчества, которые позволяют сотруднику умело действовать в экстремальной ситуации, исключая шаблоны. На формирование умений должна быть направлена вся педагогическая деятельность по подготовке сотрудников подразделений МВД России. Умение в данном случае является характеристикой мастерства сотрудника, проявляющегося в служебной деятельности, осуществляемой сознательно, которая должна всегда завершаться успешным выполнением поставленной цели. Ошибка порой может обернуться гибелью товарищей или самого сотрудника [3].

Автоматизация достигается в результате многократного повторения движений, то есть в результате систематической тренировки. Автоматизация движений способствует увеличению объема деятельности сотрудника. Она также снижает уровень утомляемости и повышает выносливость сотрудника.

Из курса общей педагогики известно, что обучение осуществляется при взаимодействии преподавателя и ученика. Преподаватель подготавливает знания для передачи обучаемому (курсанту): выделяет то, что должно быть усвоено, располагает материал в целесообразной последовательности, облекает его в доступную для обучаемого форму, то есть формирует знание в предмет преподавания. Курсант осмысливает задание, превращая его в предмет учения, и осваивает его. Усваиваемое знание превращается сначала в представления, а затем в навыки и умения деятельности. Таким образом, объективно существующее знание в процессе обучения трансформируется в продукт деятельности будущего сотрудника подразделений МВД России, являющийся результатом обучения.

Цель обучения в системе формирования профессионально значимых умений определяется социальным заказом и потребностями подразделений МВД России. Однако эти потребности - лишь объективная основа необходимости формирования профессионально значимых умений, но не его непосредственная причина. Формирование профессионально значимых умений как деятельность начинается лишь тогда, когда курсант осознает потребность в приобретении новых знаний, навыков, умений, а преподаватель осознает потребность передать знания, накопленные им, обучаемому. Только после этого можно считать, что цели и задачи формирования профессионально значимых умений, рассматриваемого как педагогическая проблема, усвоены и преподавателем и курсантами, стали мотивами их совместной деятельности.

Качественный подход к формированию профессионально значимых умений главным образом зависит от того, как именно понимают свои задачи преподаватель и курсант. В этой связи разработка целей и задач формирования профессионально значимых умений в системе подготовки курсантов к служебной деятельности представляется крайне важной проблемой, окончательно не решенной по настоящее время. Описание общих целей и задач формирования профессионально значимых умений как педагогической проблемы на материале прикладной физической подготовки исчерпывается весьма ограниченным количеством формулировок, а требования к формулировке дифференцированных задач формирования профессионально значимых умений не разрабатывались вообще.

Принято считать, что целью формирования профессионально значимых умений в прикладной физической подготовке является формирование  знаний о путях, средствах, методах физического совершенствования курсантов, а также жизненно важных двигательных навыков и умений, а на этой основе - навыков и умений управления своим телом для решения разнообразных двигательных задач в экстремальных условиях служебной деятельности. Однако такой общей формулировки недостаточно для понимания сути формирования профессионально значимых умений в различных специализированных направлениях прикладной физической подготовки.

Для формирования профессионально значимых умений необходимо формировать умения в следующих разделах прикладной физической подготовки:

1) специально-подготовительные упражнения общеразвивающего характера, направленные на подготовку организма занимающихся к освоению приемов и действий в рукопашном бою;

2) самостраховка и страховка при падении в различных ситуациях;

3) стойки, передвижения без оружия, с автоматом, штык-ножом, резиновой палкой, щитом; уклоны, нырки, блоки, подставки, уходы с линии атаки, захваты;

4) приемы борьбы в положениях стоя и лежа: броски, болевые приемы в положении стоя (сопровождение), болевые приемы в положении лежа, удержания и добивания, уходы от удержаний и защита от добивания;

5) удары рукой и ногой, автоматом; защиты от ударов рукой, ногой, автоматом; уклоны и уходы от летящих предметов, удары и защита от ударов ножом; удары, удушающие приемы резиновой палкой, защита от ударов резиновой палкой;

6) удушающие приемы, защиты от удушающих приемов;

7) освобождение от захватов и обхватов, защита при попытке отбора оружия, резиновой палки, связывание преступника;

8) обезоруживание при нападении с холодным и огнестрельным оружием, задержание и сопровождение, защита от попыток обезоруживания, согласованные действия сотрудников при задержании как вооруженного, так и невооруженного преступника, сопровождение задержанных преступников с использованием болевых приемов;

9) способы наружного досмотра и взаимопомощи;

10) способы сковывания и переноски лиц, оказывающих пассивное сопротивление;

11) тактика применения и комбинации броско- вых и ударных действий;

12) преодоление естественных препятствий, огненных преград, способы тушения одежды, преодоление водных преград, рвов, завалов, преследование преступника бегом, на лыжах, в воде.

При формировании профессионально значимых умений в прикладной физической подготовке обобщенные задачи обучения формулируются с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности курсантов. Например, эти задачи в рамках занятий по рукопашному бою определяют комбинации приемов, подлежащих детализированному разучиванию и служащих средством формирования навыков и умений с учетом дифференцированного подхода к каждому курсанту.

В спортивно-подготовительном направлении обобщенная задача формирования профессионально значимых умений формулируется в соответствии со спецификой предмета узкой специализации: самбо, дзюдо, каратэ, рукопашный бой, морально-психологическая полоса препятствий, огневая подготовка. Типичным для этого направления является максимизация требований: в одних видах спорта от курсанта требуется проявление прикладных качеств на максимальном уровне, в других - максимальная точность и выразительность действий при оптимальных уровнях усилий, в третьих - максимальная точность при быстрых изменениях ситуации. Но обязательно во всех видах - максимальная оперативность решения двигательной задачи.

Другая особенность формирования профессионально значимых умений в прикладной физической подготовке возникает в связи с наличием спортивной соревновательной деятельности с присущим ей комплексом факторов, «сбивающих» точность двигательных действий. В связи с этим обобщенная задача формирования профессионально значимых умений требует обеспечения высокой устойчивости формируемых двигательных навыков и умений.

Важным фактором является намечаемый уровень усвоения изучаемого материала, в соответствии с которым определяют средства, методы и формы организации обучения, а также критерии оценки успешности усвоения. Последнее весьма существенно, поскольку чувство удовлетворения от выполнения учебных заданий связано у большинства обучаемых с оценкой их усилий преподавателем, и активность их участия в учебном процессе во многом зависит от этой оценки. При этом обучение может быть эффективным только тогда, когда оно построено с учетом требований теории обучения, основанной на достижениях современной науки.

 
Библиографический список:

1. Зайцев А.А. Теория и практика тренировки устойчивости человека к укачиванию: Монография. Калининград: КГТУ, 1999. 118 с.
2. Литасов П.П. Педагогические условия профессионально-прикладной подготовки курсанток юридического института МВД РФ: Дисс. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002. 200 с.
3. Чушанков Ю.А., Лапин Д.А. К вопросу о совершенствовании силовых качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел. Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013. С. 74-76.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. 486 с.
5. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. 576 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 10 | Теги: Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь