Среда, 07.12.2016, 15:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

1. К вопросу о вступлении России в ВТО. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО имеет давнюю историю. В 1995 г. он концентрировался на многостороннем рассмотрении в рамках образованной рабочей группы в российском истеблишменте. По оценкам специалистов, сначала этот процесс носил вялотекущий характер, причины чему были разные: политические, социально-экономические, организационно-технические, законодательные и др. Однако с 2000 г. переговоры перешли в полномасштабный режим и стали касаться всех аспектов присоединения России.

И лишь 22 августа 2012 г. (через 18 лет) Россия наконец-то стала 156-м членом ВТО. Перефразируя одно крылатое выражение, можно сказать: "За вход в ВТО (равно в НАТО) - один рубль, за выход - два рубля".

2. Основные направления переговорного процесса. Выделяются четыре основных направления, по которым шел переговорный процесс:

1) переговоры по тарифным вопросам. В рамках данного направления основная цель - определение максимального уровня (связывания) ставок ввозных таможенных пошлин, на применение которых Российская Федерация будет иметь право после официального присоединения к ВТО;

2) переговоры по сельскому хозяйству. Основной вопрос (за исключением тарифных) - определение объемов внутренней поддержки аграрного сектора. Один из раундов консультаций по данной теме прошел в Женеве 24 сентября 2004 г., где страны в целом сохранили требования по расчету уровня государственной поддержки на основе последних лет;

3) переговоры по доступу на рынок услуг. Цель - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок;

4) переговоры по системным вопросам. Целью переговоров является определение мер, которые Россия примет в области законодательства и его применения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основным для переговоров является проект доклада рабочей группы, где будут изложены права и обязательства, которые возьмет на себя Россия по итогам всех переговоров. Обсуждению проекта доклада были посвящены, например, регулярные заседания в Женеве <1>.

--------------------------------

<1> http://personalmoney.ru/txt.asp?id=391184&sec=262

 

3. Экономический анализ последствий вступления России в ВТО. Были высказаны два прогноза: 1) оптимистический (даже радужный) и 2) пессимистический (в том числе драматичный). Большими оптимистами оказались эксперты Всемирного банка. Его специалистами и экспертами был проведен анализ последствий вступления России в ВТО на основе таблиц межотраслевого баланса, а также сравнительной статистической модели общего равновесия российской экономики, охватывающей 35 отраслей. Основными факторами в модели явились капитал, квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила, отраслевые кадры и др.

В целом, по мнению Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечивает значительные выгоды для России. Причем наиболее важным источником выгод является сокращение барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере услуг (согласно расчетам Банка около 73% от общего объема выгод). Это должно привести к сокращению издержек предпринимательства (бизнеса) и повышению производительности предприятий (компаний), которые пользуются такими услугами, что и станет стимулом к развитию российского экспорта в различных отраслях <1>. Сказанное прежде всего относится к сфере финансовых услуг.

--------------------------------

<1> http://www.vestifinance.ru/articles/5504

 

Снижение тарифов также приведет к получению значительных преимуществ (18% всех выгод) и улучшению распределения ресурсов в России в связи с перемещением ресурсов в сектора, где их стоимость более высоко оценена (по мировым ценам). По мнению специалистов Всемирного банка, снижение тарифов облегчит российским предприятиям импорт продукции, содержащей современные технологии, что обеспечит повышение производительности и, вероятно, расширение экспорта.

В связи с тем, что улучшение инвестиционного климата в России должно привести к увеличению основных фондов, по расчетам Всемирного банка, долгосрочный прирост потребления может быть в 3 - 4 раза выше среднесрочного прироста. Весьма заманчивый прогноз Банка!

Теперь рассмотрим точку зрения пессимистов.

Основные причины беспокойства российских предпринимателей. Вступление России в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже к его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта, как известно, составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Россия - это страна с моноэкономикой.

Почему больше пессимизма, чем оптимизма? На это имеются веские причины. Более десяти лет экономика России топчется на месте (это в лучшем случае). Вот что по этому поводу сказал А. Чубайс: "Уникальные внешнеэкономические условия, которые сложились в России в последние 6 - 7 лет, можно было использовать гораздо лучше. Можно было сделать массу очень сильных шагов" <1>. "Путинский период в жизни России - в экономике это фантастическое стечение обстоятельств. Ситуация с нефтью фантастическая", - отметил он. В итоге фантастическая ситуация осталась в истории государства, а диверсификация производства - это очередная утопия!

--------------------------------

<1> http://lenta.ru/news/2005/11/20/chubais/

 

Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, в-четвертых, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой Организации.

Вторая причина беспокойства касается импорта товаров и услуг. Утверждается, что расширенный допуск иностранных производителей на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это особенно относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав и интересов потребителя, что в стране пока отсутствует.

По поводу вступления России в ВТО и о последствиях для страхового бизнеса существуют два диаметрально противоположных взгляда. Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Например, экономист М. Делягин считает, что не надо бояться, что на российский страховой рынок допустят западных страховщиков, хотя заявление бывшего главы Минфина России А. Кудрина заставило многих страховщиков заговорить о грядущем конце российского страхового бизнеса. "Другое дело, в какой форме допустят, - уточняет Делягин. - В сфере страхования жизни это недопустимо, а при страховании имущества - почему бы и нет?"

Более мрачные прогнозы озвучил старший советник по экономике Центра развития фондового рынка Ю. Данилов. По его мнению, за исключением двух-трех страховых компаний, все остальные страховщики у нас занимаются отмыванием денег, минимизацией налогов, но страховой деятельностью так называемые страховые компании не занимаются. Банки у нас слабенькие, но есть, а страхового бизнеса как такового нет <1>.

--------------------------------

<1> http://www.allinsurance.ru/biser.nsf/AllDocs/PRRR-6S9CRX-01-08-06?OpenDocimient

 

Настоящим камнем преткновения в переговорах по вступлению России в ВТО стало требование США по открытию прямых филиалов иностранных страховых компаний на территории Российской Федерации.

В итоге после вступления в ВТО Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия должна быть повышена с 25 до 50%, а 49-процентное ограничение на участие иностранного капитала в имуществе (активах) российских компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51-процентное ограничение с даты присоединения к ВТО и отменяется через пять лет. И еще одно важное обстоятельство: через девять лет после присоединения России к ВТО формально разрешается деятельность в России прямых филиалов иностранных страховых компаний, с теми ограничениями, которые предусмотрены нашими обязательствами.

Третья причина беспокойства заключается в том, что Россия не подготовлена к вступлению в ВТО и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом "на ощупь". Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной и социальной поддержки.

4. Не сомневаясь в должной компетенции специалистов Всемирного банка, мы также считаем, что представленный доклад вряд ли претендует на статус независимого комплексного исследования о последствиях вступления нашей страны в ВТО. Во-первых, столь точный анализ выгод или убытков отдельных отраслей отечественной экономики возможен исключительно исходя из конкретных условий присоединения России к данной международной организации. Однако до сих пор нет открытого доступа к информации об условиях присоединения России к ВТО. Во-вторых, отсутствие указания на серьезные потери, неизбежные в таком сложном процессе, говорит лишь о фактическом описании одних выгод - отрицательные эффекты при этом игнорируются. Действительно, Всемирный банк хранит молчание в отношении других отраслей экономики, которые не попали в рейтинг преуспевающих. Что будет с ними?

Напротив, российские ученые и эксперты называют ряд негативных последствий для развития экономики страны. Таковы, например, исследования экономистов Российской экономической школы (РЭШ) Н. Волчковой и Н. Турдыевой. По их мнению, российские производители за счет острой конкуренции будут вынуждены снижать цены, однако не всем производителям снижение цен на свою продукцию может оказаться под силу. Согласно проведенному исследованию негативные последствия в краткосрочном периоде могут коснуться предприятий пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности. Возможное сокращение выпуска в этих секторах может составить от 0,5 до 2% <1>. Однако самое большое падение ожидается в секторе машиностроения - до 12% сокращения выпуска, а также в пищевой и легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где падение составит до 7%.

--------------------------------

<1> http://www.vestifinance.ru/articles/5504

 

Негативные последствия не пройдут мимо авиационной и автомобильной промышленности, сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса. Так, в силу принятых обязательств Россия в течение семи лет должна будет сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну магистральные авиалайнеры. Это создаст серьезную угрозу масштабным авиастроительным проектам, которые реализует наша страна, что вряд ли будет способствовать развитию российских авиакомпаний. В частности, отрицательные последствия заключаются в: а) утрате основного конкурентного преимущества российской авиатехники - ее относительной дешевизны - в силу действующего в рамках ВТО механизма ценообразования; б) усилении конкуренции на внутреннем рынке, в том числе на рынке комплектующих, запасных частей и ремонтных работ; в) необходимости пересмотра существующих и разрабатываемых программ развития отрасли и создания новых образцов авиационной техники, в которых существенная роль отводится поддержке государства; г) необходимости отказа от существующих и перспективных планов продвижения отечественной авиационной техники на зарубежные рынки в связи с их несовместимостью с требованиями ВТО в части форм и методов государственной поддержки. Более того, вступление в ВТО чревато для России потерей национальной авиапромышленности, причем не только ее гражданской части, но в значительной степени и военной, так как разработчики и производители бомбардировочной и транспортной авиации поддерживаются в настоящее время главным образом за счет реализации гражданских программ (КБ Туполева и Ильюшина, сборочные заводы в Казани, Ульяновске и Самаре) <1>. Конечно, в этой связи можно сказать, что ничего страшного здесь нет. Напротив, жесткая конкуренция позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству авиатехники в России. Но вопрос: какой ценой?

--------------------------------

<1> http://rus-crisis.ru/index.php?Itemid=68&catid=40:2009-07-27-17-55-39&id=766:766&opuon=com_content&view=article

 

Не секрет, что присоединение России к ВТО приведет к снижению государственной поддержки сельского хозяйства. Для нашей страны разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долл. США (что более чем в два раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. будет на нынешнем уровне. Далее, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству. Иначе говоря, у России есть время для необходимой передышки и принятия адекватных решений, в том числе об оказании государственной финансовой поддержки сельскохозяйственному производителю.

5. Правовой анализ последствий вступления России в ВТО. Основным элементом работы на внутреннем уровне, в контексте присоединения России к ВТО, являлось приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО (системные вопросы). Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 1054-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 8320) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволило бы решить в целом проблему адаптации правовой базы России к требованиям ВТО. Указанный План был выполнен. Приняты и вступили в силу новая редакция Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <1>, Законы: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ), "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ), "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ), "О техническом регулировании" (от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ), "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ), пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Сейчас документ утратил силу.

 

5.1. Рецепция норм права ВТО не исчерпывается указанными законами России. Большое влияние норм права ВТО испытал Таможенный кодекс РФ. Так, п. 6 ст. 323 Таможенного кодекса РФ соответствует ст. 13 Соглашения ВТО по применению ст. VII ("Оценка товара для таможенных целей") ГАТТ-94 (Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.), в которой говорится о праве импортера в случае спора об оценке таможенной стоимости получить товар при условии внесения соответствующей суммы депозита. Глава 38 "Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров" Таможенного кодекса РФ представляет собой переложение разд. 4 "Особые требования в отношении пограничных мер" Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Данные нормы посвящены приостановлению выпуска предположительно контрафактных товаров по заявлению обладателя исключительных прав. Кроме того, разд. III Таможенного кодекса РФ содержит положения, эквивалентные нормам Соглашения ВТО по применению ст. VII ГАТТ-94. Как основа для исчисления таможенных пошлин таможенная стоимость действительно крайне важна. О.Ю. Бакаева характеризует ее как "особую разновидность стоимости товара, в исчислении которой участвуют три стороны: продавец, покупатель и таможенный орган" <1>. В целом положения Таможенного кодекса РФ соответствуют требованиям ВТО, хотя известный исследователь права ГАТТ/ВТО И.И. Дюмулен указал на ряд потенциальных расхождений между нормами Таможенного кодекса РФ и нормами ВТО <2>.

--------------------------------

<1> См.: Бакаева О.Ю. Исчисление и уплата таможенных платежей: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2005. N 2. С. 110.

<2> См.: Дюмулен И.И. Новое таможенное законодательство России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 1. С. 46 - 54.

 

В некоторых случаях российское таможенное право предоставляет импортерам даже более либеральный режим. Например, согласно ст. 43 ТК РФ предварительное решение об оценке происхождения товара действует в течение пяти лет со дня его принятия (по сравнению с тремя годами, предусмотренными Соглашением по правилам происхождения).

Как минимум в одном случае российский законодатель отказался от переноса норм права ВТО в российское право, а пошел на введение в закон ссылки на право ВТО. Речь идет о Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Он долгое время был одним из наиболее спорных в рамках переговоров о вступлении России в ВТО. Дело в том, что в ст. 7 Закона предусмотрена обязательная 70-процентная квота технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения. Такое требование противоречит п. 4 ст. III ГАТТ-94 и положениям Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС) <1>, так как является дискриминацией аналогичного оборудования, техсредств и материалов иностранного происхождения и нарушает принцип национального режима.

--------------------------------

<1> См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003. С. 105.

 

Совпадает с нормами ВТО и российский режим интеллектуальной собственности. Причина этого заключается в общности источников. ТРИПС делает отсылку к основным международным конвенциям в этой сфере - Парижской, Бернской, Римской - и Вашингтонскому договору 1989 г. Россия является участником первых трех Конвенций и обладает достаточно обширным массивом нормативных актов в этой области.

Следует согласиться с мнением И.И. Дюмулена <1> о наличии собственного "российского" пути сближения национального законодательства с нормами права ВТО. Специфика этого пути в том, что указанное сближение обеспечивается сразу по трем основным направлениям: 1) рецепция норм права ВТО, перенос их в российские нормативные правовые акты; 2) отсылка к нормам права ВТО; 3) наличие нормативных правовых актов, изначально не противоречивших нормам права ВТО. Таким образом, нормы российского права по своему содержанию в целом соответствуют требованиям Всемирной торговой организации.

--------------------------------

<1> См.: Дюмулен И.И. Новое таможенное законодательство России. С. 46 - 54.

 

6. Выводы и рекомендации:

1) срочная разработка и принятие научно обоснованной промышленной (в том числе отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, а также поощрения конкуренции на внутреннем рынке страны и как матрицы для успешной реализации условий Протокола о присоединении России к ВТО;

2) достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего Российская Федерация столкнется в условиях вступления в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме государственных кредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. То же касается поддержки аграрного сектора российской экономики;

3) создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, качество, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции;

4) срочное начало подготовки в стране специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата. Введение в юридических вузах страны специального курса "Право ВТО";

5) расширение круга полномочий отраслевых и территориальных деловых ассоциаций (союзов), способных авторитетно представлять интересы отдельных слоев бизнеса перед российской властью;

6) постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер, применяемых со стороны наших основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих государств; публикация регулярных отчетов о таком мониторинге;

7) регулярный анализ практики разрешения споров в системе ВТО. Обобщение деятельности Органа по разрешению споров ВТО (ОРС).

Нам, россиянам, нужна сильная, великая Россия! Россия, которая должна занять на геополитической карте мира достойное место как один из центров международной силы (наряду с США, Европой, Китаем)! Россия, вперед!

Белых В.С.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (06.04.2014)
Просмотров: 618 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016