Суббота, 03.12.2016, 22:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Н.С.Субботина        

Существует множество подходов к определению понятия «инновационный потенциал». Приведем одно из них: инновационный потенциал есть способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Поэтому инновационный потенциал привязан к конкретному уровню экономики - народному хозяйству [2].

Инновационный потенциал региона, выражается в инновационных проектах, находящихся на стадиях разработки и завершения, а также в инфраструктуре, которая представляет собой связующее звено между всеми элементами развития инновационной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что инновационный потенциал региона - это степень подготовки социально-экономической системы регионального хозяйства к осуществлению инновационной деятельности, определяемая ресурсной, компонентой, формируемой научными, интеллектуальными, кадровыми, финансовыми, технико-технологическими ресурсами и обеспечивающей формирование ее инвестиционного потенциала.

Существует ряд особенностей социально-экономического положения Дальневосточного федерального округа (ДВФО), рассмотрим некоторые из них:
1. Противоречие между территорией и населением. ДВФО занимает 36,08 % территории России, а доля населения составляет 4,25 %. На 1 км2 приходится всего 1,01 человека.
2. Неравномерное рассредоточение человеческих, технологических и природных ресурсов.

Наиболее экономически активными являются южные территории округа (например, в Приморском крае сконцентрирован 31 % предприятий Дальнего Востока). Несмотря на то, что Дальний Восток выглядит преуспевающим по динамике инвестиций в основной капитал, но данный показатель достигается за счет иностранных инвестиций в сахалинские нефтегазовые проекты, которые имеют задельный характер и слабо влияют на рост валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства.

3. Обширная и богатая территория ДВФО характеризуется невысоким уровнем социально-экономического развития.

В регионе производится не более 5 % общероссийской суммы валовых региональных продуктов, стоимость жизни на 40 % выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, доля бедного населения выше среднероссийского показателя.

ДВФО занимает последнее место среди всех федеральных округов по стоимости основных фондов и объемам отгруженных товаров обрабатывающих производств (а также - производства и распределения электроэнергии, газа и воды), по показателям ввода жилья на 1000 человек населения и доли автодорог с твердым покрытием, по налоговым поступлениям в федеральный бюджет.

4. Дальний Восток обладает самыми благоприятными факторами для вхождения России в экономику АТР, но не может развить масштабные интеграционные процессы:

Экономика «южных» приграничных регионов на 70 % ориентирована на страны СевероВосточной Азии (в меньшей степени - Азиатско-Тихоокеанского региона), что является результатом географической близости, но не интеграционных процессов. Доля экспорта России в страны АТР составляет всего 1 %, импорта - 0,5 %.

В экономическом смысле Дальневосточное приграничье не способствует вхождению России в экономику АТР. Сдерживающим фактором является недостаточный уровень хозяйственной освоенности территорий, непосредственно прилегающих к государственной границе.
5. Наблюдается противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры.

Безусловно, существуют проблемы развития ДВФО, основными из которых являются:

1. Наличие существенных диспропорций в промышленном развитии территорий. В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является только добыча или самая первичная переработка сырья. Обрабатывающая промышленность фактически развита только в двух регионах - Приморском и Хабаровском краях.

2. Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, в т. ч. плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами. На юге есть условия для развития демографического потенциала, современных отраслей промышленности и сферы услуг (южный широтный пояс). На Севере совершенно иная демографическая, социальная, экономическая, природно-климатическая ситуация (северный широтный пояс).

3. Экономическая оторванность региона от центра России и усиление экономической зависимости от сопредельных стран. Низкая конкурентоспособность производимой в ДВФО продукции с высокой долей добавленной стоимости приводит к тому, что зарубежных партнеров интересует лишь ограниченный сегмент дальневосточных природных ресурсов.

4.  Достаточно низкий инновационный потенциал у экономики городов Дальнего Востока. Доля затрат регионального бюджета на ИР, направленных на развитие производства в 3 раза превышает аналогичную долю затрат ряда регионов Центральной России.
Коэффициент инновационного потенциала городов ДВФО (количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1000 человек населения) в 3 раза меньше, чем в Санкт- Петербурге, в 15 раз ниже по сравнению с Москвой.

В регионе предпринимательский сектор обеспечивает только 8 % от общих расходов на науку (по России - 49 %). Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в ДВФО - 7,5 %, в промышленности - 7,1 %. Доля инновационной продукции в ДВФО - 2,5 %, в России - 5,5 %. Наблюдается неритмичность финансирования и низкая отдача капвложений. Прослеживается тенденция уменьшения уровня инновационности с ростом размера предприятия.

5. Слабое развитие финансовой инфраструктуры и высокая финансовая зависимость от федерального бюджета. Банковская система Дальнего Востока играет крайне незначительную роль в банковской системе Российской Федерации. Финансовая инфраструктура характеризуется доминированием филиалов московских и санкт-петербургских организаций. Если в бюджете Сахалинской области дотации не достигают 10 % в сумме доходов бюджета, то бюджет Камчатского края, Амурской области на 30 % формируется за счет дотаций. Остальные регионы находятся в диапазоне от 12 до 18 %. Показатели финансовой зависимости по ДВФО выше, чем в среднем по России.

6.Сложная социальная и демографическая ситуация. Ухудшение экономических условий жизнедеятельности вызывает большую убыль населения. С 1990 г. население Дальнего Востока сократилось с 8 044,79 до 6 211,38 тысяч человек, или на 22,79 %. При этом, доля миграционного оттока в общей структуре убыли населения региона составляет 58,5 %, а естественной убыли - 43,5 %. По данным статистических исследований и прогнозов, при сохранении существующих тенденций, в период 2015-2025 гг. регион может попасть в «демографическую яму», что приведет к ежегодным дополнительным потерям примерно 1,6 % ВРП. Коэффициент рождаемости в ДВФО - 11,5 %, мал даже для простого воспроизводства населения (общие коэффициенты рождаемости менее 16,0 % считаются низкими).

Сокращение численности населения в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально- экономического развития. Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов. Сокращение населения, его постарение будут создавать определенные ограничения для экономического развития региона. Деформируется половозрастная структура населения, население стареет, сокращается численность экономически активного населения, увеличивается демографическая нагрузка на занятое население. По росту старения населения ДВФО - «лидер» в стране.

Необходимо установить контроль над ценами, поскольку даже в условиях повышения зарплаты, пенсии, стипендии граждане реально не чувствуют улучшения.

Выделяются три зоны, которые делятся по степени благоприятности:
а) неблагоприятная для жизни человека - Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Корякский автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7 % населения;
б) благоприятная - Приморский край. В этой зоне проживает 30,9 % населения;
в) средне благоприятная - вся остальная территория. В данной зоне проживает 51,4 % населения.

7. На всех рынках ДВФО наблюдается разрыв между способностью производить товары и услуги и качеством жизни. Величина прожиточного минимума в регионе на 44,3 % выше, чем в среднем по России. Доля населения с доходами, ниже уровня прожиточного минимума в регионе, составляет 21,2 % (в среднем по России - 17,6 %). Практически во всех регионах ДВФО средний размер трудовой пенсии меньше территориального прожиточного минимума.

Темпы роста тарифов по электроэнергии и теплу на Дальнем Востоке в 2 раза выше темпов роста соответствующих тарифов у западных регионов.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг по сравнению со среднероссийскими выше на 73 % при сохранении темпов роста стоимости услуг на уровне РФ [1].

Актуальность и необходимость развития инновационного потенциала Дальнего Востока, является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ, что подтверждается наличием стратегически важной государственной программы «Социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона 2014-2025 гг.» [4].

Магаданская область в округе занимает особое место, на протяжении последних лет является лидером Дальнего Востока в инновационном развитии. Рассмотрим анализ инновационного потенциала, на ее примере.
Существует множество методов оценки инновационного потенциала региона. В рамках первичного исследования в данной статье предлагаем рассмотреть комплексный метод, который включает 3 этапа:
1-    й    этап - сбор, анализ и интерпретация статистической и аналитической информации об уровне инновационного развития региона и условиях инновационной деятельности на его территории.
2-    й    этап - проведение экспертного мониторинга показателей ораганизационно-право- вого детерминанта инновационного развития региона.
3-    й    этап - построение «инновационного профиля региона», позволяющего оценить уровень использования инновационного потенциала [5].

Оценка регионального инновационного потенциала области (1-й этап метода) была проведена на основе анализа данных, предоставленных территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. Данные представлены в таблице.

Характеристика компонентов инновационного потенциала

Анализ данных таблицы показывает, что число инновационно-активных организаций уменьшилось на 26,5 %, а число созданных передовых технологий за отчетный период снизилось в 6 раз и составило единицу. Рост числа выданных патентов в 2014 г. по отношению к 2013-му составил 63 %.

Важнейшей характеристикой уровня развития научной сферы является объем внутренних затрат на исследования и разработки, который в 2014 г. увеличился на 17 % и составил 1054,1 млн. руб.

Анализ трудового потенциала представлены в виде диаграммы (см. рис. на с. 81).

Несмотря на увеличение численности персонала занятого научно-исследовательской работой, численность персонала инновационных организаций уменьшилась. Количество аспирантов и докторантов в динамике за 3 года увеличивается в среднем на 10 % ежегодно, в 2014 г. составило 43 человека.

Реализация инновационного сценария стратегии социально-экономического развития Магаданской области, несмотря на определенные трудности, постепенно продвигается вперед, формируя модули инновационной инфраструктуры, реализуя механизмы, позволяющие достигнуть намеченных результатов в инновационной деятельности и модернизации отраслей региональной экономики.

Динамика численности трудового потенциала

 

Работает Закон «Об инновационной деятельности в Магаданской области», принятый в апреле 2010 г., реализуются мероприятия ОЦП «Инновационное развитие Магаданской области».

В предыдущие годы инновационная политика была нацелена на создание нормативно- правовой базы и проведение информационно-методических и организационных мероприятий (семинары, подготовка кадров, выступления на форумах и конференциях).

Общественное признание результатов инновационной политики показало, что федеральные и региональные органы власти заинтересованы в новых идеях, в новых проектах, и готовы к поддержке их реализации, чтобы действительно богатая природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом Магаданская область стала территорией инновационного развития.

По данным отчета о реализации инновационной политики Магаданской области за 2014 г. основными направлениями региональной инновационной политики на ближайшую перспективу будут являться: создание областного инновационного бизнес-инкубатора, научно- производственного парка, венчурного фонда, центра трансфера технологий, расширение направлений финансовой поддержки инновационной деятельности, активное участие в федеральных конкурсах инновационных проектов «УМНИК», «СТАРТ» [3].

Библиографический список

1. Кузнецова Н.В. Проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dkcenter.ru/analitics/detail.php?id=132].
2. Николаев А.Н. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.center-inno.ru/materials/library/04-4].
3. Отчет о реализации инновационной политики Магаданской области в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.old.49gov.ru/ru/ government/ Innov_1 /meropr /otchet_deyatelnost.html.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req = doc;base=LAW;n=162190].
5. Ряпухина В.Н. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала региона / В.Н. Ряухи- на // Вестн. Белгород. ун-та

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (16.03.2016)
Просмотров: 300 | Теги: инновационный потенциал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016