Вторник, 20.02.2018, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Анализ уровней физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Н.А.Шарикало

Анализ уровней физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, выявлены возрастные особенности развития физических качеств.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, возрастные особенности, дети старшего дошкольного возраста.

 

Актуальность. Одним из важных направлений совершенствования организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования является - физическое воспитание ребенка, в котором особое место отводится развитию физических качеств: быстроте, силе, ловкости, гибкости, выносливости, координационным способностям. Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

Многие отечественные исследователи, такие как Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, ВН. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина, Н.В. Алябьева, М.А. Рунова, Э. Я. Степаненкова, С.О. Филиппова, Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкини др. считают, что активное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств начинается с ранних лет жизни человека.

Соответствующей совокупностью физических потенций ребенок одарен с самого рождения, которые закладываются в него наследственными программами индивидуального развития. В ходе биологического формирования органов, структур организма, индивидуальные потенции развиваются, определяя физические качества у человека.

Сенситивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. Проявляются физические качества у детей через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На необходимость развивать физические качества ребенка указывает Е.Н. Вавилова и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно, проявлять необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей. [1]

Уровень развития физических качеств у дошкольников, который определенным образом характеризует физическую подготовленность, находится в тесной взаимосвязи с их физическим и функциональным развитием.

Анализ литературы показывает, что проблема развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е.И. Геллер, Е.Н. Вавиловой, Н.Б. Каданцевой, Ю.К. Чернышенко, В .А. Баландина и др.

Существуют всевозможные суждения о наличии половых различий по некоторым показателям развития физических качеств. Тем не менее, есть основания предполагать, что эти различия зависят в основном от условий воспитания детей в дошкольном учреждении. Вместе с тем, материалы, полученные в исследовании В.М. Зуевым [2, с. 177], посвященном возрастно-половым особенностям точного воспроизведения движений детьми дошкольного возраста, позволили автору сделать вывод, что дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола.

Целью нашего исследования является соотношение уровней физической подготовленности разнополых детей.
Методы и организация исследования. Обследовано было 104 детей старшего дошкольного возраста (54 мальчика и 50 девочек), посещающих дошкольное образовательное учреждение города Пинска. Оценивалась их физическая подготовленность.

Определялась физическая подготовленность по степени развития быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, проявленных в контрольных упражнениях-тестах. Использовались контрольные упражнения, применяемые в программе физического воспитания дошкольников: прыжок в длину с места (см), удержание равновесия на одной ноге (с), наклон вперед из положения стоя (см), бег на 10 м, (с), челночный бег 3x10 м (с), трехминутный бег (м).
Полученные результаты сопоставлялись с оценочными таблицами [5, с. 136]. При этом были рассчитаны некоторые статистические параметры показателей физической подготовленности: х ± m - среднее арифметическое и стандартная ошибка среднего арифметического, σ - стандартное отклонение. Определялся уровень физической подготовленности по трехуровневой шкале: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Результаты исследования и их обсуждение. Скоростно-силовые качества представляют собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в максимально быстрых движениях с относительно небольшим сопротивлением [4, с. 16].

Анализ результатов прыжка в длину с места показал, что пятилетние мальчики превосходят девочек-сверстниц в данном упражнении. Высокий уровень в данном упражнении установлен у 10% мальчиков шести лет, у девочек пяти-шести лет и мальчиков пяти лет высоких оценок не выявлено. Средний результат мальчиков пяти лет составил 95,1 сантиметров, девочек - 93,3 сантиметров. В шесть лет девочки незначительно опередили мальчиков в упражнении «прыжок в длину с места», средний показатель у девочек зафиксирован как 97,3 сантиметров, у мальчиков - 96,8 сантиметров. Анализ уровней физической подготовленности по результатам прыжков в длину с места у дошкольников пяти-шести лет обоего пола характеризуется преобладанием среднего уровня, у мальчиков пяти лет - 72% случаев, у девочек - 58% случаев; у мальчиков шести лет - 74% случаев, у девочек - 63% случаев. Низкий уровень физической подготовленности по результатам прыжка в длину с места выявлен у мальчиков пяти лет в 28% случаев, у девочек-пятилеток в 42% случаев; у мальчиков шести лет в 16% случаев, у девочек-шестилеток в 37% случаев.

Равновесие человека, как физическое качество, представляет с собой способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Анализ результатов упражнения «удерживание равновесия на одной ноге» позволил выявить превосходство девочек пяти-шести лет в данном упражнении, при этом их средние показатели составили 29,8 секунды и 52,3 секунды соответственно, в то время как у мальчиков пяти лет средний показатель составил 19 секунд, в шесть лет - 47,1 секунды. Анализ результатов удерживания равновесия на одной ноге выявил высокий уровень физической подготовленности у 16% девочек шестилетнего возраста. Средний уровень физической подготовленности в данном упражнении зафиксирован у мальчиков пяти лет в 62% случаев, у девочек пяти лет в 74% случаев; у мальчиков шести лет в 66% случаев, у девочек шести лет в 74% случаев. Уровень физической подготовленности низкий в этом упражнении отмечен у мальчиков пяти лет в 38% случаев, у девочек-пятилеток в 26% случаев, у мальчиков шести лет в 34% случаев, у девочек шести лет в 10% случаев.

Гибкость человека, как физическое качество, представляет собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обуславливают амплитуду двигательных действий [4, с. 16]. Средний результат в наклоне вперед из положения стоя у мальчиков пяти лет составил 3,9 сантиметров, у девочек пяти лет - 4,7 сантиметров, у мальчиков шести лет - 3,6 сантиметров, у девочек шести лет - 4,5 сантиметров. В проявлении гибкости девочки пяти-шести лет незначительно превосходили мальчиков-сверстников, и при этом у тестируемых детей выявлено снижение данного показателя с возрастом. Анализ результатов показал, что у пятилетних детей средний уровень физической подготовленности составляет92% мальчиков и 94% девочек; у шестилетних - 34% и 10% соответственно. Уровня физической подготовленности, отнесенного к оценке «высокий» в проявлении гибкости у тестируемых детей пяти-шести лет обоего пола не выявлено.

Быстрота, как физическое качество, представляет собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обуславливают скоростные характеристики двигательной деятельности [4, с. 16]. Средний результат в беге на 10 метров у мальчиков пяти-шести лет составил 2,5 секунды, у девочек пяти лет - 2,7 секунды, у девочек шести лет - 2,5 секунды. Анализ результатов бега на 10 метров позволил выявить высокий уровень физической подготовленности у мальчиков пяти лет в 44% случаев, у девочек данного возраста в 29% случаев, у мальчиков шести лет в 19% случаев, у девочек шести лет в 28% случаев. Средний уровень физической подготовленности в проявлении быстроты определен у мальчиков пяти лет в 44% случаев, у девочек- сверстниц в 36% случаев, у мальчиков шести лет в 56% случаев, у девочек- шестилеток в 40% случаев. Низкий уровень физической подготовленности в данном качестве выявлен у 12% мальчиков пяти лет, у 35% девочек пяти лет, у 25% мальчиков шести лет и у 32% девочек шести лет.

Под физическим качеством ловкость понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи [3, с. 127]. Средний результат в челночном беге у мальчиков пяти лет составил 12,3 секунды, у девочек-сверстниц - 12,5 секунды, у мальчиков шести лет данный показатель равнялся 11,3 секунды, у девочек-шестилеток - 11,7 сек. Результаты данного тестового задания сильно варьируют. Высокий уровень физической подготовленности в проявлении ловкости выявлен у 32% мальчиков пяти лет, у 69% мальчиков шести лет и у 41% девочек шести лет. Средний уровень физической подготовленности в проявлении ловкости определен у 60% мальчиков пяти лет, у 32% девочек пяти лет, у 69% мальчиков шести лет и у 41% девочек шести лет. Низкий уровень физической подготовленности в упражнении «челночный бег 3x1 Ом» был установлен у девочек пяти лет в 68% случаев, у шестилетних девочек в 58% случаев. Низких уровней физической подготовленности в данном упражнении у мальчиков не выявлено.

Выносливость человека, как физическое качество, представляет собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обуславливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности [4, с. 16]. Анализ показателей трехминутного бега позволил выявить средний результат у мальчиков пяти лет 394,64 метров, у девочек пяти лет - 392,63 метров, у мальчиков-шестилеток он составил 422,33 метров, у девочек шести лет - 435,31 метров. В проявлении уровня отнесенные к оценке «низкий» в 72% случаев, у шестилетних мальчиков - в 68% случаев. Средний уровень определен у 28% мальчиков пяти лет и 32% мальчиков шести лет. В показателях выносливости у девочек также доминировали оценки с низким уровнем физической подготовленности: в 82% случаев у девочек пяти лет и в 76% случаев у девочек шести лет. Средний уровень в проявлении общей выносливости определен у 18% девочек пяти лет и 24% девочек шести лет. Высокий уровень физической подготовленности в проявлении общей выносливости не выявлен у детей пяти-шести лет обоего пола.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что физические качества детей старшего дошкольного возраста, участвующих в исследовании, развиваются гетерохронно, имеют большую вариативность, свидетельствующую о неравномерности педагогических воздействий в воспитании физических качеств, на не использование дифференцированного подхода к развитию физических качеств у детей. Уровень физической подготовленности детей, характеризуется преобладанием низких показателей в проявлении выносливости, ловкости, средних показателей в равновесия, гибкости, быстроты и скоростно-силовых качеств.

При подборе физических упражнений, необходимо дифференцировать нагрузку, так как дети, имеющие более высокие показатели физической подготовленности могут выполнять и должны выполнять упражнения более интенсивнее, с большим числом повторений, дети, отстающие по показателям физической подготовленности от сверстников - у них нагрузка меньше, но должна соответствовать целенаправленному развитию отстающих физических качеств и поддержанию на должном уровне достигнутых.

По всей видимости сложившаяся ситуация усугубляется не регулярным посещением занятий физической культурой детей, по причинам болезни, или не желанием родителей отправить ребенка на зарядку, подготовить его к занятиям на свежем воздухе и к занятию физкультурой в зале.

Литература:

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
2. Зуев, В.М. Формирование точности движений у детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1992. - 177 с.
3. Колесникова, Н.Н., Лимаренко, О.В. Физическое состояние детей старшего дошкольного возраста, проживающих в регионе, приравненном к районам Крайнего Севера // Евразийский Союз Ученых/ Ежемесячный научный журнал №5, 2014.-127-129 с.
4. Сулейманов, ПИ. Система основных понятий теории физической культуры. Учебное пособие. - Тюмень: изд-во «Вектор Бук», 1999. - 16 с.
5. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В.А. Шишкина. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011. -136 с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.01.2018)
Просмотров: 70 | Теги: физическая подготовленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь