Понедельник, 23.07.2018, 11:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Анализ результатов взаимосвязи спортивной агрессивности, уровня интеллектуального развития, волевых качеств, личностной тревожности и основных видов п

Т.Г.Артеменко

Анализ результатов взаимосвязи спортивной агрессивности, уровня интеллектуального развития, волевых качеств, личностной тревожности и основных видов подготовленности юных спортсменов

Аннотация. В работе рассмотрены взаимосвязи между основными видами подготовленности баскетболистов 10-12 лет - физической, технической, игровой и показателями уровня проявления спортивной агрессивности, волевых качеств, интеллектуального развития, личностной тревожности.

Ключевые слова: подготовленность, взаимосвязь, агрессивность, волевые качества, уровень интеллектуального развития, спортсмены.

 

Существует ряд важных научно обоснованных проблем, лежащих в области наук, смежных с теорией и практикой спортивной подготовки, решение которых позволит более точно построить методику учебно-тренировочного процесса и управление соревновательной деятельностью. К таким проблемам, специалисты относят выяснение происхождения некоторых психофизиологических явлений и объяснение причинно-следственных связей, которые возникают в результате различных психоэмоциональных состояний, как в процессе систематической тренировочной деятельности, так как и наблюдаемые перед соревнованиями и в стрессовых ситуациях соревновательной борьбы [2, 4].

В этой связи, внимание исследователей направлено на изучение причин эмоционального возбуждения, личностной тревожности, фактора участие волевых усилий в этих явлениях, и возможным следствием указанных состояний это уровень проявления физической агрессивности спортсменов.

По мнению специалистов, несомненно высокую роль играют интеллектуальные проявления, так как целеустремленность, как стержневое качество воли, имеет ярко выраженную взаимосвязь с умственными усилиями [1, 3] .

В период спортивной подготовки баскетболистов в возрасте с 10 до 12 лет, были определены корреляционные связи между показателями уровня интеллектуального развития, волевых качеств, спортивной физической агрессивности, личностной тревожностью и показателями уровня физической технической и игровой подготовленностью.

Взаимосвязь уровня физической, технической и игровой подготовленности с показателями уровня интеллектуального развития показывают высокий коэффициент корреляции (от r = 0,58 до r = 0,65). При этом можно отметить, стабильность высоких показателей взаимосвязи в течение всего периода наблюдения.

Коэффициенты корреляции, выявленные между уровнем личностной тревожности и показателями основных видов подготовленности (физической технической и игровой), показали наличие как слабой взаимосвязи (r = 0,39), так и связи, которую можно характеризовать как среднего и высокого уровня взаимовлияния (r = 0,48). Так же отмечается то, что высокий уровень взаимосвязи личностной тревожности проявляется только с показателями уровня технической и игровой подготовленности.

Волевые качества юных спортсменов и указанные выше виды спортивной подготовленности, выявили наличие такого уровня корреляционных связей между собой, который характеризуется как сильное взаимовлияние (от r = 0,55 до r = 0,64). Максимально высокий коэффициент корреляции мы наблюдали только с уровнем показателей игровой подготовленности.

Коэффициенты корреляции между показателями физической агрессивности и видами спортивной подготовленности имели как высокий уровень взаимосвязи (r = — 0,54), так и средний (r = — 0,40). Важное отличие этих взаимосвязей от выше указанных, проявилось в наличие отрицательного знака в корреляционной связи, что позволяет говорить о направленности взаимного влияния между исследуемыми явлениями.

Отмечается, что одним из важных результатов, полученных в исследовании формирования волевых качеств, является установление связи между развитием воли и развитием психоэмоциональной сферы личности, зависимости эффективности спортивной агрессивности от волевой регуляции.
Высокие показатели коэффициента корреляции уровня интеллектуального развития (до r = 0,65), волевого качества целеустремленности (r = 0,64), спортивной агрессивности (r = — 0,54) выявлены как с технической подготовленностью, так и с игровой соревновательной деятельностью. Это позволяет сделать некоторые выводы о важности привития у спортсменов не только специального двигательного навыка, но и умственного — в аспекте формирования алгоритма оценки игровых ситуаций, требующих проявления агрессивности. При этом формировать умение применения физической агрессивности в игровых ситуациях необходимо начинать уже на начальных этапах обучения, интегрировано с процессом технической подготовки.

Необходимо различать проявление агрессивности как индивидуальную, так и командную, а также — контролируемую спортсменом и не осознанную. Агрессивность в соревнованиях, связанная с неосознанным её проявлением, как правило, деструктивно влияет в течение коротких промежутков времени на успешность командных действий в игре. Эти проблемы являются перспективными направлениями дальнейших исследований, решение которых качественно связанно с эффективностью соревновательной деятельности.

Литература:

1. Артеменко Т. Г. Благоприятные периоды диагностики личностных особенностей юных баскетболистов 10-12 лет, в связи с проведением отбора на этапе начальной подготовки / Т. Г. Артеменко // Физическое воспитание: сб. науч. трудов / Харьковская акад. дизайна и искусств; под ред. С. С. Ермакова.— Харьков,
2009. — № 2.— С.3-6.
2. Баскетбол для молодых игроков / [Бусета Х. М., Мондони М., Авакумович А., Килик Л.]; пер. с англ. М. Давыдов. — Николаев: ЧП«Румянцева А.В.», 2006.— 358 с.
3. Воронова В. И. Отбор баскетболистов на основе критериев физической, технической подготовленности и уровня их личностных проявлений / ХГУ Международный научный конгресс "Олимпийский спорт и спорт для всех": тезисы докладов /В.И. Воронова, Т. Г. Артеменко // — К.: Олимпийская литература,
2010. — С. 434.
4. Родионов А. В., Воронова В. И. Психологические основы подготовки баскетболистов / А. В. Родионов, В. И. Воронова.— К.: Здоровя, 1989.— 136 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.06.2018)
Просмотров: 21 | Теги: волевые качества, спортсмен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь