Вторник, 20.08.2019, 04:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Т.А.Евстратова, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Е.А.Ветрова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Е.Е.Кабанова, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ЗА ПЕРИОД 2014-2016 гг.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России и приводящие к различным переменам в жизнедеятельности общества, трансформация социальной системы предполагает развитие различных форм взаимодействия между исполнительной властью и населением, а также различными институтами гражданского общества. Установление связей с общественностью является актуальной проблемой для системы государственного управления, важную роль на сегодняшний день играет возможность населения оценить качество предоставляемых государственных услуг или деятельность государственных служащих. В России использование общественного мнения как основы принятия управленческих решений встречается редко, чаще других механизмов учета общественного мнения используются экспертные советы. Но ситуация понемногу меняется, и во многих органах государственной власти постепенно налаживается тесное взаимодействие и конструктивное сотрудничество с населением. Активное участие института общественного мнения в рамках мониторинга деятельности данного ведомства является чрезвычайно важным, поскольку заставляет систему функционировать под влиянием внешних факторов и вводит инструменты взаимодействия между властью и обществом, эти механизмы взаимодействия должны быть понятными и прозрачными. Изучив способы учета общественного мнения в Министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края, можно сделать вывод о том, что работа с общественным мнением ведется, но имеются проблемы, требующие решения, в целях повышения уровня взаимодействия населения с органами власти, и как следствие повышение эффективности деятельности государственных служащих. Создание автоматизированной системы учета общественного мнения и оценки предоставляемых государственных услуг на уже имеющемся интернет-сайте Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края поможет разгрузить работу отдела по работе с обращениями граждан, руководству осуществлять контроль за результатами профессиональной деятельности государственных служащих и степенью удовлетворенности населения, даст возможность гражданам осуществлять поиск среди обращений по тематике, датам и категориям.

Ключевые слова: государственное управление, общественное мнение, обращения граждан

 
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

Конечная цель проводимых преобразований - повышение качества образования, так как в современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственному стандарту, но и успешное функционирование самой образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и администрации учреждения в направлении обеспечения образовательных услуг, соответствующих современным требованиям [3, с. 26].

Для того чтобы повышать качество образования, прежде всего, необходимо обеспечить надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях, как заказчиков образования, так и всех участников образовательного процесса.

Уже 10 лет Ставропольский край принимает участие в международных мониторинговых исследованиях, полученные результаты имеют большее значение для определения уровня качества образования России в сопоставлении с другими странами.

За период с 01 января по 31 декабря 2014 г. в адрес Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края (далее - Министерство) от граждан и организаций, в том числе в электронном виде поступило 2620 обращений [4].

Из аппарата Правительства Ставропольского края, Администрации Президента РФ, различных министерств и ведомств России и Ставропольского края поступило 1324 обращения (50,5 %).

При проведении личного приема министром образования и молодежной политики Ставропольского края было принято 79 заявлений, на выездных приемах рассмотрено 92 обращения по различным вопросам деятельности Министерства.

Большое внимание в обращениях граждан уделяется вопросам организации работы образовательных учреждений - 19,1 % (503 обращения), получения мест в детских садах, переводах из одного детского сада в другой - 7,8 % (206 обращений), обеспечению бесплатными учебниками обучающихся 3,2 % (84 обращения), выделению жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 5,4 % (142 обращения), оказания помощи детям и семьям с детьми социально-незащищенной категории обучения 14,6 % (385 обращений).

Волнуют заявителей вопросы уменьшения заработной платы сотрудникам образовательных организаций, продолжающиеся сборы денежных средств на ремонт, материально-техническое оснащение образовательных организаций, конфликтные ситуации между педагогическим составом и учениками образовательных организаций, нарушение прав детей в них. Эти вопросы подняты в 669 обращениях (25,5 %).

Вопрос ремонта и строительства новых образовательных организаций поднят в 96 письмах (3,6 %).

В связи с ситуацией на Украине получено 43 обращения (1,6 %), в которых ставились вопросы оказания помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях - трудоустройство, обеспечение жильем, предоставление мест детям в дошкольных и школьных организациях.

По вопросу проведения и подведения итогов ГИА и ЕГЭ поступило всего 88 обращений (3,3 %). Вопросы поступления и обучения в профессиональных образовательных организациях поставлены в 47 обращениях (1,8 %). По всем вопросам даны разъяснения заявителям.

В обращениях поднимаются вопросы улучшения экономической и политической ситуации в стране, вносились предложения по улучшению работы образовательных организаций, таких обращений получено 39 (1,4 %).

По всем обращениям, поступающим в Министерство, проводится определенная работа: заявителям даются разъяснения, при необходимости проводятся выездные проверочные мероприятия.

Социальный состав обращающихся очень разнообразен: школьники, студенты, служащие, домохозяйки, пенсионеры, предприниматели, деятели науки. Наиболее активные корреспонденты - пенсионеры, служащие, студенты, домохозяйки, педагогические работники образовательных учреждений.

Анализ географии поступившей корреспонденции показал, что наибольшее количество обращений традиционно получено от жителей городских округов, в частности Ставрополя - 15,9 % (417), Пятигорска - 5,6 % (149), Невинномысска - 3,5 % (93).

Среди муниципальных районов по числу обращений лидируют: Шпаковский 3,9 % (103), Ми- нераловодский 3,4 % (89), Предгорный 2,7 % (71), Буденновский 2,2 % (58) районы.

От граждан, проживающих в других регионах России, странах ближнего и дальнего Зарубежья поступило 68 обращений (2,6 %).

Наименьшее количество обращений за указанный период поступило от граждан Левокумского (6), Труновского (5), Апанасенковский (9) районов, г. Лермонтова (8).

В 2015 г. в адрес Министерства поступило 2438 обращений, что на 182 меньше, чем в 2014 г. - (2620 обращений).

В числе поступивших обращений:

149 переадресовано из Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

1065 - передано из аппарата Правительства Ставропольского края (в том числе 501 пересланы из Администрации Президента Российской Федерации);

78 - из органов прокуратуры Ставропольского края;

20 - из Думы Ставропольского края;

59 - из органов исполнительной власти края, Роспотребнадзора по вопросам, входящим в компетенцию министерства;

10 - из приемной партии «Единая Россия»;

23 - от уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае и Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае.

Анализ географии поступившей корреспонденции показал, что чаще остальных обращались жители городов Ставрополя 547 - (22,4 %), Невинномысска 153 - (6,3 %), Ессентуки 108 - (4,4 %), Пятигорска 92 - (4 %), а также Шпаковского 128 - (5,3 %), Предгорного - 78, Буденновского - 78 - (3,2 %) и Минераловодского 77 - (3,2 %) районов Ставропольского края.

Низкая социальная активность населения отмечается в гг. Георгиевске 43 - (1,8 %), Железно- водске 32 - (1,3 %), Лермонтове 19 - (0,8 %); Тру- новском 19 - (0,8 %), Курском 16 - (0,7 %), Лево- кумском, Туркменском 13 - (0,5%), Степновском 12 - (0,5 %), Красногвардейском 12 - (0,5 %) Но- воселицком 9 - (0,4 %) районах.

На «Телефон доверия Министерства образования и молодежной политики» поступило более 120 звонков, большая часть из которых - анонимны.

От граждан, проживающих за пределами Ставропольского края, получено 87 обращений.

Большое количество обращений касается вопросов получения мест в дошкольных образовательных организациях, обеспечения бесплатными учебниками обучающихся, выделению жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей 121 - (5 %) обращений.

В 166 обращениях (7 %) заявителей волнуют вопросы заработной платы работников образовательных организаций, сборы денежных средств на ремонт, материально-техническое оснащение образовательных организаций; 127 заявителей (5 %) ставят вопрос ремонта и строительства новых образовательных организаций.

По вопросу проведения и подведения итогов Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2015 г. поступило 44 (2 %) обращения, вопросы поступления и обучения в профессиональных образовательных организациях поставлены в 35 (1,5 %) обращении.

В 2015 г. руководством министерства проведено 9 выездных личных приемов граждан в Изо- бильненском, Грачевском, Кочубеевском, Ипатовском, Апанасенковском, Буденновском, Георгиевском, Степновском, Нефтекумском муниципальных районах, в ходе которых рассмотрено 50 обращений граждан по различным вопросам: строительства, устранения аварийности, замены оконных блоков, замены оборудования пищеблоков, улучшения материально-технической базы образовательных организаций, обеспечения образовательных организаций школьными автобусами, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, проведения государственной итоговой аттестации, предоставления льгот педагогическим работникам, заработной плате педагогических работников, предоставления мест в дошкольных образовательных организациях и др.

В течение 2015 г. министром образования проведено 7 личных приемов граждан из Изобильнен- ского, Георгиевского, Туркменского, Шпаковского, Апанасенковского, Кочубеевского, Грачевского муниципальных районов, городов Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Георгиев- ска. Всего обратилось 55 граждан по различным вопросам деятельности Министерства.

Все обращения, поступившие в Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, рассмотрены в установленные законодательством сроки.

В 2016 г. в Министерство поступило 2511 обращений, что на 73 (2,9 %) обращения больше по сравнению с 2015 г. (в 2015 г. поступило 2438 обращений).

Число граждан, лично обратившихся в министерство составляет 50 % от общего количества поступивших обращений в 2016 г. (1253).

Остальные обращения были переадресованы из:

- аппарата Правительства Ставропольского края - 865 (в 2015 г. -1065), в том числе пересланных из Администрации Президента Российской Федерации - 419 (в 2015 г. 501),

- Минобрнауки России, Рособрнадзора - 149 (уровень 2015 г.),

- Государственной Думы Российской Федерации и Думы Ставропольского края - 46 (в 2015 г. - 20),

- органов прокуратуры - 97 (в 2015 г. - 78) и других источников.

Анализ географии поступивших обращений показал, что наибольшее количество заявителей из городов Ставрополя, Пятигорска, Ессентуков и Шпаковского, Кочубеевского муниципальных районов.

Меньше всего поступило обращений из Арз- гирского, Труновского, Левокумского муниципальных районов.

Из других субъектов Российской Федерации поступило 45 (1,8 %) обращений; из интернета, без точного адреса - 329 (13,1 %).

Анализ содержания поступивших обращений граждан показал, что наиболее часто поднимаются вопросы: организации образовательного процесса в школах (качество образования, материально- техническое обеспечение, обеспечение учебниками, питание и т. д.) - 549 (21,9 %); дошкольного образования - 376 (15,0 %); социальной защиты работников образования (услуги ЖКХ, заработная плата, жилье молодым специалистам, увольнение, награждение) - 369 (14,7 %); защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опеки; детей-инвалидов, работы детских домов, школ- интернатов - 340 (13,5 %); строительства, ремонта, замены окон в образовательных организациях - 186 (7,4 %); государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ЕГЭ, ГИА) - 157 (6,3 %); профессионального и дополнительного образования, летнего отдыха детей - 237(9,4 %), прочие вопросы - 297 (12,0 %).

Все поступившие обращения граждан рассмотрены в установленном порядке.

На «Телефон доверия министра» в 2016 г. поступило 38 звонков граждан. Общая структура обращений и их содержание аналогичны обращениям, направленным в министерство в письмах. Все обращения рассмотрены в установленном порядке.

В 2016 г. руководством Министерства проведено 12 личных приемов граждан, в ходе которых обратились 71 человек.

Вопросы поднятые в обращениях - образовательный процесс в школе, государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ЕГЭ, ГИА), предоставление места в дошкольных образовательных организациях, обучение детей-инвалидов, работа комиссии по аккредитации образовательной организации, профессиональное образование и др.

Разъяснения даны по 29 вопросам, 42 обращения были рассмотрены в установленном порядке.

Выездные личные приемы граждан осуществлялись в соответствии с графиком личных приемов граждан руководителями органов исполнительной власти Ставропольского края в 2016 г., утвержденным губернатором Ставропольского края.

12 декабря 2016 г. Министерство приняло участие в проведении Общероссийского дня приема граждан. В режиме аудиосвязи принято 2 гражданина из Изобильненского и Кировского муниципальных районов по вопросам материально- технического обеспечения образовательного процесса. Обращения рассмотрены в установленном порядке.

Социальный состав заявителей разнообразен, более активным корреспондентами являются педагогические работники образовательных организаций края, родители обучающихся и воспитанников.

При рассмотрении обращений граждан Министерство осуществляет свою работу во взаимодействии с органами местного самоуправления, подведомственными и другими организациями [1, С. 45].

Для обеспечения оперативности обмена информацией с населением края по вопросам соблюдения законодательства в отрасли образования на официальном сайте министерства info@- stavminobr.ru функционирует раздел «Обращения граждан», где размещены: порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан, график приема граждан руководством министерства, ежеквартальная информация о работе с обращениями граждан в министерстве, наиболее значимые и часто задаваемые гражданами вопросы, поступающие в министерство и официальные ответы на них.

В процессе сбора информации и подготовки данного материала были выявлены следующие проблемы, негативно отражающиеся на процессе взаимодействия Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края с населением:

1. Степень дистанционирования жителей от управления и уровень иждивенческого поведения остаются высокими: низкий уровень информационной грамотности населения и высокий уровень иждивенческого поведения;

2. Низкий уровень направленности сайта Министерства на взаимодействие с населением и отсутствие возможности оценить качество предоставляемой услуги: отсутствие архива обращений граждан с ответами и комментариями; отсутствие возможности оценить качество предоставляемых услуг Министерством;

3. На сегодняшний день на все обращения граждан, которые поступили в Министерство даны ответы, но отсутствует возможность узнать насколько точным, своевременным и полным был дан ответ, смог ли данный ответ помочь решить проблему граждан.

Таким образом, необходимо совершенствование системы мониторинга деятельности Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.

 

Литература

1. Добреньков В. И. Теоретико-методологическое обоснование модели социологического мониторинга информационной безопасности региона России // Личность. Культура. Общество. Научно- практический журнал. Т. II. Спецвыпуск. М. 2014. С. 43-49.
2. Евстратова Т. А. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти: пути совершенствования // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 4 (123). С. 68-75.
3. Клименко А. В. Российский чиновник - задачи на сегодня // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 23- 32.
4. Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края. URL: http://www.- stavinvest.ru
5. Романенко И. И. Проблемы измерения и оценки результативности деятельности органов государственного управления // Контроллинг. 2013. № 5. С. 8-13.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 2


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (31.07.2019)
Просмотров: 21 | Теги: обращения граждан, общественное мнение, телефон доверия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь