Пятница, 09.12.2016, 12:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АНАЛИЗ ПСИХО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Д.И.Минниханова, Г.А.Чикалова, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

АНАЛИЗ ПСИХО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Статья посвящена изучению уровня психо-функциональной подготовленности и физического развития школьников младших классов с целью поиска перспективных путей построения урока физической культуры.

Ключевые слова: психо-функциональное состояние, физическая подготовленность, школьники младших классов.

 

Введение. Многочисленными исследованиями показано, что на современном этапе школьного образования существенно ослабевает отношение детей к уроку физической культуры. Такое положение дел крайне отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, физической подготовленности и физическом развитии.

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при комплексной характеристике состояния организма школьника в процессе физического воспитания необходимо учитывать динамику их подготовленности.
Основной целью настоящего исследования явилось определение уровня показателей временных и пространственных свойств, а также физического развития школьников 3-4 классов, занимающихся в основной группе ООШ.

Исследования проводились на базе МОУ Гимназии №14 города Волгограда. В эксперименте приняло участие 84 ребенка (34 мальчика и 50 девочек) в возрасте 8-10 лет.

Для выявления психо-функционального состояния детей младшего школьного возраста было проведено исследование с помощью компьютерной программы, разработанной Ю.В. Корягиной (2006).
Тестирование проводилось по следующим показателям: время реакции на свет; время реакции на звук; время РДО; время реакции выбора; индивидуальная минута; ЧСС, ЧД; теппинг-тест.

Результаты проведенного исследования по оценке психо-функционального состояния детей младшего школьного возраста приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что у школьников время реакции на свет составило 412,12±18,23 мс, на звук 580,56±25,63 мс, у школьниц - 440,66±19,35 и 618,68±21,72 мс соответственно. Данные показатели соответствуют низкому уровню простой сенсомо- торной реакции.

Известно, что величина простой сенсомоторной реакции зависит от вида сигнала, типа ответа, направленности внимания, установки и психического состояния испытуемого, и, что его можно успешно тренировать.
По показателям РДО можно в определенной мере судить о стабильности функционирования нервной системы. В ходе наших исследований школьники показали средний уровень времени реакции на движущийся объект. У мальчиков этот показатель составил 153,62±22,38 мс., а у девочек- 186,38±21,95 мс.

Время реакции выбора - один из вариантов сложной сенсомоторной реакции, у всех испытуемых соответствовал низкому результату.

Длительность индивидуальной минуты у мальчиков младшего школьного возраста составила 39,52±2,38 сек., у девочек - 35,88±1,39 сек., что говорит о преобладании процессов возбуждения, повышении тревожности, эмоциональном напряжении испытуемых.

Частота сердечных сокращений и частота дыхания - основные показатели деятельности сердечно - сосудистой системы и дыхательных систем у обследуемых школьников соответствуют норме. По изменению данных показателей можно судить о функциональном, а также о психофизиологическом состоянии и степени эмоционального напряжения.

Таблица 1
Результаты тестирования психо-функционального состояния школьников 3-4  классов, n=84

Теппинг - тест позволяет определять максимальную частоту движений и свойства нервной системы. У испытуемых частота нажатий на протяжении всей минуты (6 отрезков по 10 секунд) соответствует низкому уровню, что говорит о нисходящем типе, свидетельствующем о слабости нервной системы у испытуемых.

Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что школьники младших классов ООШ обладают в основном низкими показателями временных и пространственных свойств, характеризующих психо-функциональное состояние детей 9-10 лет.

Результаты исследования физической подготовленности школьников младших классов представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что показатель силовой выносливости верхнего плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа до отказа) у всех испытуемых соответствует оценке «хорошо». Результаты тестов на скоростно-силовые качества (прыжок в
длину с места и подъем туловища из положения лежа на спине) у мальчиков соответствуют среднему уровню развития, а у девочек соответственно низкому и среднему соответственно. Средние показатели гибкости и общей выносливости у всех исследуемых соответствует оценке «хорошо».

Таблица 2
№ п/п Тесты Мальчики (П= 34) Уровень Девочки (П= 50) Уровень

Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что школьники младших классов (n= 84) в МОУ гимназии № 14 обладают средним уровнем развития физических качеств. Показатели физической подготовленности у мальчиков соответствуют среднему уровню (оценка хорошо), а у девочек соответствует низкому и среднему уровню развития. Этот факт подтверждает необходимость усовершенствования процесса физического воспитания на школьном уроке младших классов.

В связи с этим, любая попытка активизировать отношение детей к спортивной деятельности, на наш взгляд, будет носить актуальный характер.

В настоящее время происходит введение третьего урока физической культуры в программу школьного образования. Но чем заниматься на них и по какой программе, практически, ни одна школа не знает. На наш взгляд, в качестве третьего урока по физической культуре можно ввести подготовку к массовым спортивно-художественным представлениям, структура и содержание которых будет соответствовать программе образовательного учреждения.

Последнее время большую популярность получили массовые спортивно- художественные представления, как жанр зрелищного искусства, в задачи которого входит популяризация средств физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни, демонстрация красоты движений и телосложения участников праздника [2].

Многие исследователи физической культуры в своих работах отмечали социокультурное значение спортивных зрелищ. Так, А. Воль (1972) говорил, что спортивные зрелища являются социальным объектом, который делает активный отдых привлекательным для человека. З. Кравчик (1970) отмечал связь спортивных зрелищ с общественной жизнью. Ж. Дюмадзье (1963) говорил о возможностях реализации физических потребностей человека путем посещения спортивных мероприятий, о создании новых форм социального общения.

Спортивно - массовые представления служат агитацией и пропагандой физической культуры и спорта [4].
Интенсивные движения, выполняемые в разных темпах под красивую музыку, включают работу всех мышц и суставов [6].
Подготовка и исполнение массовых упражнений, выполняемых под жизнеутверждающую музыку, раскрывающих заданную тему представления, требующих физического и духовного единения выступающих, на наш взгляд, позволят воздействовать на повышение интереса школьников к занятиям физической культурой, тем самым, способствуя более эффективному развитию их двигательной подготовленности.

Из чего следует, что участие в массовых спортивно-художественных представлениях могут привлечь детей к урокам физической культуры и тем самым повысить их уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Заключение
Мы предполагаем, что на основе изучения физического развития и психофункционального состояния детей, с одной стороны, и повышения интереса к самому двигательному процессу, с другой, можно будет более грамотно и эффективно выстраивать школьный урок по физической культуре.

Литература

1. Воль, А. Большой спорт и его общественные функции / А. Воль // Спорт за рубежом.- 1972. - №4. - С.12 -13.
2. Дружков, А.Л. Спортивные режиссеры / Дружков А.Л //Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы и доклад всерос. научно - практической конференции. - М.: РГАФК, 2003. - С. 97 - 100.
3. Дюмазедье, И. К цивилизации досуга / И. Дюмазедье.- СПб, 1963. - 37с.
4. Калинкин, В. В. Спортивная реклама и методика ее подготовки в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук / Калинкин В. В. - Малаховка, 1998. - 177с.
5. Корягина, Ю. В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю. В. Корягина. М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры", 2006. - 224 с.
6. Пономарев, Г.Н. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Г.Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина, Н.А. Лосева // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 55-60.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.10.2016)
Просмотров: 44 | Теги: физическая подготовленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016