Среда, 19.09.2018, 02:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Анализ физических и функциональных показателей юных спортсменок 9-11 лет в подготовительном периоде

Кудашова Л. Р., Кефер Н. Э., Зауренбеков Б. З., Жунисбек Д. Н., Ахметкарим М.

Анализ физических и функциональных показателей юных спортсменок 9-11 лет в подготовительном периоде

Аннотация. Анализируется проблема подготовки спортсменок в пляжном волейболе в группе начальной подготовки. Проведена оценка особенностей адаптации организма волейболисток на физические нагрузки в подготовительном периоде. Установлены средние и выше средних взаимосвязи между функциональными и техническими показателями и низкие со скоростными возможностями, что позволяет выявить слабые стороны подготовленности.

Ключевые слова: пляжный волейбол,уровень физической и функциональной подготовки, волейболистки группы начальной подготовки.

 

Пляжный волейбол — это динамичная скоростная игра, с большим объемом прыжков. Спортсменам требуется концентрации внимания и мышления, из физических качеств — гибкость, хорошая скоростно-силовая подготовленность, прыгучесть и прыжковая выносливость [1].

За последние годы повысились требования к физическим и ростовым данным спортсменов как в пляжном, так и классическом волейболе [2], что актуализирует проблему как отбора детей для занятий в секциях волейбола, так и в плане исследования всех сторон подготовленности.

В настоящей серии исследований рассматривается взаимосвязь уровней функциональных и физических показателей юных спортсменок пляжного волейбола в группах начальной подготовки.

Цель исследования: оптимизировать методические подходы к подготовке спортсменок группы начальной подготовки в пляжном волейболе на основе определения зависимости влияния функциональных возможностей на физические показатели.

Задачи исследования:

1. Определить уровень физической и технической подготовки волейболисток.
2. Оценить наличие взаимосвязи между функциональными, физическими и техническими показателями волейболисток группы начальной подготовки.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы, педагогическое исследование, статистическая обработка материалов исследования.

У юных волейболисток определялись показатели технической и физической подготовленности в подготовительный период. Из показателей физической подготовленности исследовался прыжок в высоту и бег на ускорение 10 метров на песке, а также уровень технической подготовленности у спортсменок начальной подготовительной группы.

В таблице 1 приводятся техническая и физическая подготовленность девочек-волейболисток 9-11 лет в начале и конце подготовительного периода. Анализ показал, что в начале подготовительного периода в группе девочек 9-11 лет точность верхней подачи из 10 попыток в среднем составила 3 со стандартным отклонением 2. Из общего количества, обследуемых волейболисток только 33,3% имели показатели выше средних значений, а у 44% значения были ниже средних показателей для данной группы.

Результативность нападений в среднем составила 3 удачных удара с отклонениями 2. Процент девочек, имеющих показатель выше средних значений, составил 44% и 44% — ниже средних значений. Измерение прыжка в высоту по средним данным достигало 16см с колебаниями 5 см. Причем, 44% девочек имели показатели выше средних значений. Средние данные времени ускорения на песке на расстояние 10 метров в данной группе находились в пределах 3,4 сек со стандартным отклонением 0,2 сек, из них 44% имели показатели выше средних. Показатели точности приема мяча снизу двумя руками в среднем находились в пределах 6 раз с колебаниями 1,5 и эти показатели выше средних значений составляли 22%.

Таким образом, следует отметить, что группа девочек-волейболисток 9-11 лет имела в начале эксперимента различные результаты по показателям технических действий в нападениях, подачах мяча и приеме мяча двумя руками снизу.

Следует отметить, что группа девочек-волейболисток 9-11 лет в конце исследования показала различные данные в технических действиях: нападениях, подачах и приеме мяча двумя руками снизу. Так, проанализировав полученные данные в конце подготовительного периода, можно увидеть, что у юных спортсменок в пляжном волейболе 9-11 лет точность верхней подачи в среднем составила 40% из общего количества обследуемых 33,3% имели показатели выше средних значений и такой же процент (33,3%) имели уровни ниже средних значений данной группы. Результативность в удачных нападающих действиях в среднем составила 40%. Результаты в группе начальной подготовки волейболисток имели индивидуальные различия. Так, выше средних значений выявлено у 44% и ниже средних значений у 33,3%.

Измерение результатов прыжка в высоту с места составило по средним данным 17см с индивидуальными колебаниями 4см. Причем, только 33,3% девочек имели показатели выше средних значений. Средние данные скоростных возможностей, оцениваемых по времени бега на песке (10м), у волейболисток составили 3,29 с со стандартным отклонением 0,19 с, из них 55% имели показатели выше средних. Точность приема мяча снизу 2-мя руками в среднем достигала 6 раз с колебаниями 1 и только показатели точности приема мяча были выше средних значений у 33,3% обследованных.

Наилучший процент успешно выполняющих технические действия был выявлен в нападении, а худший показатель — в приеме мяча двумя руками снизу. Лучшими показателями физической подготовки обследованных волейболисток начальной группы стали скоростные качества, оцениваемые по времени бега на 10 метров по песку.

На рисунке 1 представлены индивидуальные показатели увеличения прироста в результативности нападающего удара за полугодичный подготовительный период.

На рисунке 2 представлены индивидуальные показатели изменения величины прироста прыжка в высоту на песке за полугодичный. Наглядно видно, что у всех испытуемых, за исключением девятого спортсмена, произошло увеличение прыжка в высоту.

Таблица 1.
Динамика технической и физической подготовленности девочек-волейболисток 9-11 лет за подготовительный период

Рис. 1. Величина прироста нападающего удара за полугодичный период подготовки

Рис. 2. Величина прироста прыжка в высоту на песке у волейболисток 9-11 лет за полугодичный период подготовки

На рисунке 3 можно увидеть прирост в беге на песке (10 метров) с максимальным ускорением за пять месяцев тренировок подготовительного периода.

Таблица 2.
Показатели коэффициента корреляции между функциональными, физическими и техническими показателями волейболисток 9-11 лет за подготовительный период

Рис. 3. Величина прироста бега в ускорениях на 10 метров

На рисунке 4 наглядно представлены индивидуальные значения повышения показателей испытуемых 9-11 лет точности приема мяча двумя руками снизу за пол года подготовки.

Расчеты коэффициента корреляции (таб. 2) между функциональными, физическими и техническими показателями волейболисток 9-11 лет за подготовитель - ный период выявили высокую положительную связь между ЧСС и точностью выполнения верхних подач — r = О, 7 (Р < 0,05), между ЧД и верхней прямой подачей — 0,5 (Р < 0,05), низкую положительную связь между ОГК в покое и временем выполнения ускорений — r = 0,07, между показателями роста и временем бега на 10 м r = 0,2, весом тела испытуемых и ускорением r = 0,19 и среднюю положительную связь между длиной голени и подачей — r = 0,4.

Средняя отрицательная связь определена между ЧСС и прыжком в высоту — r = — 0,46, ЧД и нападающим ударом — r = — 0,3, высокая отрицательная связь между ОГК в покое и приемом мяча двумя руками снизу — r =- 0,6, ЖЕЛ и прыжком в высоту — r = — 0,58, а так же показателями роста и прыжком в высоту — r = — 0,7, весом тела испытуемых и нападением — r = — 0,7, длина голени имеет низкую отрицательную взаимосвязь с бегом на ускорение по песку 10 метров — r = — 0,1.

Рис. 4. Величина прироста точности приема мяча двумя руками снизу за полугодичный период в группе начальной подготовки спортсменок пляжного волейбола

Выводы:

1. Уровень физической и технической подготовки юных волейболисток 9-11 лет за 5 месяцев периода эксперимента изменился достоверно по показателям подач и нападающих ударов — на 11,1% (Р < 0,05). а уровни физической подготовленности не изменились. Установлено, что 33-44% девочек имеют показатели выше средних значений.

2. У девочек- волейболисток 9-11 лет имеется:
— высокая положительная зависимость точности подач мяча от ЧСС и ЖЕЛ и ниже средней от длины голени;
— отрицательная зависимость точности нападающих ударов от ростовых и весовых показателей;
— отрицательная средняя связь высоты прыжка с ЧСС, ЖЕЛ, весом и высокая с ростом;
— средняя отрицательная зависимость приема мяча двумя руками снизу от ОГК и ниже средней от росто-весовых показателей.

Литература:

1. Хемберг, С. Пляжный волейбол. Руководство / С. Хем- берг, А. Папагеоргиу. — Терра-Спорт, 2004.— 328 с.
2. Кефер Н. Э., Андреюшкин И. Л., Шанкулов Е. Т., Новикова А. О. Анализ физического состояния и физической подготовленности девочек 12-13 лет // Теория и методика физической культуры, НТЖ, — Алматы, 2015.— № 2.— С.49-64
3. Абдукаримова А. С., Кудашева Л. Р. Влияние занятий физической культурой на скоростно-силовые качества студентов педагогической специальности// Теория и методика физической культуры. — Алматы.— 2013.—№ 4.— С. 62-68

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (24.08.2018)
Просмотров: 14 | Теги: пляжный волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь