Воскресенье, 19.08.2018, 06:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Анализ доминирующих жизненных ценностей спортивной молодежи как оценка направленности жизненного пути

М.В.Попова

Анализ доминирующих жизненных ценностей спортивной молодежи как оценка направленности жизненного пути

Аннотация. Основной проблематикой статьи выступает проблема изучения ценностных ориентаций личности спортивной молодежи. На сегодня, в период социально экономического кризиса и нестабильности, спорт выступает прекрасной моделью воспитания не только личностных качеств, но и создает условия для решения нравственных, волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовывать их путем соответственно направленной деятельности.

Ключевые слова: ценность, жизненные ценности, направленность личности, формирование личности, студент, ценности в структуре личности спортивной молодежи, жизненные сферы.

 

В современное время, в период социально экономического кризиса, влияющего на формирование общественных идеалов, особый интерес представляет изучение жизненных ценностей отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями общественных ценностей и влияющих на их дальнейшую динамику.

Для личности жизненные ценности выступают в роли направленности личности, способствующих в обширном потоке внешней информации о жизненных явлениях выделить то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения, т.е. жизненные ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения.

Высшее учебное заведение сегодня, находясь в условиях кризисного состояния общества, остается одним из важнейших социальных институтов, влияющим на формирование социальной структуры общества, социализацию личности как активного субъекта общественного производства и носителя общественных ценностей.

Перед студентом нашего времени стоит проблема профессионального самоопределения как процесса его интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Этот процесс реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентов вариантов профессионального развития. Выбор профессии связан с выбором того или иного вуза, специальности, с перспективами самоактуализации не только в трудовой деятельности, но и в других сферах: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечений. На этом фоне Чурапчинский институт физической культуры и спорта, является прекрасной стартовой площадкой для спортивной молодежи, выросшей в сельской местности, получить высшее образование, личностно и профессионально состоятся как спортсмен без серьезных препятствий в адаптации и самоидентификации как студента.

Ценности в структуре личности спортивной молодежи представлены не в виде отдельных компонентов, а объединены в сложные структуры и даже системы, в которых трудно бывает определить связи и зависимости между элементами. На наш взгляд, существует реальная необходимость детального изучения сложной, нелинейной, иерархизированной системы ценностей и представления ее как совокупности простых, но адекватных характеристик, которые можно использовать в повседневной практике психологического прогноза поведения личности, группы с учетом доминирующих ценностей в структуре личности.

Таким образом, целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес, связан с проблематикой данной работы.

Целью нашего исследования является изучение доминирующих жизненных ценностей спортивной молодежи как оценки направленности жизненного пути. Гипотезой выступили следующие утверждения: — так как социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность студента, мы предполагаем, что его ценностные ориентации, его основная направленность деятельности, значимая на данный момент жизненная сфера, будут сформированы в соответствии с будущей профессиональной подготовкой;
— в настоящее время, в период социально экономического кризиса, наблюдается несформированность ценностного поля молодежи; расплывчатость нравственных позиций; ориентация, скорее на материальные блага, чем на духовные ценности.

Научно-методологической основой работы послужила концепция направленности личности К. К. Платонова и теория ценностных отношений В. Н. Мясищева; субъектно-деятельностный подход, разработанный в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой и др.; концепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г. М. Андреевой, М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой, Е. П. Белинской; концепция структуры ценностей И. Г. Сенина; концепция смыслообразующей функции ценностей А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, теоретические ценностные модели М. Рокича, В. П. Тугаринова, Г. П. Выжлецова, В. Е. Семенова, С. С. Бубновой; концепция личностного развития Э. Эриксона; когнитивные концепции ценностей Дж. Роттера, Г. Олпорта,
A. Г. Маслоу концепция условий социализации и развития личности Б. Г. Ананьева; концепция социальной психологии образования и условий формирования студенческой среды Г. В. Акопова.

Методы исследования: психолого-педагогический анализ по проблеме исследования; методы логического анализа; морфологический тест жизненных ценностей B. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина; математическая обработка полученных данных Критерий ф * — угловое преобразование Фишера (предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта).

Исследование направленности личности постоянно ставит перед исследователями три противоречивые проблемы: необходимость глубокого анализа мотиваций, необходимость компактности и краткости измерения, необходимость описания структуры направленности личности с выделением актуальных паттернов «ценность — жизненная сфера».

Таблица 1
 Жизненные сферы (в средних баллах и стенах)

Значительной части этих требований отвечает опросник терминальных ценностей (ОтеЦ), разработанный И. Г. Сениным.
В основу методики ОтеЦ легли такие диагностические средства как «жизненные ценности» Т. Тарочковой, тест Д. Сьюнера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и ряд других.

Рис. 1. Жизненные сферы в оценках респондентов

Таблица 2.

Рис. 2. Жизненные ценности студентов

В качестве основного диагностического конструкта в данных методиках выступает направленность личности, понимаемая как совокупность интересов, идеалов, жизненных целей и ценностных ориентации, которыми личность руководствуется в своей жизни.

Выбранный нами «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) является методикой, прошедшей полностью новые психометрические процедуры на надежность, валидность, нормоконтроль в различных видах жизнедеятельности людей различных возрастных, социальных и профессиональных групп.

Базой исследования выступил ФГБОУ ВО Чурапчин- ский государственный институт физической культуры и спорта. Нами исследованием были охвачены студенты с первого по четвертый курс, 98 студентов.

Анализ полученных результатов исследования.

По итогам изучения у студентов доминирующей, значимой жизненной сферы, мы получили следующие результаты (под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека) (см. таб. 1, рис. 1).

1. Отсутствие достоверных различий у студентов с первого, второго, третьего и четвертого курсов в значимости всех охваченных нами в исследовании жизненных сфер: в сфере профессиональной жизни, в сфере образования, в сфере семейной жизни, в сфере общественной активности, в сфере увлечений и в сфере физической активности;
Вывод: данная информация подтверждает нашу гипотезу, что ведущую роль в формировании направленности личности на ту или иную деятельность, имеет значение не временной диапазон пребывания человека в данной среде, а сама социокультурная среда, которая воздействует на личность студента в данный период времени;

Вывод: данный показатель отражает значимость для данных студентов физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека; понимания ими, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом; обосновывается наличием у данных студентов потребности в движении; потребность в выполнении обязанностей; потребности в спортивной деятельности.

По итогам изучения у студентов доминирующих жизненных ценностей, мы получили следующие результаты (под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека) (см. таб. 2, рис. 2):

1. Отсутствие достоверных различий у студентов с первого, второго, третьего и четвертого курсов в формировании жизненных ценностей: развитие себя, духовная удовлетворенность, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение и сохранение собственной индивидуальности;

Вывод: данная информация подтверждает нашу гипотезу, что ведущую роль в формировании ценностных ориентаций имеет значение не временной диапазон пребывания человека в данной среде, а сама социокультурная среда, которая воздействует на личность студента в данный период времени;

2. Доминирующими жизненными ценностями для всех курсов являются: духовная удовлетворенность и достижения.
Выводы:
— данный показатель отражает значимость для данных студентов не высокое материальное положение, как ними ранее предполагалось, а духовная удовлетворенность т.е. руководство в своем жизненном пути морально-нравственными принципами, преобладанием духовных потребностей над материальными; стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни; такие люди считают, как правило, что самое важное в жизни — делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение; идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и детальности; таким образом, наша гипотеза не подтвердилась;
— ориентированность данных студентов на постановку и решение определенных жизненных задач как главных жизненных фактов; стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни; такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное — добиться этих целей; часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.

3. Дополнительный анализ интерпретации данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер, позволил нам сформировать следующие характеристики проявление выявленных доминирующих ценностей в сфере физической активности:
— данные студенты стремятся выбрать такой вид физической активности, который приносил бы моральное удовлетворение; получение удовольствия от процесса своего занятия;
—характерно стремление к значимому результату, планируя заранее свою деятельность в сфере физической активности; заинтересованность в информации, какие успехи имеют другие, и стремление приумножить свои; характерны целеустремленность и предприимчивость в данной сфере.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.07.2018)
Просмотров: 28 | Теги: жизненные ценности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь