Понедельник, 15.10.2018, 18:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

АНААЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОБЪЕМОВ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С.Г.Ковальчук, , доцент кафедры финансов факультета менеджмента, экономики и финансов СВГУ; кандидат
экономических наук, Н.А Романова, заведующий кафедрой финансов факультета менеджмента, экономики и финансов СВГУ; кандидат экономических наук, доцент

АНААЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОБЪЕМОВ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Эффективное и рациональное использование денежных средств, поддержание финансовой устойчивости, кредитоспособности и платежеспособности является приоритетными задачами любой организации. Достижение этих показателей связано с решением многих проблем, одной из которых можно назвать грамотное управление денежными потоками организации. В статье проведен анализ сбалансированности денежных потоков в бюджетном учреждении на примере Департамента социальной защиты Чукотского автономного округа.

Ключевые слова: денежный поток, бюджетное учреждение, Департамент социальной защиты, Чукотский автономный округ.

 

Грамотное управление денежными потоками - это тот инструмент, при помощи которого можно достичь желаемого результата деятельности организации. Особенно важным является усиление функций и процедур контроля за законным и результативным использованием выделяемых государством денежных средств для успешного развития экономики и государства в целом, и социальной защиты населения в частности. Поэтому в бюджетных учреждениях большое внимание должно быть уделено учету и контролю денежных средств. Успех бюджетного учреждения во многом определяется способностью руководителя рационально распределять и использовать деньги, так как финансовые вложения являются наиболее ограниченным ресурсом.

В каждом бюджетном учреждении существует индивидуальная система учета и контроля над денежными потоками. Однако не всегда данным организациям удается добиться эффективного управления денежными средствами, так как оно может быть построено только после тщательного изучения системы учета денежных потоков.

В современных российских условиях всеобщего недофинансирования, руководители бюджетных учреждений поставлены в условия, при которых им самостоятельно приходится находить внутренние резервы, увеличивать доходы, избегать неправомерных расходов, работать над повышением результатов в работе своего предприятия. От того на сколько эффективно и целенаправленно используются денежные средства, выделяемые государством, зависит успешность работы организации в целом, а также целесообразность существования этого учреждения, что делает актуальной тему исследования.

Финансирование государственного (муниципального) учреждения производится в соответствии с назначениями, предусмотренными в утвержденных сметах расходов с учетом внесенных изменений, и в меру выполнения плана мероприятий.

Проанализируем движение денежных потоков на примере бюджетного учреждения - Департамента социальной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент), который является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа и проводит единую государственную политику в сферах социальной защиты населения Чукотского автономного округа.

Для того, чтобы раскрыть движение денежных потоков в бюджетной организации, оценить поступления и отток, следует выяснить направление поступлений и выбытия денежных средств.

Источники финансирования Департамента:
- средства окружного бюджета, средства федерального бюджета, средства во временном распоряжении.

Рассмотрим такие важные экономические показатели Департамента, как доходы от различных источников финансирования.

Анализ динамики доходов по всем источникам финансирования Департамента социальной защиты ЧАО в 2014-2016 гг. приведен в табл. 1.

Данные табл. 1 так же показывают, что, в основном финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет бюджетных источников, которые в течение исследуемого периода планомерно возрастают. Увеличения численности персонала в последние годы не происходит - все имеющиеся рабочие места заняты, соответственно, можно сделать вывод о том, что причинами роста бюджетных средств Департамента является прежде всего инфляционный фактор: при незначительно возрастающей потребности учреждения в товарах и услугах, возрастают цены на требуемые товары и услуги, что приводит к росту как бюджетного, так и внебюджетного финансирования.

Динамика внебюджетных источников финансирования Департамента показывает незначительный рост в период 2014-2016 гг. Учреждение не имеет достаточно источников доходов по внебюджетной деятельности - оно не оказывает платных услуг, внебюджетные средства поступают в основном в виде доходов от оказания услуг по профилю деятельности учреждения.

Для проведения анализа денежных потоков Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, за основу была взята методика формирования денежного потока государственного учреждения здравоохранения, разработанная научными сотрудниками кафедры «Финансы и кредит» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, по аналогии с коммерческой организацией. Предложенная авторами методика помогает объективно оценить состояние денежных потоков в бюджетной организации [3].

Анализ денежных потоков, был проведен на основе отчета о финансовых результатах деятельности Департамента за 2015-2016 гг.

Для того, чтобы выяснить, какую долю занимает каждый из результатов движения денежных средств в Департаменте, сгруппируем их в табл. 2.

Результаты расчетов показывают, что за анализируемый период основные поступления денежных средств Департамента приходятся на текущую и финансовую деятельности, и совсем незначительная часть приходится на инвестиционную деятельность учреждения.

Сведем в табл. 3 показатели чистого денежного потока (ЧДП) Департамента.

Таблица 1
Анализ динамики доходов по всем источникам финансирования Департамента в 2014-2016 гг., тыс. руб.

Примечание. Составлено автором по данным финансовой отчетности Департамента.

Таблица 2
Группировка результатов движения денежных средств в Департаменте за 2015–2016 гг.

Примечание. Составлено автором по данным финансовой отчетности Департамента.

Таблица 3
Чистый денежный поток

Примечание. Составлено автором по данным финансовой отчетности Департамента.

Результаты расчетов показывают, что в отчетном году, по сравнению с прошлым, годом результативный чистый денежный поток увеличился на 91 543,9 тыс. руб., что составило 4,7 % по отношению к 2015 г.

Так же для полной информации движения денежных потоков, необходимо провести анализ сбалансированности объемов денежного потока в организации. Представлены показатели денежных потоков, формулы, по которым были произведены расчеты, а так же непосредственно итоговые данные по этим расчетам представлены в табл. 4: где: ЧДП - чистый денежный поток;
ДДП - достаточность денежного потока;
РПДП - рентабельность притока денежного потока;
РОДП - рентабельность оттока денежного потока;
∑ ПДП - сумма положительного денежного потока;
∑ ОДП - сумма отрицательного денежного потока [2, с. 54].

Таблица 4
Анализ сбалансированности объемов денежного потока в Департаменте

Примечание. Составлено автором по данным финансовой отчетности Департамента.

Из данных табл. 4 можно сделать следующие выводы:

1) коэффициент достаточности денежного потока составил за 2015 г. - 1,27, за 2016 г. - 1,24. Критерием этого показателя служит 1, из чего следует, что в организации достаточное количество денежных средств и главной задачей является эффективное распределение положительного денежного потока.

2) рентабельность притока денежного потока в 2015 г. имела коэффициент 0,38, в 2016 г. этот показатель составлял 0,50. Здесь за основу оценки берется 0, если показатель больше 0, то можно говорить о рентабельности притока денежных потоков. Как видно из расчетов, рентабельность находится выше нуля и имеет тенденцию к повышению, что говорит о рентабельности денежного притока в организации.

3) рентабельность оттока денежных средств, показатели аналогичны рентабельности притока, расчеты по этим показателям в 2015 г. - 0,34, в 2016 г. - 0,44, что так же можно утверждать о рентабельности оттока денежного потока организации.

4) чистый денежный поток - является традиционным показателям при провидении анализа денежных потоков, показатель имеющий результат больше нуля говорит, о том, что в организации имеются избыточное количество денежных средств и, наоборот, при показателе меньше нуля, говорит о том, что в организации наблюдается дефицит денежных средств. Показатель Департамента был в 2015 г. - 1 942 484,1 тыс. рублей. В 2016 г. - 2 034 028,0 тыс. рублей.

Одной из основных целей в управлении денежными потоками учреждения следует признать соблюдение равновесия в хозяйственной деятельности, которое можно достичь путем обдуманного получения и расходования денежных средств. Поэтому важная роль в этом процессе отводится информационным источникам, дающим возможность следить за направлением денежных средств и объемами поступления и выбытия.

По результатам анализа денежных потоков Департамента, можно констатировать, что в целом финансовое состояние за отчетный период находится в стабильном состоянии. Так, сумма доходов покрывает сумму расходов, это говорит о, том, что организация в силах рассчитываться по своим счетам, как со сторонними поставщиками и получателями (расчеты по налогам), так и по внутренним обязательствам (оплата труда).

Следует отметить, что выделяемые государственными органами денежные средства используются по целевому назначению. Но задача анализа денежных потоков состоит не только в том, чтобы проконтролировать целевое распределение государственных субсидий, для этого у бюджетных учреждений есть необходимая отчетность. Прежде всего, задачей анализа денежных потоков именно для бюджетного учреждения является грамотное распределение уже выделенных ассигнований, избегая тем самым дефицита финансовых ресурсов в организации, что является одной из острых проблем для бюджетной сферы в общем.

Реформы, проводимые правительством РФ в течение последних десятилетий в отношении бюджетных организаций, направлены на повышение эффективности их расходов. Поэтому финансовая деятельность, должна быть, направлена на сбалансированность, повышения эффективности и прозрачности управления финансами бюджетных организаций.

Но, несмотря на все изменения, бюджетная сфера деятельности остается одной из самых слабых и нестабильных сфер экономики. Актуальной проблемой на сегодняшний день остается недофинансирование бюджетных учреждений. Как показывают исследования, объем финансирования бюджетных учреждений, которые носят социальный характер, не соответствует в достаточной мере своим потребностям.

С вступлением в силу статьей 50 Гражданского кодекса РФ, когда бюджетная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, государство предполагало, что нехватка денежных ресурсов будет покрываться доходами, получаемыми в результате предпринимательской деятельности [1]. Однако на практике получается не все так хорошо, как хотелось бы, так как нет единой, логично выстроенной системы ведения внебюджетного учета.
Проанализируем исполнение бюджета Департамента по доходам и расходам за 2014-2016 гг. (табл. 5).

Таблица 5
Исполнение бюджета Департамента по доходам и расходам за 2014-2016 г.г.

Примечание. Составлено автором по данным финансовой отчетности Департамента.

Таким образом, рассматривая Департамент через призму экономических проблем бюджетных организаций, следует отметить, что, так или иначе организация сталкивается с несовершенством системы бюджетного и внебюджетного финансирования. По данным табл. 5 можно сделать вывод, что на протяжении трех исследуемых лет в Департаменте наблюдается недоисполнение бюджета и по доходам и по расходам, что говорит о недостаточной финансовой дисциплине учреждения. С расширением предпринимательской деятельности в социальной сфере возможно повысить рациональность и эффективность использования выделяемых денежных ресурсов.

Библиографический список

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3823.

2 Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. / И.А. Бланк. - 4-е изд., стереотип. - М. : Омега-Л, 2012. - 413 с.
3 Гинзбург М.Ю. Совершенствование методики оценки денежного потока для государственных бюджетных учреждений здравоохранения [Электронный ресурс] / М.Ю. Гинзбург, Е.А. Хансуварова, К.С. Яшин // Известия УрГЭУ. - 2015. - № 3(59). - С.145-159. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (16.02.2018)
Просмотров: 466 | Теги: денежный поток, бюджетное учреждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь