Воскресенье, 19.01.2020, 14:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РОСПИСЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Е. И. Полякова, Л. В. Шокорова

АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РОСПИСЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

На сегодняшний день особенно остро стоит проблема сохранения культурного наследия регионов. Народное декоративно-прикладное искусство является его неотъемлемой частью. Возрождение и трансляция народных ремёсел России необходима для их сохранения как культурной формы, данная форма содержит определённый код, показывая нам картину мира того или иного поколения, жившего ранее, что помогает нам наиболее полно изучить собственные традиции и собственную историю. В традиционной художественной росписи, в силу её сакральности, отражается как мудрость предшествующих поколений, так и эстетические предпочтения. Обращение к традициям художественной росписи, с одной стороны, применение современных технологий, с другой стороны, способствует формированию новых тенденций в этой сфере и развитию культурного наследия России.

В различных регионах России художественная роспись имеет свою специфику, обусловленную локальными традициями, климатом, трудовой деятельностью.

Среди обилия видов росписи выделяется алтайская роспись, стилистические особенности которой основываются на урало-сибирской традиции. Первоначально роспись зародилась на Урале, откуда и взяла своё наименование - «урало-сибирская». Ко второй половине XIX века переселенцы с Урала «привезли» искусство росписи в Алтайский край, где роспись и получила своё распространение вплоть до начала XX века.

Роспись имеет название домовой потому, что её использовали для украшения крестьянских и купеческих домов - расписывали стены, потолки, мебели, прялках и кухонной утвари. На Алтае фокстерьер домов практически не расписывали, окрашивая только лишь отдельные части, в их числе - ставни, двери, и т. п. Однако внутреннему пространству помещений уделялось особое внимание. Лавки, опечки, стены украшались росписью. Н. И. Каплан в своих работах отмечала: «Печи выбелены, а низ их обшит досками, на которых доморощенными художниками масляными красками изображены цветы с не менее фантастическими птицами на них. Иногда вместо цветов изображаются целые сцены. Мебель - шкафы, столы, лавки и кровати обыкновенно так же раскрашены» [1, с. 28].

Алтайская роспись совершенно уникальна и не имеет аналогов в других регионах. Основными цветами росписи является синий и красный, но присутствует добавление оттенков жёлтого, зелёного, а для раз- живки применялся чёрный и белый. Роспись можно назвать достаточно энергичной, так как работу кистью мастер производил быстрыми выработанными движениями, данный приём носил название «разбел». Работа выполнялась плоской широкой кистью, что давало возможность, используя двойной мазок, наносить на одну сторону кисти двуцветную краску - оттеночную и белила, получая, таким образом, объёмные цветы и лепестки. Н. И. Каплан характеризует это как «изображение сияния». Для росписи использовались краски растительного происхождения, исходя из этого, цветовая гамма отдельных районов отличалась по тональному соотношению. Помимо самостоятельного изготовления художником красок мастера могли приобретать цветовую основу у торгующих купцов. Отсюда и происходит незначительные цветовые различия оттенков росписи.

Богатство алтайской природы, её пышность и красота была и есть источник вдохновения для алтайских мастеров. Наиболее ярко данный мотив запечатлён в растительных узорах. Перед мастером стояла задача слить воедино красоту декоративного бытового узора с простотой форм и обилием орнамента, с помощью которого изделия достигали «.очень нарядный вид. Все эти крестьянские вещи имели праздничный, радостный облик. предельная простота, строгость, добротность» [2, с. 9].

Основной мотив росписи - растительные элементы во всех своих формах. Цветочные розетки, вазоны с цветами, венчающие на своём возвышении птиц, листья, ягоды, бутоны, реже изображения людей и птиц, «... цветущее дерево с маленькими красными птичками на верхушке. Ствол состоит из цветов - кругов, соединённых приписками, и заканчиваются вверху тремя ягодками, одна над другой. В обе стороны и вниз от ствола располагаются, чередуясь, ряды ягодок и листьев» [3, с. 16]. Композиция могла быть вписана в гирлянду, венок или полукруглую цепь, перевитую цветами. Все орнаменты зачастую выполнялись на традиционном красном фоне, реже белые и светло-жёлтые оттенки.

Л. В. Шокорова отмечает, что: «Роспись по дереву в Алтайском крае вновь начинает оживать и возрождаться. На основе традиционных характерных черт урало-сибирской росписи, которая была распространена на Алтае, создаются самобытные авторские произведения с местными сюжетами и орнаментами... На основе традиционного народного творчества алтайские мастера создают уникальные произведения современного декоративно-прикладного искусства, совершенствуя изделия по форме, материалу и содержанию, и связывают их с современными жизненными потребностями и эстетическими представлениями» [4, с. 67].

Хранителем традиций алтайской росписи является Елена Юрьевна Леонтьева - народный мастер Алтайского края. Она стилизует алтайскую роспись и создаёт изделия на стыке традиции и современных веяний. Повторяя некоторые оригинальные цвета и элементы алтайской росписи, Елена Юрьевна преобразует их в более лаконичные и графические мотивы. В коллекции ремесленницы присутствуют и расписные украшения, и посуда, и детские игрушки, и сувениры. Обращает на себя внимание и серия хозяйственной утвари, разделённая автором по географии районов Алтайского края («Заринская», «Чарышская», «Солонешенская», «Кытмановская» и «Смоленская»).

Все изделия имеют присущие районам особенности интерпретации композиции и мотивов. Следует отметить, что символика росписи не случайна, отличается индивидуальностью в каждом отдельном случае, так как «красильщики жили в семьях месяцами, наблюдали их изнутри, а потом изображали символически в домовой росписи. Нижняя часть древа жизни - старшее поколение. Верхняя (цветы) - дети, внуки. Девочек изображали в виде более ярких цветов. Молодые семейные пары - в виде птиц. Часто рисовали бутоны - символ будущих поколений. На Алтае древо почти всегда в вазоне или чане. Скорее всего, это означало, что оно вырастает не само, его выращивают люди, от их труда зависит результат» [5]. Мнение Е. Ю. Леонтьевой в этом плане совпадает с умозаключением Е. А. Ащепко- ва, который также отмечает, что интерьерная роспись жилища была связана с темой райского сада, «прекрасной солнечной страны» [2, с. 15].

Ещё одним народным мастером художественной росписи Алтайского края является Тамара Ефимовна Наговицына. В отличие от Елены Леонтьевой Тамара Ефимовна в своём творчестве сохраняет многовековую традицию народных промыслов. В совершенстве владея урало- сибирской, хохломской, городецкой и северными росписями, она транслирует подлинную народную традицию. На данный период Тамара Ефимовна расписывает в основном урало-сибирской: «Урало-сибирская роспись - семантическая, обереговая. Вот цветок. Он может быть солярным знаком, то есть символом солнца. А в древе жизни - символом взрослого поколения. «Цвет имел значение. Голубой - цвет воды. Жёлтый, белый - символ святости, чистоты, солнца. Зелёный - это растительность. Основу композиции рисовали на красно-коричневом фоне. Это символизировало землю под солнцем» [6].

Сохранение и трансляция художественной росписи на современном этапе осуществляется не только признанными мастерами. Изучение и практическое выполнение различных видов росписи происходит в образовательных учреждениях художественного профиля (художественные школы и лицеи, институты культуры и искусств). Обучающиеся узнают историю возникновения и на практике отрабатывают общеизвестные в России виды росписи, наиболее популярными считаются хохломская, городецкая, мезенская. Следует предположить, что знакомство с региональными традициями на начальном уровне образования (школа) возродит дальнейший интерес обучающихся к изучению своих корней и истоков. Помимо вышесказанного, изучение и отработка навыков художественной росписи поддерживается при проведении мастер-классов. Также бытование художественной росписи закрепляется с помощью продвижения сувенирной брендовой продукции.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует отметить, что алтайская домовая роспись, несмотря на продолжительный период «застоя» все-таки вышла на новый уровень, вновь имеет спрос, а самое главное транслируется в массы и имеет своих последователей. Это позволяет предположить, что данный вид народного промысла в ближайшем будущем имеет место быть актуальным и востребованным в современном мире, решая первоначальную проблему сохранения региональных видов декоративно-прикладного творчества.

Список литературы

1. Каплан Н. И. Очерки по народному искусству Алтая. Москва, 1961. 95 с.
2. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. Москва, 1950. 140 с.
3. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. Москва, 1960. 181 с.
4. Шокорова Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально- культурных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 66-69.
5. Как в Барнауле пытаются древнерусскую традицию «подружить» с современностью. URL: https://altapress.ru/zhizn/story/kak-v-altayskom- krae-vozrozhdayut-traditsii-domovoy-rospisi-na-sovremenniy-lad-232347 (08.02.2019).
6. Мастер народных промыслов Тамара Наговицына: «Забудем свои народные промыслы - на них обогатятся имитаторы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.altai.aif.ru/culture/culture_person/55467 (9.02.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (04.12.2019)
Просмотров: 30 | Теги: домовая роспись, алтайская роспись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь