Среда, 22.02.2017, 07:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

АЛГОРИТМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОХОРОВА О.В.,
ассистент кафедры менеджмента БФУ им. И. Канта

 

АЛГОРИТМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Основной целью регионального развития является обеспечение повышение качества жизни, динамичного и устойчивогоэкономического роста на основе развитияи максимального использования потенциала региона. Достижение указанных целейвозможно в том числе и за счет активного привлечения и эффективного использования качественных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Актуальным является формирование принципиально нового подхода и современных управленческих технологий привлечения ПИИ. Существующая политика в области привлечения ПИИ характеризуется отсутствием системности и четкой государственной программы модернизации промышленности с использованием ПИИ в инновационном секторе региональной экономики. Также не в полной мере учитываются причинно-следственные связи между объемом ПИИ и уровнем социально-экономического развития принимающего региона, что не позволяет властям в полной мере использовать как имеющиеся преимущества Калининградской области, так и поступающий в нее иностранный капитал.

 

 

Процесс привлечения ПИИ требует применения полной поддержки федеральной, региональной и местных властей, поэтому одной из основных задач экономической политики Калининградской области выступает совершенствование механизма привлечения ПИИ.

Важным инструментом регулирования региональной инвестиционной деятельности является формирование и реализация инвестиционных программ. Для Калининградской области, оторванной от остальной территории России, ключевое значение имеет реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года (ФЦП), утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. №866, пересмотрена и дополнена постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 г. №335.

Особый акцент в ФЦП уделяется обеспечению

благоприятных условий для привлечения ИИ,

преимущественно прямых, технологий и использование управленческого опыта для интеграционного сближения России и ЕС.

В Калининградской области был опыт

реализации ФЦП, однако анализ ее выполнения в первой редакции, реализовавшейся в 2001-2010 гг., показал несостоятельность выбранной инвестиционной стратегии

в рамках программы, что для привлечения

крупных ПИИ необходим действенный механизм привлечения ПИИ в экономику области, разработанный с учетом особенностей

социально-экономического развития региона, развития инвестиционной деятельности,

постоянно меняющихся условий внешней

среды, международного фактора. Отмечено

нецелевое использование средств, недофинансирование программ (финансирование

первых лет реализации только на 21,5% от

плана) и их ориентация, главным образом,

на развитие социальной инфраструктуры.

Опыт реализации в регионе федеральных программ позволяет разработать

Программу формирования механизма регионального роста Калининградской области

на основе привлечения ПИИ (далее Программа).

Основной задачей Программы является практическое содействие привлечению

качественных ПИИ и развитие международного и межрегионального сотрудничества

путем улучшения региональной инфраструктуры привлечения ИИ, формирования привлекательного имиджа региона, укрепления

организационных и финансовых механизмов

международного сотрудничества и развития

международных связей. Приоритетными задачами Программы являются:

1. Формирования в регионе системы

содействия привлечения ПИИ в наукоемкие

и экспортоориентированные отрасли экономики на базе совершенствования информационных и управленческих технологий.

2. Создание имиджа региона как благоприятного для ПИИ за счет совершенствования маркетинговой политики региона.

3. Развитие внешнеэкономического

и приграничного сотрудничества Калининградской области со странами западной

Европы.

4. Совершенствование организационно-управленческого механизма.

Разработка программы представляет

собой сложную комплексную проблему, решение которой может быть разбито на несколько этапов.

Первый этап связан с мониторингом

и исследованием особенностей регионального развития, выявлением факторов роста,

конкурентоспособности и ключевых факторов успеха региональной экономики, а также особенностей инвестиционного климата,

условий развития регионального рынка ПИИ.

Особенно важно выявить факторы привлечения ПИИ в региональную экономику. Второй

этап - оценка и анализ существующей инвестиционной политики в области ПИИ. Третий

этап - разработка системы целей и направлений ПИИ-политики на федеральном, региональном, отраслевом уровне предприятий.

Четвертый этап - организационно-управленческое и институциональное обеспечение

программы привлечения ПИИ, в том числе

и формирование условий и мотивационного

механизма привлечения ПИИ. Пятый этап

- формирование пакета оптимальных инструментов привлечения ПИИ. Шестой этап

- разработка методического подхода к оценке

эффективности привлекаемых иностранный

инвестиций, а также оценка уровня регионального развития на основе привлеченных

иностранных ресурсов.

Рассмотрим более подробно основные

этапы разработки Программы регионального роста на основе привлечения ПИИ.

Для получения надежной информации

необходим системный подход к изучению

конъюнктуры рынка ИИ, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата страны и региона) и заканчивая микроуровнем

(оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта).

На каждом этапе необходимо выявить ключевые факторы успеха региона, отрасли,

предприятия или проекта, для чего возможно использование такого инструмента инвестиционного маркетинга, как SWOT-анализ.

При формировании ПИИ-стратегии учитываются и используются сильные стороны и

возможности и проводятся мероприятия по

решению проблемных вопросов со стороны

слабых сторон и угроз.

Результатом первого этапа разработки Программы является полное исследование и изучение региональных факторов

развития, его преимуществ и недостатков,

возможностей и угроз, выявления факторов

инвестиционной привлекательности региональной экономики, оценка конкурентоспособности и выявление факторов привлечения ПИИ. К факторам привлечения ПИИ в

Калининградской области можно отнести режим ОЭЗ, государственную поддержку и гарантии иностранным инвесторам; близость

ЕС и стран Балтии и близость развитых

регионов России; развитость предпринимательских структур в регионе; кадровый и научный потенциал; развитие внешних связей.

Второй этап посвящен оценке и анализу существующей инвестиционной политики

в области ПИИ, ее основных направлений

инструментов; изучению нормативно-правовой базы в области регулирования ПИИ.

Среди главных приоритетов регионального

развития выделены создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. С целью привлечения ПИИ

современная региональная инвестиционная

политика направлена на совершенствование

нормативно-правовых актов, формирование

страхового фонда инвестиций, развитие

системы информационного обеспечения,

защиту прав и интересов инвесторов, оказание государственной поддержки инвестиционным программам и проектам в приоритетных направлениях экономики области.

На базе информации, полученной в

результате первого и второго этапов, разрабатывается система целей, направлений

ПИИ-политики и альтернативных сценариев

на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий. Система целей представлена в виде «дерева целей» (рис.1).

Первый уровень представляет собой обоснование и формулировку основной

цели. На втором уровне выделены 4 направления (подцели):

1. Активизация инвестиционного климата Калининградской области и повышение инвестиционной привлекательности.

2. Развитие международного и межрегионального сотрудничества.

3. Формирование инвестиционного механизма привлечения ПИИ.

4. Оптимизация и повышение эффективности использования ПИИ.

На третьем уровне «дерева целей»

по каждому направлению разрабатываются комплексы программных мероприятий.

В процессе структуризации поставленной

проблемы было выявлено 21 укрупненное

программное мероприятие, являющееся основой построения типовой программы привлечения ПИИ.

Одной из главных подцелей привлечения ПИИ в регион является создание системы

управления процессом иностранного инвестирования с помощью инвестиционного механизма на всех уровнях. Уровни формирования механизма привлечения ПИИ необходимо

рассмотреть и представить на федеральном,

региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях и уровне предприятий.

На федеральном уровне основные

процессы управления процессом иностранного инвестирования сводятся к формированию благоприятной правовой и инвестиционной среды, к разработке и реализации

федеральных программ регионального развития, к софинансированию приоритетных

проектов, обеспечивающих конкурентоспособность региона по сравнению с сопредельными странами, к развитию ключевых

инфраструктурных отраслей (транспорт и

энергетика), которые обеспечивают активное присутствие России в макрорегионе.

На региональном уровне к основным

процессам управления процессом привлечения ПИИ относятся: 1) мониторинг и исследование конъюнктуры рынка ПИИ в регионе; 2)

подготовка и реализация региональных программ развития инвестиционной деятельности; 3) формирование стратегии и тактики развития инвестиционной деятельности

в области ИИ, определение региональных

приоритетов; 4) совершенствование управленческой структуры привлечения ПИИ; 5)

социальное развитие области, включая создание среды, привлекательной для деловой

активности; 6) обеспечение приоритетной

поддержки объявленным инвестиционным

проектам, имеющим ключевое значение для

развития области (экспортно-ориентированным и позволяющим занять лидерские позиции в макрорегионе); 7) разработка мотивационного и инвестиционного механизма

привлечения ПИИ; 8) формирование благоприятного имиджа региона на целевых российских и иностранных рынках; 9) контроль

над ходом реализации принятых программ.

На отраслевом и межотраслевом

уровне основные процессы управления процессом привлечения ПИИ сводятся к: 1) исследованию и оценке роли и масштабов

ИИ в отрасли (через такие показатели, как

доля занятых на предприятиях с ИИ в общей

численности занятых; доля иностранного

сектора в производстве ВРП региона; производительность труда в иностранном секторе в сравнении с производительностью

труда в национальном секторе экономики

региона; удельный вес числа предприятий

с ИИ в общем количестве; средняя зарплата на предприятиях с ИИ); 2) разработке и

реализации межораслевых и отраслевых

программ развития; 3) созданию гибких производственно-управленческих структур в

целях аккумуляции ресурсов, развития экономических связей, координации управленческих усилий; 4) инициированию проектов

выпуска новых видов продукции, наукоемкой, экспорт но-ориентированной продукции;

5) определение эффективной структуры инвестирования в приоритетных отраслях.

На уровне предприятий в целях привлечения ПИИ проводится комплекс мероприятий по повышению общей инвестиционной привлекательности, что сводится к

разработке и реализации инновационных и

инвестиционных стратегий предприятия, к

созданию гибких производственно-управленческих структур в целях аккумуляции

ресурсов, развитию экономических связей,

к постоянному обновлению и реструктуризации, в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, а также к постоянному мониторингу рынка ИИ.

Среди инструментов привлечения

ПИИ в регион можно предложить:

1. Систему совершенствования мотивационного механизма.

2. Систему совершенствования организационного механизма.

3. Систему совершенствования информационного механизма привлечения

ПИИ: консультирование, предоставление

информации, маркетинг региона с целью

повышения имиджа, создание единой базы

инвестиционных проектов, приоритетных направления развития, иностранных инвесторов, предпринимателей и промышленников.

4. Систему совершенствования экономического механизма через создание пакета

инструментов привлечения ПИИ: предоставление налоговых каникул для крайне важных ПИИ (после 2016 г., когда закончится

действие ФЗ №16 «Об ОЭЗ в Калининградской области»); создание экономического

таможенного режима «ввоза комплектующего оборудования и запчастей в инвестиционных целях» (после 2016 г.).

Заключительным этапом является

оценка эффективности привлекаемых ИИ, а

также оценка уровня регионального развития

на основе привлеченных иностранных ресурсов. Алгоритм методики оценки включает:

1. Разработку системы показателей

и критериев регионального развития на основе привлечения ПИИ и оценку мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности региона, среди которых можно

выделить объемы выпуска предприятий без

ИИ и с ИИ; среднегодовую численность персонала на предприятиях без и с ИИ; производительность труда на предприятиях без и

с ИИ; инновационность ИИ, долю новейших

технологий; амортизационную политику

предприятий; инвестиционную политикупредприятий, срок окупаемости инвестиций;

бюджетную и социальную эффективность;

развитие наукоемких отраслей и высоких

технологий; развитие сельскохозяйственного сектора; производство импортозамещающей и экспортной продукции; развитие

транспортной инфраструктуры и сферы капитального строительства; улучшение экологической обстановки.

2. Сбор первичных данных, в соответствии с системой показателей и критериев,

формирование массива первичной информации.

3. Расчет показателей выявления

эффектов от ПИИ: прирост объемов производства, выработка на одного рабочего,

индекс роста объемов производства и производительности труда, число оборотов ИИ,

капиталоемкость и наукоемкость (инновационность) единицы продукции, оценка экономии за счет снижения капиталоемкости

производства после осуществления ПИИ.

При этом для выявления эффектов от ПИИ

важно определить и рассчитать все эти показатели до осуществления ПИИ и после,

для сравнения результатов.

4. Сравнение рассчитанных показателей до использования и осуществления ПИИ

и после по всем отраслям экономики, выявление наиболее значимых с точки зрения

заданных критериев и приоритетности развития региона.

5. Окончательная оценка показателей и оценка эффективности от применения

ПИИ на уровне предприятий, отрасли и всего

региона. Полученные данные могут использоваться органами региональной власти,

специальными некоммерческими организациями, агентствами и фондами, работающими в сфере иностранного инвестирования,

предпринимательскими структурами, частным сектором экономики, иностранными и

отечественными инвесторами для анализа

и прогнозирования аспектов инвестиционной деятельности, выявления особенностей

регионального развития, для разработки и

определения дальнейших целей, направлений, методов и инструментов развития инвестиционной деятельности, привлечения и

размещения ПИИ.

Таким образом, общий алгоритм привлечения ПИИ в регион можно представить в

виде следующей последовательности этапов:

1. Формирование региональной инвестиционной политики и политики привлечения ПИИ, на которые влияют федеральная

инвестиционная политика по отношению к

ПИИ, а также данные, полученные в результате анализа и оценки внешних и внутренних

условий в вопросах иностранного инвестирования.

2. Определение основных направлений политики привлечения ПИИ с учетом

эксклавности региона, ее ключевых факторов успеха и недостатков.

3. Формирование программных мероприятий по привлечению ПИИ с системой

информационного, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения, выработкой конкретных условий и механизмов

привлечения ПИИ.

Ожидаемые результаты от реализации

программы следующие: рост объемов производства в регионе в среднем на 20%, в том

числе наукоемкой продукции, и рост ВРП в

целом; повышение конкурентоспособности

производства, продукции и региона в целом;

увеличение объемов экспорта готовой продукции на 15%; рост налоговых поступлений; повышение квалификации персонала

через технологии менеджмента и маркетинга, появления новых производственных

технологий (переподготовка, стажировка);

активизация инвестиционных процессов в

экономике в силу присущего инвестициям

мультипликационного эффекта; модернизация институциональной структуры рыночной экономики, укрепление хозяйственных

связей между экономическими субъектами;

развитие и укрепление международного сотрудничества; содействие общей социальноэкономической стабильности региона, стимулирование производственных вложений

в материальную базу, рост занятости, повышение уровня доходов населения, расширение налоговой базы.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 475 | Теги: управление процессом инвестирования, Прямые иностранные инвестиции, концепция привлечения ПИИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017