Суббота, 04.07.2020, 12:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Актуальные вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания

А.Л. Морозова

Актуальные вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания

В статье представлен теоретический обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания, рассмотрен содержательный аспект реализации данного воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации различных аспектов гражданско-патриотического воспитания на примере курсантов Кузбасского института ФСИН России .

Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, курсанты, образовательные организации
 

Сегодня обязательным условием реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО), нацеленного на эффективную подготовку сотрудника уголовно-исполнительной системы, обладающего заявленными во ФГОС ВО компетенциями, признается реализация актуальных вопросов гражданско- патриотического воспитания обучающихся (курсантов) ведомственных образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН). В предлагаемом исследовании мы вкратце изучим основные аспекты реализации воспитания курсантов на примере Кузбасского института ФСИН России [1, с. 11-14; 2, с. 29-30; 3, с. 181].

Данному вопросу посвятили свои научные труды следующие педагоги: А.А. Аронов, В.А. Безродный, И.О. Выдрин, В.С. Ильин, Н.М. Конжиев. Педагогический аспект заявленной проблемы рассматривается также в трудах С.П. Акутиной, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др.

Гражданско-патриотическое воспитание понимается в педагогике как некая система отношения к всеобщим проблемам человечества, а также к различным группам социума и отдельным людям. Отметим, что гражданско-патриотическое воспитание определяется и обусловливается не только конституционными, но и общегосударственными мировоззренческими позициями. Указанные позиции реализуются в сфере общественных отношений страны. Система гражданско-патриотического воспитания предполагает ряд целей, задач и функций, учитывающих возрастные особенности и возможности восприятия как общечеловеческих, так и общегражданских политических идей обучающимися [4, с. 181-182].

Ключевым понятием гражданско-патриотического воспитания сегодня признается воспитание патриотизма и интернационализма. В предлагаемом исследовании важным представляется упомянуть текущую государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Правительство Российской Федерации; постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва). В связи с этим образовательная цель данного вида воспитания предполагает раскрытие общегражданских и общечеловеческих ценностей, более того, формирование и развитие у обучающихся устойчивой системы гражданского сознания. Гражданско-патриотическое воспитание выполняет следующие функции: воспитательная (предполагает включение воспитанников в разнообразную общественно-гражданскую деятельность) и развивающая (нацелена на формирование и развитие гражданско- политического сознания).

Уточним, что понятие «патриотизм» включает формирование не только любви к Родине, но и развитие чувства гордости за историю страны. При этом чувство патриотизма тесно связано с понятием «интернационализма» (чувство общечеловеческой солидарности с людьми всего мира). В ходе реализации гражданско-патриотического воспитания с учётом интернационализма особое место отводится формированию следующих чувств: дружбы, единства, равенства и братства народов, а также развитие культуры межнационального общения и пр. Данное воспитание реализуется посредством проведения краеведческой работы, изучения боевых традиций определенного народа, заботы о памятниках и пр. [4, с. 48].

Обратимся к обзору накопленного педагогического опыта по реализации гражданско-патрио- тической воспитательной работы с курсантами на примере Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк). Добавим, что целью воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН признается, согласно приказу ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 и Концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», разностороннее развитие обучающихся, способных не только к гражданско-патриотическому и духовно-нравственному, но и к физическому самосовершенствованию и саморазвитию, и к самореализации [5]. Указанная в приказе ФСИН цель воспитания курсантов определяет и обусловливает конкретное его содержание.

Подчеркнём, что воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью института по развитию у обучающихся указанных качеств курсантов. Задачи гражданско-патриотического воспитания в рамках Кузбасского института реализуются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки региона.

В Кузбасском институте ФСИН России граж- данско-патриотическое воспитание курсантов реализуется на следующих уровнях: общеинститутский уровень (отвечает отдел по работе с личным составом), кафедральный уровень и в ходе проведения учебных занятий. Уточним, что используемая в институте Концепция воспитательной работы нацелена на оптимизацию воспитательной работы в данной образовательной организации, создание оптимальной воспитательной среды для развития активной, всесторонне развитой и социально-ответственной личности курсанта, востребованного Федеральной службой исполнения наказаний. Опишем данные уровни [3, с. 182-183].

Для достижения указанной цели гражданско- патриотического воспитания на общеинститутском уровне ежегодно, начиная с 2011 г., с постоянным и с переменным составом института проводятся:

1) ознакомление с ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с конкретизацией задач на его реализацию, а также пояснение ключевых положений текущей государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, приоритетов внутренней и внешней политики страны;

2) анализ основных положений и направлений развития Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 г.
Более того, в институте регулярно проводится информирование личного и переменного состава института о ходе реформирования УИС и с текущими изменениями в законодательстве Российской Федерации.

Кузбасский институт ФСИН России принимает активное участие в работе областного и городского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан. В рамках данного сотрудничества проводились следующие мероприятия:

- на базе Музея боевой и трудовой славы кузнецких металлургов г. Новокузнецка были проведены уроки мужества (для личного состава). На данное мероприятие были приглашены не только ветераны уголовно-исполнительной системы, но и работники, проявившие мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга;

- Институт (ответственная кафедра ГСЭ и ЕНД) ежегодно организует городскую научно-практической конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, куда приглашаются ветераны войны и труда.

Более того, Кузбасский институт ФСИН России принимает активное участие в ключевых областных и городских общественно-культурных мероприятиях, когда курсанты участвуют в составе знамённых групп и групп возложения цветов, в торжественных приёмах губернатора Кемеровской области, главы г. Новокузнецка, посвящённых профессиональным праздникам и памятным датам. Курсанты участвуют также в организации и проведении общественно-культурных праздничных мероприятий: парадов ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, торжеств ко Дням воинской славы, праздничных концертов, открытия памятников и мемориальных досок памяти погибших воинов.

Реализация гражданско-патриотического воспитания на базе Кузбасского института была отмечена благодарственными письмами, дипломами, почётными грамотами ГУФСИН по Кемеровской области, Администрации города Новокузнецка:

- диплом команде института за активное участие в районных соревнованиях «День призывника» и благодарственное письмо начальнику института (2011 г.);

- благодарственное письмо начальнику института за содействие и оказание помощи в организации и проведении учебных сборов (2011 г.);

- почётная грамота за вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи, активное участие в проведении мероприятия «Месячник оборонно-массовой и спортивной работы» (2012 г.);

- грамота за активную помощь в проведении городского мероприятия «Свеча памяти» (2014 г.);

- благодарственное письмо начальника ГУФСИН по Кемеровской области за активное взаимодействие и сотрудничество (2014 г.).

Помимо этого, курсанты Кузбасского института ФСИН России принимают активное участие в подготовке и проведении городских учебных сборов с учащимися старших классов общеобразовательных школ города Новокузнецка, Кемеровской области.

Важную роль в реализации гражданско-патри- отического воспитания курсантов 1-го курса признается ежегодное приведение к Присяге курсантов. Данное мероприятие проводится на Бульваре Героев - мемориальном комплексе погибшим во время Великой Отечественной войны. Там же, по согласованию с администрацией г. Новокузнецка, традиционно проводится торжественная церемония выпуска молодых специалистов.

Особое место в реализации гражданско-патри- отического воспитания курсантов отводится комнате истории УИС. В 2011 г. в силами сотрудников института была оборудована комната истории УИС, где на постоянной основе проводятся не только уроки мужества, но и встречи с ветеранами УИС. Кроме этого, в данной комнате регулярно проводятся учебные занятия по дисциплинам, связанным непосредственно с историей уголовно-исполнительной системы.

Одним из ключевых событий в рамках реализации гражданско-патриотического воспитания можно назвать Торжественную церемонию вручения Знамени, которая состоялась 15 мая 2014 г. на Бульваре Героев города Новокузнецка. В церемонии приняли участие представители центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России, Администрации Кемеровской области и города Новокузнецка, руководители правоохранительных органов, представители Русской Православной Церкви, ветераны, личный состав ГУФСИН России по Кемеровской области и Кузбасского института ФСИН России.

В последние годы наши курсанты регулярно удостаиваются чести принять участие в торжественном приёме Президента в Кремле. Помимо этого, в 2017 г. курсанты института участвовали в творческом конкурсе администрации г. Новокузнецка «Крылатая песня о храбрых сердцах», который был посвящен 9 Мая. Наконец, ежегодно институт организует и проводит торжественные мероприятия и концертные программы, посвящённые Дню работника УИС, с приглашением представителей администрации области и города, ветеранов УИС.

Таким образом, в Кузбасском институте ФСИН проводится активная работа по развитию граждан- ско-патриотического воспитания курсантов. Добавим, что указанная воспительная работа проводится на уровне кафедр нашего института. Все кафедры института занимаются воспитательной работой курсантов, в т.ч. гражданско-патриотическим аспектом. На заседаниях кафедр, не реже одного раза в семестр рассматриваются итоги реализации гражданско-па- триотического воспитания, более того, организуются разнообразные мероприятия по оптимизации воспитательной работы в заявленном направлении. Важно добавить, что кафедры реализуют граждан- ско-патриотическое воспитание, в т.ч. в рамках реализации педагогического потенциала дисциплин в процессе их преподавания.

Необходимо указать, что преподаватели кафедр принимают активное участие в общеинститутских воспитательных мероприятиях. Помимо этого, они самостоятельно проводят различные мероприятия по реализации гражданско-патриотического воспитания. Обратимся к накопленному опыту кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин. Кафедрой регулярно проводятся заседания научных кружков и конференции, посвященные Великой Отечественной войне, истории УИС и пр. Помимо этого, кафедрой организуются творческие вечера и конкурсы чтецов, где обучаемые декламируют стихи гражданско-патриотической тематики.

Важно отметить, что в ходе конструирования и проведения занятий, в т.ч. в инновационных формах, преподаватели кафедры уделяют особое внимание их воспитательным составляющим. Преподаватели на регулярной основе проводят беседы по гражданско-патриотическому воспитанию; помимо этого, содержание самих занятий отвечает целям воспитания, указанным в приказе ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 [5].

Во процессе проведения занятий с курсантами преподаватели прибегают к использованию следующих методов воспитания: дискуссия, личный пример, проблемная беседа, наконец, отдельные аспекты кейс-метода и метода проекта, когда собственно тематика проектов и кейсов содержит гражданско-па- триотическую компоненту, допустим: проект «Служу УИС - служу России», кейс «Противодействие коррупции», проект «Великая Отечественная война: страницы памяти» и др. [6, с. 148-149].

Определённый интерес в предлагаемом исследовании представляет педагогический опыт по реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык». И.А. Пушкарёва в ходе изучения потенциала профессионально-ориентированного обучения курсантов иностранному языку полагает, что подбор современных методик и инновационных форм обучения, а также регулярное применение технических средств обучения нацелены не только на оптимизацию качества подготовки будущего специалиста, но и на формирование активной личности обучаемого, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, в т.ч. в области гражданско-патриотического самовоспитания. Разноструктурность реализации гражданско- патриотического воспитания в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» обусловлена многоплановостью самого понятия профессионально-ориентированного обучения, которое включает в себя освоение курсантами не только лингвостра- новедческих знаний по предмету, знание основ межкультурной коммуникации, но и активизацию механизмов самообразования и самовоспитания, в т.ч. в сфере гражданско-патриотического самовоспитания. И.А. Пушкарёва справедливо полагает, что в ходе изучения неродного языка также важно реализовывать воспитательные цели, направленные на развитие личности обучаемого на культурно- профессиональном уровне. В рамках преподавания иностранного языка данная (воспитательная) цель подразумевает не только воспитание толерантного отношения и уважения к представителям других национальностей и активизацию механизмов самовоспитания, но и гражданско-патриотическое самовоспитание [7, с. 180-181].

Итак, вопросу реализации гражданско-патри- отического воспитания курсантов уделяется особое внимание в ходе подготовки успешных и компетентных сотрудников УИС. Накопленный педагогический опыт убедительно показывает, что для оптимизации процесса гражданско-патриотического воспитания этой работой должны заниматься все сотрудники образовательной организации.

Список литературы

1. Киселёв, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселёв Михаил Валентинович. - Томск, 2007. - 23 с.
2. Кундозерова, Л. И., Чириков, А. Г. Методические подходы к формированию организационно-управленческих компетенций курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 28-30
3. Морозова, А. Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (76). - С. 181-184.
4. Наумова, В. Н. Теория + практика = знания // Преступление и наказание. - 2015. - № 9. - С. 48-49.
5. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН от 28 декабря 2010 г. № 555.
6. Морозова, А. Л. Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (67). - С. 147-153.
7. Пушкарёва, И. А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 179-183.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.05.2020)
Просмотров: 24 | Теги: гражданско-патриотическое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь