Среда, 13.12.2017, 08:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Е.Н.Пастушенко, доктор юридических наук, профессор, Л.Н.Земцова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

В статье освещаются новеллы финансово-правового регулирования финансового рынка, анализируется юридическая природа основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, их информационное значение для финансового рынка

Ключевые слова: финансово-правовое регулирование, финансовый рынок, Центральный банк Российской Федерации.

 

Информационная среда в сфере правового регулирования финансового рынка свидетельствует о развитии публично-правовых аспектов в данной сфере общественных отношений. Поэтому весьма востребованы доктринальные исследования по финансово-правовому регулированию финансового рынка в Российской Федерации [3]. Важно отметить, что в науке финансового права подчеркивается актуальность информационной функции финансового рынка [2]. В числе важнейших вопросов находится дискуссия, которая длительно велась в России, о том, нужно ли создавать мегарегулятор на базе Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам или необходимо создавать новый орган. Как отмечается в финансово-правовой литературе, особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации способствовали принятию решения о создании мегарегулятора на базе Банка России [4].

В числе особенностей правового статуса Центрального банка Российской Федерации находится полномочие по изданию документов сложной юридической природы. К ним относятся основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления развития финансового рынка Российской Федерации (ст. 45 и 45.3 Федерального закона от 10 июня 2002 г. № 86-ФЗ (с изм. по сост. на 03 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [5]. Указанные документы можно охарактеризовать как программные документы концептуального характера и рассматривать в качестве доктринальных источников финансового права.

Представляется весьма важным в аспекте финансово-правовых основ анализ Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (были одобрены Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.) [1]. В указанном документе поднимаются важнейшие вопросы развития финансового рынка, в их числе проблемы информационной насыщенности, к которым можно отнести проблемы дестимулирования недобросовестного поведения на финансовом рынке, внедрения принципа усложнения правил или наказание за нарушение принципов. А. Г. Гузнов справедливо к общим способам организации надзорной деятельности на финансовом рынке относит в числе прочих способов получение информации о состоянии поднадзорного субъекта и получение информации о состоянии всей системы финансового рынка и отдельных его секторов [3].

В связи с проблемами в сфере потребительского кредитования Банк России ставит задачу в целях обеспечения защиты прав заемщиков с сохранением баланса интересов кредиторов продолжить совместную с банковским сообществом работу по анализу практики применения законодательства о потребительском кредите (займе) и при необходимости разработать предложения по совершенствованию регулирования в этой области, в том числе в части деятельности по взысканию задолженности (раздел III Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.) [1]).

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации имеют государственно-властную природу, что повышает значимость информационного воздействия данного документа на финансовый рынок, учитывая публично-правовые аспекты финансово-правового регулирования. Согласно ст. 45.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5], Банк России один раз в три года представляет в Государственную Думу проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации. Предварительно проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации представляется Банком России Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на парламентских слушаниях и направляет в Банк России соответствующие рекомендации.

Изложенная юридическая процедура свидетельствует о взаимодействии всех ветвей государственной власти в воздействии на финансовый рынок путем принятия согласованного решения. При этом учтен особый публично- правовой статус Центрального банка Российской Федерации и в адрес Банка России направляются решения не предписывающего характера, а рекомендательного. В этом проявляются конституционно-правовые основы принципа независимости Центрального банка Российской Федерации, действующего с учетом сбалансированного подхода с принципом подотчетности Центрального банка Российской Федерации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. являются комплексным документом, затрагивающим публично-правовые и частно-правовые аспекты воздействия на финансовый рынок. Указанный документ дает общую характеристику финансового рынка и результаты его развития, уделяя внимание российскому финансовому рынку в контексте глобальной конкуренции и современному состоянию российского финансового рынка (раздел I). Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел II) включают десять позиций: обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации; повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства; дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке; повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления; развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования; совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка; повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком; стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке; международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка; совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.

Указанный документ освещает особенности развития секторов финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел III), ключевые показатели измерения эффективности реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел IV), риски и ограничения в процессе реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел V).

В указанном аспекте заслуживает поддержки вывод А.Г. Гузнова о формировании комплексной отрасли законодательства: законодательства о финансовом рынке [3]. Данный вывод повышает информационное значение финансово-правового регулирования финансового рынка, поскольку сочетает в себе каналы публично-правового воздействия на общественные отношения в сфере финансового рынка с учетом частно-правовых интересов субъектов финансово-правовых отношений.

 
Библиографический список (References)

1. Вестник Банка России. 2016. № 57.
Vestnik Banka Rossii (2016) [Bulletin of the Central Bank of Russia]. № 57.
2. Гузнов А.Г. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности : монография / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. М. : Норма : ИНФРА-М, 2016.
Guznov A.G. (2016) Organizatsii finansovogo rynka i finansovo-pravovyye mekhanizmy uregulirovaniya ikh nesostoyatel'nosti : monografiya / A.G. Guznov, T.E. Rozhdestvenskaya [Structure of Financial Markets and Financial and Legal Mechanisms for Managing Their Insolvency: monograph by A.G. Guznov, T.E. Rozhdestvenskaya]. Moscow : Norma: INFRA-M.
3. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : авто- реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.
Guznov A.G. (2016) Finansovo-pravovoye regulirovaniye finansovogo rynka v Rossiyskoy Federatsii : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Financial and Legal Regulation of the Financial Market in the Russian Federation: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Law]. Moscow.

4. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016.
Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G. (2016) Publichnoye bankovskoye pravo : uchebnik dlya magistrov [Public Banking Law: textbook for master's degree]. Moscow : Prospekt.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790; 2016. № 27 (часть II). Ст. 2473.
Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2002. № 28. St. 2790; 2016. № 27 (chast' II). St. 2473 [Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. № 28. Art. 2790; 2016. № 27 (Part II). Art. 2473].

"Информационная безопасность регионов" № 3(24) 2016

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (19.06.2017)
Просмотров: 112 | Теги: Финансовый рынок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь