Вторник, 23.04.2019, 23:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТ

ОГОРОДНИКОВ М.А., кандидат биологических наук
СЛЫШАЛОВ И.В., кандидат юридических наук
ЧИЧИН С.В., доцент

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Образовательная организация, курсант, слушатель, образовательный процесс, компетенция, сотрудник органов внутренних дел, личная безопасность, экстремальная ситуация, кейс-технология, межпредметные связи.

В данной рассмотрены основные проблемы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». Одной из таких проблем является отсутствие межпредметных связей. Кроме того, авторами затронута проблема готовности современного сотрудника органов внутренних дел к экстремальным ситуациям, связанным с профессиональной деятельностью. Одним из основных способов решения проблем, связанных с обучением по указанной дисциплине представляется применение кейс-технологий.

 

Сегодня все большую значимость приобретает необходимость развития системы подготовки, направленной на реализацию новых методологических подходов, концептуальных идей, позволяющих получить компетентных специалистов в области охраны правопорядка. Современная система образования сотрудников органов внутренних дел уделяет значительное внимание правовой, физической и огневой подготовке и слушателей образовательных организаций МВД России, основываясь лишь на специфике того или иного направления подготовки. При этом недостаточное внимание уделяется сочетанию полученных знаний и умений с особенностями обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.

Недостаточность методик интегрированного обучения с явно выраженным акцентом на обеспечение личной безопасности современного полицейского неизбежно приводит к увеличению случаев причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность. При этом в доступной литературе очень малое внимание уделяется методике преподавания данной дисциплины [2, 5, 8, 11]. Отсутствуют междисциплинарные связи, методические рекомендации, которые бы позволили в полной мере реализовать поставленную цель.

Формирование готовности специалистов органов внутренних дел России к деятельности в экстремальных ситуациях осуществляется в период обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России в первую очередь при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». Содержание дисциплины складывается из взаимосвязанных типов готовности к обеспечению личной безопасности в различных условиях:

- физическая готовность (способность уверенно преодолевать физическое противодействие преступника);

- огневая готовность (уверенное владение огнестрельным оружием в различных нестандартных ситуациях практической деятельности) [7];

- тактическая готовность (умение сотрудника правильно оценивать обстановку, возможности преступника, собственные силы и средства, на основании чего принимать тактически правильные, эффективные решения);

- правовая готовность (уверенное знание сотрудником нормативных правовых актов, регламентирующих различные сферы правоохранительной деятельности);

- волевая готовность (осознанный подход сотрудника к своим действиям и поступкам, преодоление внутренних и внешних трудностей, возникающих в ходе служебной деятельности);

- профессионально-психологическая готовность (понимание и учет психических свойств особенностей личности, преодоление психологических трудностей при осуществлении своей профессиональной деятельности).

Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов

К.Н. Крикунов определяет готовность к эффективным действиям в условиях экстремальных ситуаций как интегративное свойство личности, характеризуемое достигнутым уровнем развития комплекса соответствующих индивидуально-личностных качеств, степенью совершенства необходимых навыков и уровнем физического развития [1, с. 47].

При любой экстремальной ситуации происходит нарушение систем и функций организма. Первоначальными признаками экстремального состояния человеческого организма являются беспокойство, различные страхи, повышение общей двигательной возбудимости, перенапряжение нервной системы и всех органов. Причинами возникновения экстремальных факторов у сотрудников органов внутренних дел являются:

- низкий уровень физической, теоретической и практической подготовки;

- пониженная морально-психологическая готовность;

- низкая дисциплина, отсутствие взаимовыручки;

- слабые знания в организации быта, подручных средств и снаряжения;

- неумелое применение морально-волевых и физических возможностей в криминогенных ситуациях [3].

При отработке тактических действий полицейских в экстремальных ситуациях в ходе занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» нельзя с полной уверенностью гарантировать положительный результат. На него может повлиять окружающая обстановка, противодействие противника, степень собственной подготовленности полицейского.

При этом успешность функционирования правоохранительных органов при возникновении экстремальных ситуаций во многом зависит от готовности их сотрудников выполнять поставленные задачи в нестандартных условиях.

Как при подготовке, так и в реальных ситуациях сотрудниками органов внутренних дел не в полной мере учитываются условия окружающей среды. Окружающая обстановка в экстремальной ситуации (время суток, место действия, наличие препятствий, погодные условия и т.д.) редко принимается во внимание, а тем более используется сотрудниками органов правопорядка при осуществлении тактических действий для достижения своих целей. По статистическим данным ВЦ ИЦ УМВД России по Омской области, в 2016 г. 676 сотрудников правоохранительных органов получили различные травмы и увечья при исполнении должностных обязанностей, 104 сотрудника погибли.

Представленный на рисунке 1 анализ статистики за 2011-2016 гг. по составам преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) или применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), свидетельствует о повышении уровня криминализации общества в этой сфере .

Необходимо отметить, что «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов» или «насилие в отношении представителя власти» имеют тесную причинно-следственную связь с «оскорблением представителя власти» (ст. 319 УК РФ) и «неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции» (ст. 19.3 КоАП РФ).

Сегодня на занятиях практические действия отрабатываются курсантами и слушателями, как правило, без сопротивления и усложнения тактических условий. Такая подготовка может быть направлена лишь на имитацию действий в сложной, нестандартной ситуации, как следствие - заучивание только единственного варианта решения той или иной задачи [9, с. 110]. Условия окружающей среды также не всегда учитываются при проведении занятий.

Очевидно, что для успешного решения служебных задач в экстремальных ситуациях необходимо вносить коррективы в процесс подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России, в первую очередь при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». Нужно учить их правильно оценивать сложившуюся ситуацию, использовать ошибки противника, грамотно маскировать свои намерения выполнить определенные действия для достижения поставленной цели. Тактическая подготовка курсантов и слушателей должна быть основана на глубоком изучении теоретических вопросов, развитии оперативного мышления, выработке умения выявлять возможные изменения характера действий преступника, овладении навыками совместных действий в составе подразделения без риска для каждого сотрудника [9, с. 111].

На основании вышеизложенного нами была разработана модель противоречий (см. рисунок 2), которая позволит сформировать более полное представление о методике обучения дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» для курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. Как было отмечено ранее, сформированный теоретический и практический уровень их готовности к профессиональной деятельности не в полной мере позволяет решать задачи в экстремальных ситуациях. Поэтому мы считаем необходимым совершенствование методики обучения по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». По мнению Е.Е. Ка- листратовой, на данный момент психологическая подготовка является важнейшей составляющей глобальной готовности сотрудников органов внутренних дел к практической деятельности в особых условиях, но при этом еще не сформировалась конкретная система психологической готовности сотрудников [6].

МОД ЛБ - методика обучения по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов

Рис. 2. Модель противоречий готовности курсантов к профессиональной деятельности и готовности к экстремальным ситуациям.

 

Рис. 3. Модель работы кейс-технологий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов в нутренних дел».

АКС - анализ конкретной ситуации; ТП - тактическая подготовка; ОГ - огневая подготовка; ПП - психологическая подготовка; ПрП - правовая подготовка; БФП - боевая физическая подготовка; ПО - профессиональный опыт; РКС - решение конкретной ситуации; ВПр - выявление проблем; ИС - практическая имитация ситуации; ИСФ - использование «сбивающих» факторов; УГЭС - уровень готовности к экстремальной ситуации.

В своих работах В.А. Глотов выделил несколько этапов подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы:

1) подготовительный этап - развитие у сотрудника готовности к действиям в экстремальных условиях. Готовность к обычной форме реагирования на специфичную экстремальную ситуацию называется установкой. Она отражает устойчивость и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут поменяться в любой момент;

2) непосредственные действия - психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в экстремальных ситуациях, то есть сочетание теоретической базы и условий, максимально приближенных к реальным;

3) заключительный этап - на основе смоделированных обстановок необходимо добиться от сотрудника возможности хорошо управлять своими действиями, научить его держать под контролем данную ситуацию.

Можно сделать вывод, что психологическая подготовка должна проходить в условиях, максимально приближенных к реальным, так как это важно для поддержания не только высокого качества правопорядка, но и необходимого уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности самого сотрудника и окружающих его людей. Основой должно служить сочетание теории и практики. В интересах готовности к действиям в экстремальных условиях правильно не только совершенствовать систему профессиональной ориентации, изучать саму профессиональную деятельность, определять ее психофизические требования к человеку, создавать методику для определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности службы в органах внутренних дел, но и сочетать ее с физической подготовкой [4, с. 625].

К основным формам психологической подготовки относятся практические занятия, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры и тренинги. Занятия должны тесно увязываться с другими видами профессионального обучения курсантов и слушателей в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, включать в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение, неопределенность, стимулирующие принятие самостоятельных решений и т.д.) [10, с. 113].

Готовность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к действию экстремальной ситуации формируется не только вследствие всестороннего рассмотрения поставленной задачи с точки зрения оптимальности ее решения на основании теоретической базы, но и с учетом практического опыта сотрудников органов внутренних дел. Учитывая последнее, целесообразным считаем применение на занятиях кейс-технологий, основанных на реальных ситуациях, очевидно демонстрирующих существующие проблемы соблюдения личной безопасность сотрудников органов внутренних дел (см. рисунок 3).

После анализа каждой ситуации рекомендуется практически отработать ее с последовательным усложнением элементов окружающей среды. Таким образом мы сформируем у обучающихся не только готовность к конкретной ситуации, но и большой массив вариантов решения других подобных ситуаций. В качестве «сбивающих» факторов окружающей среды могут выступать:

- свето-шумовые эффекты (сирена, лай собак, крики детей и т.д.);

- сопротивление ассистентов, выполняющих функцию преступников, в полную силу;

- выполнение практических заданий после предварительного физического утомления;

- снижение видимости в помещениях либо при имитации работы на улице;

- введение в ранее отработанные ситуации дополнительных участников конфликта (родственники подозреваемого, сочувствующие преступнику, прохожие, соучастники преступления (правонарушения) и т.д.).

- выполнение задания с учетом ограниченного количества времени.

Участие в дискуссиях, анализе ситуаций, проигрывании инсценировок, в совместной работе будет способствовать формированию у курсантов и слушателей умения взаимодействовать друг с другом, опираясь на рациональные решения, минимизирующие вероятность возникновения угроз личной безопасности, а также их подготовке к экстремальным ситуациям, связанным с профессиональной деятельностью.

Библиографический список:
1. Крикунов К.Н. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007.
2. Беженцев А. А. Личная безопасность сотрудников ДПС ГИБДД при применении отдельных видов специальных средств для обеспечения безопасности дорожного движения // Обеспечение личной безопасности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. СПб, 2015. С. 28-33.
3. Белоусова З.А. Средства физической тренировки для формирования у студентов умений действовать в экстремальных ситуациях // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 1. С. 49-53.
4. Глотов В. А. Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 623-626.
5. Егошин И.В. Особенности проведения междисциплинарных занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. Орел, 2016. С. 73-79.
6. Каллистратов Е.Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1 (28). С. 21-23.
7. Каримов А. А. К вопросу о проблемах огневой подготовки в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы XXI всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. С. 260-263.
8. Тамбовцев Е.А. Значение дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» в подготовке курсантов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Иркутск, 2017. Т. 2. С. 177-180.
9. Манышев В.В. Совершенствование тактико-специальной подготовки на основе опыта проведения специальных операций // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов 18-й Всероссийской научно-практической конференции. Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. С. 109-112.
10. Маржохов А.Р. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 112-113.
11. Самороковский А.Ф. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 4. С. 102-107.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (17.03.2019)
Просмотров: 72 | Теги: личная безопасность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь