Среда, 22.01.2020, 11:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Е. С. Иванова

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Главной задачей настоящего времени является определение вектора дальнейшего развития человечества. По сути их может быть только два: эволюционный и деградационный. Один приводит к совершенствованию всех форм жизни, другой - к их разрушению и вырождению. Достаточно немного погрузиться в анализ окружающей действительности, чтобы заметить, насколько прогрессирует сегодня цивилизационное начало, и такой прогресс может многим показаться эволюционным. Однако часто ли мы задаёмся вопросом, как столь бурное техническое развитие повлияло на человека, его сознание, ход мышления, на его внутренний мир?

Выдающийся русско-индийский художник, мыслитель и общественный деятель двадцатого столетия С. Н. Рерих в своей книге «Искусство и Жизнь» дал очень точную и ёмкую характеристику происходящим в мире процессам: «Внезапное ускорение, явное увеличение темпа научных открытий является всего лишь естественным следствием подходящего к своему завершению цикла жизни человечества, когда достигаются пограничные области материи и открываются горизонты на новые её состояния. Однако состояние разума человека, его внутреннее отношение к жизни и своим собратьям изменилось мало. Достаточно взглянуть на падение интереса к гуманитарным наукам, и мы без особого труда поймём направление нашего нынешнего развития. Цивилизация, призванная избавить человека от монотонной работы, долгих, изнуряющих часов тяжёлого труда, похоже, превратилась в лекарство, которое хуже всякой болезни» [1, с. 136], (см. рис. 1).

Действительно, упорствуя погружением в цивилизацию, в материю, человек все больше отдаляется от разумного развития своей природы, духовного начала, в котором заложены возможности его беспредельного совершенствования. Понимая дух как энергию сознания [2, с. 244], мы утверждаем, что человек должен идти по пути естественного совершенствования сознания, а именно, утончения мысли и чувства, что в синтезе своём, ступень за ступенью приведёт к увеличению потенциала мощности сознания, а значит и к раскрытию всех способностей, заложенных в человеке.

Рис. 1. С. Н. Рерих «Мы сами строим свои тюрьмы», 1967 г.

Насильственный же путь развития, выражающийся гипертрофированной интеллектуализацией, оборачивается потерей правильного вектора устремления и приводит к тому, что человек сворачивает с эволюционного пути и встаёт на тропу неоправданной механизации и роботизации, деградации своего разумного начала и творческого мышления, к затуханию всех тонких инструментов человеческого сознания и его огрублению.

Как можно предотвратить опасную тенденцию механизации и цифровизации всех областей жизни и самого человека? Только осознав всю опасность такого вектора, сделав выбор в пользу более целесообразного, творческого пути развития, при котором будет происходить уравновешивание и синтез сердечного и интеллектуального начал. Музыка как синтез мысли и чувства будет являться одним из ключевых ресурсов в совершенствовании сознания человека и всей окружающей жизни, а гармонично выстроенная система музыкального воспитания станет залогом формирования более прогрессивного синтетического мышления человека.

Чтобы утвердить актуальность создания эволюционной системы непрерывного музыкального воспитания человека кратко проясним для себя несколько ключевых понятий - «Эволюция, музыка, человек», осветив их в космологическом аспекте, и выявим их взаимосвязь и взаимозависимость.

Слово «эволюция» с латинского переводится как «развертывание». Французский ученый-естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк, создатель первого целостного учения об эволюции органического мира, в своих работах отмечал, что живой природе присуще постоянное стремление к усложнению и усовершенствованию [3, с. 28]. Высшей формой организации жизни на Земле является человек, способный к мыслетворчеству. Мысль, не скованная законами плотного мира, даёт ему возможность выхода из земной сферы в поле деятельности более высокого уровня, космического, взаимодействия с более сложными эволюционными жизнеспособными системами. Для реализации такой возможности у человека должно быть ясное понимание устройства Мироздания и действующих в нем законов, осознание Космоса как одухотворённой саморазвивающейся системы и подготовленный инструмент для исследования - его собственное сознание. Именно, от стадии «животного человека», через укрепление и развитие мышления, человек совершает переход на ступень «человека разумного» и должен кульминировать в «человека-творца», осознанного двигателя Эволюции.

Если осмыслить эволюцию мышления человечества, сопоставив с происходящими сегодня в мире процессами глобализации, поисками учёным сообществом универсального знания во всех дисциплинах и попыткой достичь знания о происхождении Вселенной, то можно сделать вывод, что от мифологического, затем религиозного и научного типов мышления человечество переходит к синтезирующему все три вида космическому мышлению. Мышление космического мироощущения включает человека в целостную систему Мироздания, определяя его место и значение в этой структуре, ведёт к осознанию единства всего сущего, а также даёт ключи к раскрытию внутренней природы человека. Учёный- востоковед, историк, общественный деятель Л. В. Шапошникова писала, что космическое мышление много шире по своим концепциям современного научного мышления. Оно синтезирует два ключевых метода познания действительности: эмпирический и метанаучный, интуитивный, характерный для искусства, и таким образом, позволяет более объёмно и глубоко рассматривать любое исследуемое явление.

Именно поэтому далее рассмотрим понятие музыки и человека с позиции космического мышления.

Исследуя явление музыки в космологическом ключе, можно понять ее фундаментальную роль в проявлении и жизни Вселенной. Древнейшие космогонические доктрины Востока утверждают, что Вселенная - это проявленная мысль Абсолюта (непознаваемого Начала). Она развернулась из точки, центра максимального напряжения, в котором сосредоточен весь энергоинформационный потенциал грядущего проявления (см. рис. 1).

Рис. 1.

Эта точка есть Беспричинная Причина, Парабраман и Мулапракрити на санскрите, духоматерия. Рис 1 мужское информационное и женское субстанциональное начала в своём единстве. Их символическое изображение - точка, становящаяся кругом. Потенциал их условного качественного разделения содержится в точке как центре вращения и круге как поле субстанции.

Импульс силы разделяющей, обусловленный математическим числом, создаёт вихревое движение, организующее субстанцию для создания первой формы. При этом движение порождает звучание. Модель юлы может образно отразить происходящий процесс.

«Сила разделяющая» необходима для условного качественного разделения на дух и материю, Пурушу и Пракрити в индуизме, Брамана и Акашу, или Отца и Матерь. Вертикальный диаметр символично обозначает процесс разделения (см. рис. 2).

Рис. 2.

Та же сила становится «силой соединяющей», силой притяжения, или Любовью, и создаёт Сына, Космического Христа, дуального по своей природе, в котором гармонично соединены два начала: субстанциональное и информационное (условно, катеты треугольника). «Сила соединяющая» символически выражена гипотенузой треугольника (см. рис. 3).

Рис. 3.

Треугольник символизирует рождение Высшей Триады Вселенной «Дух-Душа-Разум», плана и энергоинформационного потенциала её развития на весь период проявления, называемый Манвантарой.

Высшая Триада Вселенной может быть названа Эйдосом, или Высшей Идеей, следуя терминологии Платона. Она невидима и напрямую не участвует в активно-действенном построении феноменальной Вселенной форм, или её плотного тела. Она - идеальная Причина видимой нами Вселенной. Строительство же Вселенной форм происходит благодаря дифференцированию Единого, но уже отражённого Космического Христа на Семь Творящих Логосов.

Схематично Высший Треугольник, симметрично отражаясь, образует квадрат, который является символом материальной Вселенной форм (см. рис. 4).

Рис. 4.

В звуковом же аспекте Единый Тон, разделяется на 7 Тонов, которые он потенциально в себе содержит (см. рис. 5).

Рис. 5.

Каждый из Семи Тонов по законам пропорции образует соответственные основному тону тональные сферы разных вибрационных частот с постепенным их понижением. Так выстраивается саморазвивающаяся Иерархическая тональная система (см. рис. 6).

Рис. 6.

Процессы жизнедеятельности, происходящие внутри этой системы, образуют Музыку Сфер, о которой говорил Пифагор, Иоганн Кеплер и другие посвящённые философы, учёные, музыканты.

Таким образом, музыка в своей космологической основе - это жизнь и творчество одухотворённого Космоса, выявляющегося через Иерархическую структуру, построенную и развивающуюся по законам гармонии, или пропорции, а значит, красоты. Потому истинная музыка всегда красива.

Более того стоит отметить, что высшее состояние женского субстанционального начала во Вселенной Востоком именуется также Материей Матрикс, или Акашей. Её единственным атрибутом является звук. Акаша в Высшей Триаде Вселенной «Дух-Душа-Разум», именно Душа Вселенной - резервуар жизненной творческой силы-энергии. Человек, будучи микрокосмической энергоинформационной структурой, имеет те же принципы построения, что и Макрокосмическая: троичный «дух-душа- тело» - при грубом рассмотрении, и семеричный - при более детальном. Потому душа человека, его шестой принцип, есть отражение души Вселенской. Она представляет собой звуковое поле, субстанцию, пребывающую в вечном движении и развитии. Для достижения музыкального звучания человек должен структурировать пластическую субстанцию своей души посредством основных направлений творчества: мыслетворчество, словотворчество, рукотворчество. Через многоплановую творческую деятельность человек рождает звучание, обновляющее вибрационное поле Вселенной.

В потенциале человек имеет все инструменты для этого, однако они должны быть развиваемы. Именно в настоящем историческом моменте для дальнейшего эволюционирования ему необходимо активизировать три высших принципа - «дух-душа-разум». Двойственный же четвёртый принцип, получивший своё выражение в человеке через земной ум, интеллект и земные чувства, или эмоции, должен быть согласован с устремлением Высшей Триады. Интеллект - посредник, с помощью которого человек может познать мощь и красоту своей высшей природы и законы эволюции одухотворённого Космоса.

Проанализировав звуковое поле, окружающее человека сегодня, поймём высокую степень его загрязнённости и попытаемся осознать всю опасность данного явления. То, что звучит на радио и телевидении, не является музыкой в её истинном, космичном смысле. Грубые вибрации входят в резонанс с низшей природой человека, пробуждая в нем, как правило, эмоции, страсти, инстинкты. Это не только закрывает человечеству путь его дальнейшей эволюции, но возвращает его в состояние животного, то есть ведёт к деградации. Потому так важно создать поле гармоничных музыкальных вибраций, в которых бы протекала вся жизнь человека, от его зачатия до завершения очередного цикла земного существования.

Душа человека имеет музыкальную природу, и именно потому так необходимо уже сегодня озаботиться обновлением системы взглядов на музыку и человека, и их взаимодействие и взаимозависимость с позиции космического мышления. Естественным следствием такого подхода должно стать создание эволюционной системы непрерывного музыкального воспитания и образования, выстроенной на космологической основе.

Список литературы

1. Рерих С. Н. Искусство и Жизнь / пер. с анг. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч. 2-е изд., исправ. Москва, 2007. 330 с.: ил.
2. Рерих Е. И. У порога Нового Мира. Москва, 2007. 464 с.
3. Брызгалина Е. В. История биологии как смена парадигмального знания. Москва, 1996. 80 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (08.12.2019)
Просмотров: 23 | Теги: музыка, Эволюция, Человек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь