Суббота, 04.07.2020, 06:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Актуализация физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования

Е.И. Мещерякова, доктор педагогических наук, профессор<
А.И. Ляпин
И.С. Панферкина
Г.И. Груздев

Актуализация физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования

В статье проблема повышения эффективности физической подготовки сотрудников полиции рассматривается на основе принципа полипарадигмальности в интеграции методологических подходов к исследованию актуализации физического саморазвития курсантов. Предлагается апробированное в ходе опытно-экспериментальной работы методическое сопровождение процесса актуализации саморазвития, ядром которого является авторская программа, основанная на использовании интерактивных средств. Особое внимание уделяется усилению личностной ориентации физической подготовки курсантов в связи с разработкой индивидуальной траектории профессионального образования.

Ключевые слова: физическое саморазвитие, индивидуальная траектория, методическое сопровождение.


Ни для кого не секрет, что профессиональная деятельность современного сотрудника полиции сопряжена со значительными физическими нагрузками, требующими выносливости и хорошей физической подготовленности. Приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [1, п. 1] в качестве цели физической подготовки сотрудников полиции установлено формирование способностей и готовности «к успешному выполнению оперативно- служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности» Однако единственным направлением «доведения физических качеств до требуемого уровня, формирования необходимых двигательных навыков и умений», согласно указанному нормативному документу, определяется «обучение по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России» [1, п. 6]. Проведённые же нами исследования и опытно-экспериментальная работа красноречиво свидетельствуют о том, что результативность в достижении курсантами высокого уровня физической подготовленности к эффективному выполнению служебных обязанностей в значительной мере определяются тем, насколько удаётся в процессе обучения актуализировать физическое саморазвитие будущих специалистов органов внутренних дел.

Мы выделяем следующие частные противоречия, которые проявляются в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций и требуют своего разрешения для повышения результативности физической подготовки сотрудников полиции:

- между жёсткой регламентацией требований, предъявляемых к проведению занятий по физической подготовке, с одной стороны, и необходимостью максимально полно использовать физический потенциал каждого курсанта, с другой;

- между инвариантным характером физической подготовки курсантов, заложенным рабочими программами, с одной стороны, и возможностями повышения её результативности, создаваемыми интеграцией инвариантного и вариативного в такой подготовке, с другой;

- между доминированием традиционных технологий в организации и проведении занятий по физической подготовке, с одной стороны, и перспективами, которые открываются в связи с внедрением инновационных технологий, основанных на актуализации физического саморазвития курсантов, с другой.

Разрешению указанных и связанных с ними противоречий, как показывают результаты проведённых нами исследований, может способствовать актуализация физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования, реализуемая в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций МВД России. Такая деятельность научно-педагогического состава кафедр физической подготовки соответствует требованиям, предъявляемым новой образовательной парадигмой. Её отличия от классической, по справедливому утверждению А. А. Вербицкого, «сводятся к изменению фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование» [2, с. 1]. В свою очередь, изменение парадигмальных фундаментальных представлений о человеке в образовании сопряжено с принципиально новой интеграцией методологических подходов при проведении психолого-педагогических исследований. Здесь уже нельзя опираться на представления о методологии 20-летней давности, как это делают, например, С.В. Науменко, В.А. Торопов, Ю.В. Чехранов. Приступая к методологическому обоснованию использования дзюдо, самбо и рукопашного боя в процессе занятий по физической подготовке с курсантами, они исходят из представлений конца прошлого века о том, что методология - это учение «о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека», а также «о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [3, с. 170], чем существенно снижают не только теоретическую, но и практическую значимость результатов исследования.

В современном же представлении научная методология - это формирующаяся система идей и ценностей, методов и технических решений, принимаемых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции современности. И именно такое её понимание открывает новые возможности в развитии педагогической науки и практики, в т.ч. и в направлении физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, адекватной потребностям общества, государства, личности, образования, органов внутренних дел.

Методологическая основа проводимого нами исследования актуализации физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования будущих специалистов органов внутренних дел формируется посредством интеграции компетентностного (формирование способностей и готовности самостоятельного решения содержательных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной правоохранительной деятельности), личностно-деятельностного (изменение личностных характеристик обучающихся в процессе деятельности, в которой личность обучающегося рассматривается как субъект деятельности и средство становления и развития субъектно- сти), аксиологического (формирование ценностных ориентаций обучающихся, регулирующих их взаимодействие с обществом, с профессиональным сообществом) подходов с учётом специфики образовательной деятельности в ведомственных образовательных организациях.

Интеграцию методологических подходов в определённую целостность мы осуществляем на основе принципа полипарадигмальнности, который приобретает всё больше сторонников в современных педагогических исследованиях [4]. В соответствии с принципом полипарадигмальнности интеграция теорий, концепций и положений в проводимом нами исследовании осуществляется в контексте уникальности личности каждого курсанта, проходящего физическую подготовку как одну из важнейших составляющих профессиональной подготовки сотрудников полиции, чем определяется главная задача деятельности преподавателей - создать условия для раскрытия индивидуальности каждого, обеспечить его личностное, профессиональное развитие и физическое саморазвитие как его составляющую. Однако реализация этого принципа применительно к исследованию проблем физической подготовки курсантов требует учёта особенностей объект-субъектного взаимодействия в образовательной деятельности.

На основе вышеизложенного результаты проводимого нами исследования и осуществляемой опытно-экспериментальной работы мы представляем в определённой логической последовательности: современная образовательная парадигма - методологические подходы, интегрируемые на основе принципа полипарадигмальности - ключевые категории, формирующие основы изучения и организации актуализации физического саморазвития курсантов - методическое сопровождение актуализации.

Выше нами представлены первые два звена в представленной логической цепочке. Следующее звено в ней - ключевые категории, к которым мы относим актуализацию физического саморазвития курсантов и индивидуальную траекторию профессионального образования сотрудника полиции. Определяя категорию «актуализация физического саморазвития курсантов», мы опираемся на выводы, полученные современными исследователями и обобщённые Н. М. Миняевой: «Актуализация представляет собой процесс перехода потенциальных возможностей в действительные, при котором возникает "культура индивида" (С.И. Гессен), потому что устанавливается "общая смысловая основа" соотношения процессов актуализации и развития» [5, с. 14]. Однако мы считаем, что в процессе актуализации наблюдается и обратное движение, т.е. развивающаяся «культура индивида» оказывает определённое воздействие на потенциал физического саморазвития курсантов и мотивирует его актуализацию. Исходя из этого, мы определяем актуализацию физического саморазвития курсантов как процесс перехода их потенциальных возможностей в действительные, при котором, во-первых, под влиянием внутренних факторов происходит физическое совершенствование обучающихся в соответствии с требованиями профессии, повышается уровень их профессиональной и физической культуры, и, во-вторых, создаётся мотивация для повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства сотрудников полиции в аспекте их физической подготовленности к осуществлению эффективной правоохранительной деятельности.

Для целенаправленной актуализации физического саморазвития курсантов в ведомственной образовательной организации должны быть созданы определённые педагогические условия, среди которых мы выделяем следующие основные:

- стимулирование осознания и постановки курсантами целей, связанных с профессиональным самоутверждением и самореализацией, для достижения которых необходим высокий уровень физической подготовленности;

- применение педагогических технологий, способных инициировать рефлексивный потенциал курсантов в аспекте активизации деятельности по физическому саморазвитию;

- дифференциация и индивидуализация обучения курсантов на занятиях по физической подготовке, сочетание инвариантного и вариативного в формировании установленных компетенций, побуждающие систематическую самостоятельную деятельность в период самоподготовки и во внеучебное время;

- методическое сопровождение занятий по физической подготовке курсантов, их самостоятельной деятельности, целенаправленное на активизацию внутреннего потенциала обучающихся в направлении становления физической готовности к осуществлению эффективной правоохранительной деятельности.

Актуализация физического саморазвития курсантов в созданных для этого в образовательных организациях МВД России педагогических условиях невозможна без глубокого понимания и осознания каждым курсантом своей роли в этом процессе, своей субъектности. Ведь, по справедливому суждению М.А. Щукиной, саморазвитие «отличается осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни» [6, с. 7]. Важную роль в актуализации саморазвития призвано сыграть проектирование индивидуальной траектории профессионального образования курсантов. Проектирование такой траектории стало в последние годы объектом пристального внимания педагогов-исследователей, которыми получены интересные и актуальные выводы, позволяющие значительно повысить эффективность образовательной деятельности [7, с. 7-9]. Не исключение и образовательная деятельность, связанная с профессиональной подготовкой сотрудников полиции и их физической подготовкой, которая в рассматриваемом аспекте имеет существенные особенности.

Как же следует трактовать категорию «индивидуальная траектория профессионального образования курсантов» в аспекте их физической подготовки с позиций используемых методологических подходов, реализуемых на основе принципа полипа- радигмальности? Для обоснования трактовки обратимся к концепции педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, разработанной И. Ф. Бережной, согласно которой такая траектория - персональная стратегия профессионального роста и совершенствования личностных качеств обучающихся, которая выстраивается «на основе осознания и субъективации профессиональных целей, ценностей, норм, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации её потенциала» [7, с. 8]. Исходя из этого, индивидуальная траектория профессионального образования курсантов в аспекте их физической подготовки представляет многокомпонентное образование, в котором взаимодействуют инвариантная и вариативная составляющие. Инвариантная включает компетенции, безусловно необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности сотрудника полиции (способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач боевые приёмы борьбы и профессионально-прикладные двигательные навыки и др.), чем обеспечивается не только высокая профессиональная работоспособность, но и развиваются значимые личностно профессиональные качества (психическая устойчивость, выдержка и самообладание, смелость, решительность и др.). Вариативная составляющая ориентирована на индивидуальные (возможно - относительно обособленные) личностные интересы и потребности курсантов, цели и мотивы их физической подготовки, представления о перспективах своего физического развития, наличие или отсутствие у каждого из них опыта и достижений в отдельных видах спорта и включает способности, формируемые с учётом указанных особенностей.

Разработка и реализация индивидуальной траектории профессионального образования курсантов в аспекте их физической подготовки, ориентированные на актуализацию физического саморазвития, позволяют решать тактические задачи, способствующие решению задачи стратегической. Тактические задачи определяются необходимостью и возможностями повышения эффективности физической подготовки курсантов на занятиях с использованием соответствующего методического сопровождения, стратегическая задача - формирование потребности в непрерывном физическом саморазвитии и здоровом образе жизни.

Определением ключевых категорий и задач мы переходим к методическому звену логической цепочки представления результатов проводимого исследования, в основе которого - проведённая опытно-экспериментальная работа. Приступая к характеристике завершающего звена логической цепочки, заметим, что речь идёт именно о методическом сопровождении актуализации физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования в аспекте их физической подготовки, которое следует отличать от методического обеспечения. Методическое сопровождение - целостный процесс, включающий и диагностику существующих проблем организации и проведения занятий по физической подготовке курсантов, и информационный поиск возможных путей и способов их разрешения, и разработку методического обеспечения для решения задач, поставленных по итогам диагностики, анализа, целеполагания, и взаимодействие субъектов образовательной деятельности (преподавателей, курсантов) для создания благоприятных условий актуализации физического саморазвития курсантов и получения запланированных результатов становления и развития физической культуры и здорового образа жизни сотрудников полиции. Методическое обеспечение как составляющая методического сопровождения включает информационное обеспечение (учебники, учебные пособия, справочники и т.п.), алгоритмы деятельности (программы, схемы, рекомендации и т.п.), контрольно-измерительные материалы (тесты, опросники, индивидуальные задания, методики изучения личностных изменений и др.).

Ядром методического сопровождения актуализации физического саморазвития курсантов стала разработанная и реализованная в образовательной деятельности кафедры физической подготовки Воронежского института МВД России интерактивная программа «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше». Эта программа - не только эффективное средство обучения курсантов на занятиях по физической подготовке, особенно при изучении таких тем раздела «Боевые приёмы борьбы», как «Удары и защита от ударов», «Броски», «Задержание болевыми приёмами стоя и сопровождение», «Освобождение от захватов, обхватов стоя, удержаний лёжа» и др. Дидактически обоснованная реализация программы с использованием соответствующих методов (приёмов) в определённых формах становится действенным стимулом для мотивации физического саморазвития курсантов.

Программа «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше», понимаемая как предписание о пошаговой организации учебной деятельности по формированию установленных компетенций на занятиях по физической подготовке, включает следующие процедуры: 1) видеозапись выполнения курсантами заданий (например, ограничить свободу передвижения ассистента, захватившего запястья сотрудника спереди (сверху), и сопроводить его 2-3 метра и др.) и упражнений (например, броска с захватом ног спереди, болевого приёма при подходе спереди: загиб руки за спину - «рывком» и др.), которая осуществляется в ходе проведения занятия по физической подготовке; 2) обсуждение видеозаписи с группой курсантов, когда каждый высказывает своё мнение о том, насколько грамотно, эффективно и профессионально выполнено конкретное задание (упражнение) каждым из курсантов; 3) детальное изучение техники двигательного действия в процессе выполнения курсантами заданий (упражнений) на основе использования функции «покадровое движение» с последующим анализом допущенных ошибок (если они были); 4) определение способов устранения допущенных ошибок, доведения техники выполнения заданий (упражнений) до желаемого уровня, который не может быть ниже установленного образовательной программой.

Организация методического сопровождения актуализации физического саморазвития курсантов, ядром которого стала программа «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше», в рамках опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Воронежском институте МВД России в течение 2015-2016 уч. года и 2016-2017 уч. года, включала определённые этапы.

На первом этапе был проведён анализ тех проблем, которые характерны для физической подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций, в т.ч. и Воронежского института МВД России; определены возможности создания педагогических условий, необходимых для актуализации физического саморазвития курсантов.

Второй этап включал действия по определению круга участников опытно-экспериментальной работы - преподавателей кафедры физической подготовки (4 человека) и курсантов (2-й курс - 2015-2016 уч. год, 3-й курс - 2016-2017 уч. год, специальность «Правоохранительная деятельность», 57 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ).

На третьем этапе с курсантами ЭГ осуществлялась разработка индивидуальных траекторий профессионального образования применительно к их физической подготовке, при этом каждая траектория включала инвариантную и вариативную составляющие. Если инвариантные составляющие для всех курсантов были одинаковыми, то вариативные для многих курсантов значительно различались. При этом в разработке индивидуальных траекторий использовались не только представления и пожелания курсантов, но и те характеристики их физического, психического, интеллектуального развития, которые имеют существенное значение для разработки траектории. Кроме того, на третьем этапе создавался методический инструментарий, т.е. те формы, методы (приёмы) и средства, которые должны быть использованы в образовательной деятельности, связанной с физической подготовкой курсантов. Особое значение применительно к реализации программы «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше» имеют такие средства интерактивного обучения, как моторизированный экран и мультимедийный проектор, камера видеофиксации и видеонаблюдения, а также ноутбук с установленной на нем специальной программой, позволяющей не только вести видеозапись, но и оперативно обрабатывать видеоматериал. Для использования системы мультимедийных средств были предусмотрены соответствующие системы озвучивания и затемнения зала.

Четвертый - это этап непосредственно использования созданного методического инструментария при проведении занятий по физической подготовке курсантов и организации их самостоятельной внеаудиторной деятельности по физическому саморазвитию. Реализация программы «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше» на занятиях по физической подготовке сопровождалась индивидуальными и групповыми консультациями по организации самостоятельной деятельности курсантов в часы самоподготовки и свободное от занятий время. Кроме того, с использованием системы контрольно-измерительных материалов (тестов и опросников, индивидуальных и парных (групповых) заданий, авторских и адаптированных методик изучения личностных изменений и др.) проводилась педагогическая диагностика уровней сформированности установленных для физической подготовки компетенций и личностно-про- фессиональных качеств курсантов - сотрудников полиции. Именно в изменении этих характеристик мы видим динамику результативности физической подготовки курсантов и, исходя из этого, формулируем основную цель проведения контроля, которая никак не может определяться следующим образом: «Основная цель контроля физической подготовки курсантов - проверка полученной необходимой информации и сравнение динамики функциональных сдвигов» [8, с.129]

По завершении опытно-экспериментальной работы был проведён анализ её результатов, а также поиск и обоснование направлений повышения эффективности целенаправленной образовательной деятельности по формированию физической готовности сотрудников полиции к эффективному решению оперативно-тактических задач, результативной профессиональной правоохранительной деятельности, актуализации их физического саморазвития и ведения здорового образа жизни.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, ядром которой стала реализация программы «Посмотри на себя со стороны и сделай лучше», показал, что в ЭГ (29 человек) по сравнению с КГ (28 человек): 1) показатели сформированности установленных компетенций и значимых личност- но-профессиональных качеств по всем критериям (когнитивному, аксиологическому, мотивационному, эмоционально-волевому, деятельностному, рефлексивному) оказались выше (от 3 процентов превышения средневзвешенного показателя по когнитивному критерию до 18 процентов - по аксиологическому и 21 процента по мотивационному критериям); 2) количество курсантов, занимающихся физической подготовкой в часы самоподготовки и в свободное от занятий время, по окончании третьего курса увеличилось и составило: в ЭГ - 100 процентов (увеличение с 27,6 процента, с 8 до 29 человек); в КГ - 64, 29 процента (увеличение с 32,14 процента, с 9 до 18 человек); 3) способность и готовность к физическому саморазвитию повысилась у всех курсантов, рост составил в среднем 211 процентов (в КГ - у большинства курсантов рост в среднем 138 процентов); измерения осуществлялись с использованием тестов В. И. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию», «Оценка потребности в саморазвитии», анкеты Ш. Шварца «Ценности саморазвития» и адаптированного авторского опросника.

Двухлетний опыт проведения опытно-экспериментальной работы в русле исследований актуализации физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования применительно к физической подготовке сотрудников полиции, полученные результаты свидетельствуют об актуальности, важности и своевременности проведения исследований обозначенной в настоящей статье проблемы, помогают установить направления её дальнейшего изучения. Среди наиболее важных мы определяем следующие направления: 1) разработка целостной педагогической технологии актуализации физического саморазвития курсантов и поэтапной её реализации с первого курса обучения курсантов до окончания их обучения в ведомственной образовательной организации; 2) совершенствование методического сопровождения в контексте реализации педагогической технологии в процессе физической подготовки сотрудников полиции, прежде всего - методов и приёмов эффективного использования мультимедийных средств, активизации субъект- субъектного взаимодействия преподавателей и курсантов на занятиях по физической подготовке, организации самостоятельной деятельности курсантов; 3) усиление внимания к вариативной составляющей индивидуальной траектории профессионального образования применительно к физической подготовке курсантов на основе учёта их личностных особенностей, в частности, гендерных особенностей (в т.ч. и с учётом разработок иностранных исследователей, например, Д. Томаса «Полицейская психология: новая специальность и новые вызовы для мужчин и женщин в синем» [9]).

Список литературы

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: 77.мвд.рф>documents/приказы-мвд-россии...11124244 (дата обращения: 02.05.2018).
2. Вербицкий, А. А. Проблемы становления новой образовательной парадигмы // Антропоцентрические науки : инновационный взгляд на образование и развитие личности : мат-лы междун. науч.-практ. конф. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. - С. 3-11.
3. Науменко, С. В., Торопов, В. А., Чехранов, Ю. В. Методологическое обоснование использования дзюдо, самбо и рукопашного боя в процессе занятий по физической подготовке с курсантами образовательных организаций Министерства внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 1 (77). - С. 169-173.
4. Шиянов, Е. Н, Ромаева, Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики [Электронный ресурс] // Сайт «Library.by. Сохраняя бесценное» - URL: http://library.by/portalus/ modules/shkola/ (дата обращения: 08.05.2018).
5. Миняева, Н. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Миняева Наталья Михайловна. - Оренбург, 2011. - 43 с.
6. Щукина, М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 7-20.
7. Бережная, И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бережная Ирина Фёдоровна. - М., 2012. - 42 с.
8. Муханов, Ю. В. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных организаций МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Муханов Юрий Викторович. - СПб., 2015. - 177 с.
9. David J. Thomas. Police psychology: a new specialty and new challenges for men and women in blue. - 2011. - HV7936.P75.T46. [Электронный ресурс]. - URL: pps.kaznu.kz (дата обращения 02.05.2018).

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (26.05.2020)
Просмотров: 27 | Теги: саморазвитие, физическое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь