Среда, 17.10.2018, 17:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Активные методы обучения на уроках ОБЖ в старших классах

А.А.Неустроев

Активные методы обучения на уроках ОБЖ в старших классах

Современные педагогические технологии - инструментарий достижения целей, которые предопределяют использование активности самих обучающихся. Опыт использования этого метода свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а процесс обучения делают непринужденным и комфортным. Основой таких методов стали активные методы обучения - интегрированные методы обучения, основой которых является связь между предметами.

О качественной подготовке специалиста можно говорить только тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящих их в систему. ОБЖ, история, обществознание; интегрирования форм учебной и внеурочной деятельности. В обучении безопасности жизнедеятельности можно выделить две группы методов:

l.Ha уроке: наглядность; укрепление МТБ; практические задания; совершенствование методов текущего контроля знаний (тестирование, ситуационные задачи); самостоятельная работа (готовит обучающихся к непрерывному образованию, самообучению, способствует формированию у них потребности самостоятельно пополнять знания, умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации); методы анализа конкретных ситуаций. Этот метод позволяет расширять кругозор учащихся, их собственное видение на ситуации, события и происшествия, происходящие в современном мире. Ребенок учится не только слышать и видеть интересные факты, но и выявлять причины события, последствия и пути выхода из сложившейся ситуации. Также некоторые дети способны определить пути и способы недопущения данной ситуации. Чтобы воспитать у ребенка желание самостоятельно анализировать ситуации, можно поручить сделать ему дневник событий по разным направлениям, в основе которых лежат различные чрезвычайные ситуации. Это может быть альбом с вырезками из газет. Собственными записями. Это разовьет общую способность к глубокому и системному анализу, выработает организованность. Но главное - понимание того, как предотвратить, как выйти и какие последствия имеют эти ситуации. Также это наглядно видно, в каких областях человеческой жизни чаще происходят чрезвычайные ситуации. Это один и эффективных методов обучения безопасности жизнедеятельности.

На уроке эффективным методом является и определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие - определенная единица деятельности, минимальная по своему объёму и содержанию, отражающая свойство целостной деятельности (по И.И. Ильясову). Например, сравнение, анализ.

Методы обучения детей на уроках ОБЖ - сочетание разных видов действий, физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. Действие для ребенка - это основа его жизни, это среда изменения себя, совершенствования и становления мужества, формирование ответственности и реальное осуществление потребностей. [2,с. 92]

2. Во внеклассной деятельности: учебно-методические сборы; учебно-штабные тренировки; проведение туристических слетов

Методы второй группы наиболее эффективные, так как они имеют практическое действие. А человек наиболее успешен именно тогда, когда он сам что-то делает, применяет знания практике. На пути к формированию личности безопасного типа в современном мире целесообразно использовать комплексные методы обучения. К таким можно с уверенностью отнести учебно-методические сборы с выходом в естественные условия (лес, поле, горы и т.д.), практические ситуационные задачи. Эти методы включают в себя как теоретическую подготовку учащегося, которую он сможет применить в реальных условиях. Это позволит и учителю и учащемуся выявить, насколько успешно усвоен материал.

Для наибольшей эффективности в содержание таких сборов включать следующие этапы: организация лагеря; разведение костра; приготовление пищи; ориентирование на местности; оказание помощи пострадавшему; имитация экстремальной ситуации и способы выхода из нее.

Эти этапы являются одними из основных, каждый из них состоит еще из более мелких тем. У такого метода есть огромный плюс - обучение не сковано официально-деловой обстановкой школьного кабинета, что позволяет чувствовать учащимся себя раскованней и свободней. И, как правило, детям нравятся выходы в лес. Если взглянуть на это с психологической точки зрения, то такие сборы сплочают классный коллектив, позволяют лучше узнать каждого. Но, тем не менее, такие выходы должны планироваться с учетом возрастных особенностей детей, их уровнем физической подготовки, а также с учетом погодных условий. Сборы должны быть заранее спланированы, т.е. выбрана наиболее безопасная местность, согласованность с администрацией образовательного учреждения, органами обеспечения безопасности.

Кроме сборов очень эффективными являются учебно-штабные тренировки по эвакуации при чрезвычайной ситуации различного характера. Об этом знают все учащиеся, каждый из нас проходил эвакуации по сигналам оповещения в образовательном учреждении.

Таким образом, самыми эффективными активными методами обучения безопасности жизнедеятельности на уроке и вне урока являются: метод анализа конкретных ситуаций, практические действия; учебно-методические сборы, учебно-штабные тренировки.

Какими бы не были новыми и эффективными методы обучения, все зависит от личности преподавателя - организатора ОБЖ. Именно личность педагога влияет на интерес к предмету у учеников. Если деятельность педагога захватывающая, то обучение пойдет плодотворно для учеников и самого учителя. Но без любви к детям, эта деятельность можно считать напрасной. Хочется закончить статью словами великого русского писателя и педагога Л.H. Толстого: «Учитель, который любит детей - педагог наполовину, учитель, который любит дело - мастер, а учитель, который любит и детей и дело - истинный педагог»

Литература:

1. Грани педагогики безопасности материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2011.
2. Мельникова Н.Ф. - теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2009,- 140 с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.12.2017)
Просмотров: 485 | Теги: ОБЖ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь