Понедельник, 11.12.2017, 04:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Р.Т.Хадиева

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Рассмотрен аксиологический подход, который обеспечивает понимание образования как процесса передачи ценностного опыта социума личности, формирование у неё ценностных отношений. Приведён анализ литературных источников по данному вопросу. Предложены меры по реализации аксиологического подхода в организации физического воспитания студентов.

Ключевые слова: аксиологический подход, физическая культура, интериоризация, студент, формирование физической культуры.

 
На современном этапе большое внимание уделяется здоровью населения, что подтверждает Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определена роль физической культуры и спорта в развитии и формировании человеческого потенциала страны. На региональном уровне действуют: «Программа развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года» и «Территориальная программа государственных гарантий обеспечения граждан Челябинской области бесплатной медицинской помощью». Большие надежды возлагаются на молодое поколение: «Формирование здорового образа жизни молодого поколения должно стать одним из приоритетов властей всех уровней»,—заявил Владимир Владимирович Путин на заседании президиума по реализации национальных программ и демографической политике. По его мнению, «ключевую роль в решении этой задачи призвана сыграть система образования» [7].

Многочисленными исследованиями в области организации здорового образа жизни установлено, что качество жизни человека зависит от регулярных занятий физической культурой и спортом, являющихся основным фактором становления физической культуры личности, содействующих выработке навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, противостоящих асоциальным формам поведения. Студенты, сознательно относящиеся к физической культуре, интеллектуально и физически более развиты, легче переносят все социально-бытовые нагрузки и неудобства [2]. Физическая тренировка делает организм человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды и инфекциям, а также способствует воспитанию волевых качеств, необходимых для достижения намеченных целей и преодоления жизненных невзгод [1; 3].

По мнению Е. О. Новиковой и М. И. Бебко, студенчество ведёт малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении и т.д. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Всё это снижает мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, ухудшает уровень индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности студентов. Современные научные исследования по физическому воспитанию студентов гуманитарных вузов свидетельствуют о том, что физкультурно-оздоровительная деятельность ещё не стала для каждого юноши и девушки насущной потребностью, не превратилась в интерес каждой конкретной личности.

Формирование физической культуры студен- та—это процесс перехода ценностей содержания образования в ценностные отношения личности. Формированию ценностного отношения личности способствует реализация аксиологического подхода в образовательном процессе.

Аксиологический подход обеспечивает понимание образования как процесса передачи ценностного опыта социума личности, формирование у неё ценностных отношений. Образование как базовая ценность, определяющая профессиональный и социальный успех будущего специалиста, ставит сложные задачи воспитания у него ценностных отношений к себе, своему совершенствованию, людям, профессиональной деятельности, культуре, окружающей среде. Ценностные подходы в образовании отражают значимость формирования ценностного сознания человека, согласованности индивидуальных и общественных ценностей, ценностей свободы и долженствования.

Аксиологический подход в образовательном процессе по физической культуре ориентирует на приоритетность ценностно-смысловой, мотивационной сферы личности и гарантирует такую его организацию, которая обеспечивает становление и развитие ценностных отношений студента в этой сфере. Только воспринятые, усвоенные, переработанные внешние влияния могут обеспечить активность студента в качественном преобразовании своей индивидуальности. Для эффективного воздействия на сознание в нужном направлении необходимо иметь представление о личностных ценностях и смыслах, присущих студенту, уровне развития его физической культуры, понимать и эффективно использовать свойства ценностей и психолого-педагогический механизм их интериоризации.

Интериоризация студентом ценностей физической культуры зависит от осознания им своего «аксиологического "я"» (ценностных ориентаций, притязаний, принципов), прежнего опыта и познанных на его основании возможностей; заинтересованности в своём развитии для ожидаемого и желательного будущего, связанного с удовлетворением определённых потребностей; определения целей, достижение которых поможет осуществлению воспринятого идеала; способности реализовывать собственные замыслы, а также от волевых качеств.

Ю. М. Николаев выделяет в сфере физического воспитания такие ценности, как формирование двигательных навыков, умений, знаний, восстановление духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, этическое воспитание. Учёный подчёркивает, что физическое воспитание формирует мотивационную, познавательную, двигательную сферы личности, и обращает внимание на то, что в результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение таких ценностей, как нравственность личности, её целесообразная деятельная активность [6].

Вопросу формирования разнообразных ценностей в области физического воспитания посвящены научные труды Л. И. Лубышевой, которая рассматривает процесс физического воспитания как важный компонент социальной культуры и возможность формирования двух категорий ценно - стей: педагогических ценностей и ценностей физического воспитания [4].
М. Я. Виленский определяет ценность физической культуры как внутреннее, эмоциональное освоение студентом ориентиров его деятельности, как глубоко личное, выработанное им самим отношение, позволяющее осознать роль физической культуры, понять природу своего тела, оценить для себя потенциал физических упражнений, их познавательный, эмоционально-оценочный и перспективно-практический смысл. Ценности физической культуры обладают познавательным значением, обосновывают цели, к которым студент стремится, и основные средства их достижения, помогают осуществлять социально одобряемый выбор по - ведения [6].

О. Ю. Масалова систематизировала понимание ценностного отношения личности, определив следующие его компоненты: мотивационно-ценностное (потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, убеждения, установки, смыслы), операциональное (знания, навыки, умения), эмоционально-волевой (эмоции, волевые усилия) и практико-деятельностный (опыт и качества личности, отражающие готовность и предрасположенность к деятельности) [5].

Аксиологический подход в формировании физической культуры студентов является актуальным направлением образовательной деятельности, обеспечивая гуманизацию образования и личностно-ориентированный подход. Для успешной реализации аксиологического подхода в практике высшего образования необходимо решить ряд проблем: разработать инструментарий для понимания ценностного отношения личности, обработать результаты многоаспектных компонентов понимания ценностного отношения студентов, способы и алгоритм построения образовательных траекторий на основе результатов ценностного отношения в формировании физической культуры.

Список литературы

1. Антонова, Т. В. Практикум по теории и методике обучения физической культуре : учеб.-метод. пособие / Т. В. Антонова.- Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009.- 67 с.
2. Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф., Чебоксары, 15-16 нояб. 2006 г.- СПб. : СПбНИИФК, 2006.- 319 с.
3. Кабышева, М. И. Требования к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» (для студентов всех специальностей, освобождённых от практических занятий на длительный срок) / М. И. Кабышева.- Оренбург : ОренбГУ, 2004.- 24 с.
4. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997.- № 6.- С. 10-14.
5. Масалова, О. Ю. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре / А. Ю. Масалова.- М., 2009.- 20 с.
6. Физическая культура : учебник / под ред. М. Я. Виленского.- М. : КноРус, 2013.- 424 с.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.06.2017)
Просмотров: 182 | Теги: аксиологический подход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь