Вторник, 22.10.2019, 19:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества

Н. В. Шарковская, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества

В статье выявлена специфика аксиологического подхода к исследованию культуротворче- ских форм организации активного досуга студенческой молодёжи. Феномен культуротворчества рассматривается как способ осознания сущности общественных ценностей, объективированных в произведениях культуры, и в то же время как средство вхождения в культурное пространство досуговых индустрий. Автором выделены и систематизированы по методическому признаку «общие формы как особенности межличностного взаимодействия» наиболее распространённые культуротворческие формы организации активного досуга современного студенчества, базирующиеся на диалоге; раскрыты их характерные особенности. Показано, что в качестве основных принципов изучения культуротворческих форм студенческого досуга выступают: конкретность и свобода личностного выбора в пространственно-временном досуговом диапазоне; учёт разносторонних социальных связей и содержательных основ культурного развития личности молодого человека.

Ключевые слова: личность студента, аксиологический подход, социальный заказ, культуро- творческие формы досуга, ценностные ориентации и установки.


Сущностный смысл ведущих тенденций гуманистического воспитания личности современного студента во многом определяется ориентацией на его духовно- нравственное и профессиональное развитие в гармонии с ценностями общечеловеческой культуры.

В качестве видоопределяющих признаков приобщения студентов к культурным ценностям выступает аксиологический подход - как важнейший регулятор обновления структуры моральных, эстетических и других оснований для оценки окружающей действительности обществом и личностью, в свою очередь выступающих связующим звеном между культурой социума и духовным миром каждого индивида.

Направленность аксиологического подхода на изучение вопросов, связанных с мотивацией выбора студентами форм активного досуга, в значительной степени обусловлена содержательным смыслом социального заказа, рассматриваемого в виде духовной потребности, актуальной для общества, а также в виде инструмента путей реализации задач молодёжной политики. Среди факторов, оказывающих влияние на их продуктивное осуществление, выделяют:

• создание атмосферы сотворчества разных субъектов молодёжной культурной политики, их профессиональных позиций с целью обеспечения мобильности и ответственности в принятии конструктивных решений по организации активного молодёжного досуга;

• стимулирование поисковой активности учреждений общекультурного профиля для расширения сфер успешной социализации студенческой молодёжи;

• обоснование значимости инновационных форм активного досуга студентов, воздействующих на становление и развитие их опыта творческой самореализации;

• применение социальных и педагогических технологий актуализации культурного наследия как креативного ресурса социально-культурной деятельности.

Концепции развития молодёжной политики, нацеленные на формирование активной жизненной позиции и социальной ориентации студенчества, предполагают обращение к феномену культуро- творчества:

а) как способу осмысления сути конкретных общественных ценностей, объективированных в произведениях культуры, благодаря которым возможно создание культурного продукта, раскрывающего созидательный потенциал личности молодого человека;

б) как одному из действенных средств вхождения молодёжи в культурное пространство современных досуговых инду- стрий.
Аксиологическая составляющая куль- туротворческих форм молодёжного досуга способна регулировать процессы реализации следующих принципов:

• конкретности и свободы личностного выбора в пространственно-временном диапазоне;

• учёта разносторонних социальных связей и сущности культурного развития молодого человека с целью выявления различных, но одинаково существенных по своему предназначению технологий освоения форм активного досуга в институтах социализации.

С прогностической точки зрения в качестве значимых источников таких технологий выступают духовные потребности, любительские интересы, а также социальные, общекультурные и цифровые компетенции. Собственно, интенсификация аксиологического аспекта содержательных основ активного досуга предполагает трансформацию моделей его организации с помощью диалога как универсальной составляющей межличностного общения. Наличие предметной отнесённости диалога, непосредственно связанной с социальными действиями, делает возможным регулирование микросоциальных отношений в подсистемах «студент — студенты», «студенты — специалисты социокультурной сферы», тем самым позволяя реализовать воспитательную, рекреационную, информационно-коммуникационную и другие функции активного досуга.

Главной тенденцией научных изысканий [см.: 1; 2; 3; 4] в сфере выявления специфики аксиологического подхода к исследованию культуротворческих форм активного досуга современного студенчества, базирующихся на диалоге, является актуализация изучения таких социокультурных факторов, как:

• диагностирование выбора данных форм в ведущих сферах социально-культурной деятельности (самообразование, физическая культура и спорт, самодеятельное художественное творчество, добровольчество, межкультурная коммуникация);

• соотношение личностного смысла ценностных ориентаций молодых людей и общественного сознания в культурной жизнедеятельности молодого человека;

• определение источников мотивов, эмоций, стремлений, целесообразности осуществления активного досугового поведения, опосредованных социальной и личностной инициативностью субъекта;

• обусловленность своеобразия досугового поведения субъекта стилем взаимоотношений с социальными группами, членом которых он является, этическими и эстетическими установками.

В связи с этим значимость приобретает создание постоянно обновляющейся базы социальных и общекультурных досуговых программ, проектов, которые нацелены на развитие креативности, личной и социальной ответственности студентов; использование разных типов технологических приёмов, ориентированных на многообразие видов самореализации молодых людей в ходе организованного сотворчества со специалистами социокультурной сферы; систематическое усовершенствование методов и приёмов профессионально-педагогической подготовки самого специалиста.

На основе результатов контент-анализа содержания тематических разделов веб-сайтов, предоставляющих информацию о досуговых увлечениях молодёжи (2015—2018), а также данных анкетного опроса «Активные досуговые практики студентов» (186 респондентов МГИК) нами выделены и систематизированы по признаку «общие формы как особенности межличностного взаимодействия» наиболее распространённые культуро- творческие формы активного досуга.

Массовые культуротворческие формы — одна из неоднолинейных форм организации активного досуга студентов, ориентированная на преобразующую культурную деятельность, взаимопонимание и актуализацию творческого самовыражения широкого круга участников, формирование их ценностных установок как основы обогащения субъективного опыта тем или иным видом деятельности (фестиваль «Студенческая весна», фестивальные туры и ландшафтные спектакли, Дельфийские игры, КВН, благотворительные акции, бал-маскарад, выставки молодёжного самодеятельного творчества, граффити как массовая неформальная коммуникация и т.д.).

Всероссийский фестиваль «Студенческая весна». Целевое предназначение программы фестиваля — развитие творческих инициатив студентов, студенческих коллективов в сфере культуры и искусства, сбережение в целости, популяризация культурного наследия народов, проживающих в России, формирование духовных потребностей молодых людей в самоактуализации, расширение их созидательных возможностей в создании оригинального культурного продукта, отличающегося новизной. Культурно-просветительские проекты, образовательные медиафорумы направлены на стимулирование всестороннего развития творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных и т.п.), на повышение уровня студенческого творчества в тех сферах культуры, в которых оно реализуется (изобразительное, зрелищное, выразительное искусство, наука, педагогика и т.д.).

Молодёжные Дельфийские игры России — соревнования в различных видах искусства, востребованных в современных социокультурных условиях, на основе сочетания многообразных творческих форм (концерт, выставка, конкурс, фестиваль, конференция, флешмоб). Конкурсные и фестивальные программы игр, состоящие из 48 народных, классических и современных номинаций (авторская песня, изобразительное искусство, веб- дизайн, сохранение народных художественных промыслов и т.д.), направлены на реализацию творческого и научного потенциала каждого участника, их профессиональных и культурных компетенций. Международные конференции и просветительские программы в рамках Дельфийских игр — интерактивные площадки для обсуждения вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией и международным сотрудничеством, взаимодействием молодёжи в разных сферах искусства, инновационными технологиями культурного развития личности.

Реконструкция историко-культурных событий. Основное предназначение — сохранение культурного наследия, формирование традиций активного отдыха. Этот вид деятельности направлен на активизацию досугового поведения участников, вовлечение их в решение задач, связанных с социальными видами воспитания, что достигается в процессе воссоздания реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью. Кульминационная составляющая этого процесса - постижение основ материальной и духовной культуры избранного временного периода.

Тематические выставки работ самодеятельного молодёжного творчества (изобразительного, декоративно-прикладного, любительской художественной фотографии) позволяют познакомиться с любительским творчеством студентов, художественными традициями и новациями, произведениями разных жанров народного творчества, сформировать социальную желательность активного участия в них. Экспозиционный выставочный материал, приобщённый к значимым общественным и культурным событиям, нацелен на образное раскрытие главной идеи, а именно - на создание атмосферы праздничной свободы в конкретном социокультурном пространстве.

Презентации нематериального культурного наследия. Знакомство с представленными в образовательных и информационно-просветительных программах музеев, выставочных центров произведениями народной художественной культуры и народного искусства, а также непосредственное участие в праздниках народных музыкальных инструментов, фестивалях народного танца, любительских театров, благотворительных ярмарках, фольклорно-этнографических экспедициях способствуют формированию мировоззренческих установок и духовно-нравственных ценностей.

Фестивальные туры, ландшафтные спектакли осуществляются с целью формирования художественной и экологической активности, расширения мировоззренческого потенциала студентов.

Как явления художественной жизни, данные формы отличаются особой атмосферой создания праздничного настроения, единого культурного пространства, а также оригинальностью репертуарного предложения.

Разнообразие жанров фестивальных туров и ландшафтных спектаклей открывает возможность доступного познания конкретной формы этого зрелищного вида искусства, отвечающего стилю жизни современной молодёжи.

Групповые и межгрупповые культуротворческие формы предполагают организацию активного досуга студенческих групп и общностей на основе коммуникативного взаимодействия студентов как между собой, так и со специалистами социокультурной сферы с целью предметной реализации личностных духовных ценностей в виде источников мотивации досугового поведения в определённой социальной, культурной и природной среде (волонтёрские молодёжные обмены, волонтёрский пикник, мегаквесты, интеллектуальные игры, виртуальные культурные сообщества, сторителлинг, арт-прак- тики: перформанс, флешмоб, и другие).

Молодёжные волонтёрские обмены. Общекультурные обменные программы в рамках российских волонтёрских ассоциаций - распространённая культуро- творческая форма инициативного досуга.

Ведущая идея - развитие и популяризация добровольческого труда, ориентированного на решение локальных проблем социального характера, формирование личной ответственности, социальной активности студенческой молодёжи.

Волонтёрский пикник. Замысел проведения связывается с увеличением возможностей реализации волонтёрами социальных и профессиональных компетенций для решения проблемных задач общекультурной направленности, среди которых защита окружающей природной среды, сохранение культурного ландшафта на конкретной территории; овладение системой средств моделирования локального культурного пространства; повышение степени развития творческих способностей участников.

Мегаквесты - разновидность интеллектуальных игр в рамках социокультурного проекта «Лига креативных игр».

Многообразие их тематики предполагает простор для творческих, перцептивных действий участников. Ориентирование мегаквестов на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию выбора вариантов принятия конструктивных решений в целом способствует проявлению аналитических, прогностических и мобилизационных компетенций, стремлению работать в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальные игры - настольные, спортивные разновидности, в том числе этнокультурные виды интеллектуальных игр; рефлексивные игры (орга- низационно-деятельностные и другие), как феномены интеллектуальной культуры развивают личностный потенциал участников в плане соблюдения двух типов норм: правил осуществления предметных действий в принятии личных решений и правил социальных взаимодействий, функционирующих в определённой культурной среде.

Командный характер таких студенческих интеллектуальных игр, как «Га- удеамесс», «Что? Где? Когда?», «Парламентские дебаты» и прочих, основанных на принципах диалогического общения и установления партнёрских отношений, стимулирует творческую активность их участников, стремление к достижению возможно более гармоничного развития своих способностей.

Виртуальные культурные сообщества. Объединяя участников со схожими культурными потребностями и ценностными установками, они тем самым способствуют формированию их «Я-кон- цепции». Ведущие функции (ценностно- смысловая, познавательная, практико- ориентированная) нацелены на процесс обмена метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа конкретного культурного продукта; на приобщение к системе групповых норм как вида социальных норм, регулирующих культурную деятельность в виртуальной среде.

Индивидуальные культуротворческие формы связаны с возможностью полной индивидуализации выбора форм содержания активного досуга, традиционных и современных методов его организации, авторского моделирования структуры свободного времени, а также коррекции отбора средств культурной деятельности на основе досуговых предпочтений и индивидуальных особенностей молодых людей (мультимедийные экскурсии, интерактивные книги, виртуальные конкурсы, творческое рукоделие, тематическое коллекционирование и другие).

Мультимедийные экскурсии представляют собой программно-информационный продукт в виде аудио-, видеофайлов (репродукций картин, фотографий, портретов, памятников архитектуры и т.д., содержащихся в музеях, парках, библиотеках, выставочных центрах), целевым назначением которого является интегративное представление информации в разных сферах знания и искусства. Преимущества мультимедийных экскурсий (панорам) — наглядность, доступность, неоднократность и комфортность просмотра в досуговое время.

Интерактивные книги. Электронные издания с многофункциональным предназначением, обусловленным организацией взаимодействия с пользователем, что предусматривает возможность выбора вариантов описания событий в конкретном произведении, предметов изображения, а также иллюстрирования сюжета с помощью анимационной графики, игры. Разнообразный наружный вид интерактивных книг (печатный набор без подстрочных примечаний, растровая и векторная графика, аудиокниги и т.д.) обусловлен специализированными программами просмотра, нацеленными на активизацию различных каналов восприятия информации как творческого процесса познания.

Конкурсы в Интернете. Многообразие тематической сферы интернет-конкурсов (авторская песня, любительское документальное видео, встреча исполнителей и т.д.), сочетающих как традиционные, так и инновационные методы организации (компьютерная графика, анимация), предоставляет возможность как участия, так и многократного наблюдения за ходом проведения конкретного конкурса. Результат — самооценка личностью не только своих специальных способностей (музыкальных, литературных, сценических, художественных), но также социальной позиции среди других участников конкурса.

Творческое рукоделие. Объектом выступает практически любой комплект, изделие, предназначенное для художественного декорирования, в том числе классический и творческий квиллинг, нейл- дизайн, декупаж, оформление открыток, личных страниц и сайтов; авторский имидж как художественно-образная модель позитивно-выразительной самопрезентации; цифровое ретуширование фотоизображений, авторских фотопортретов для представления их в Интернете; дизайн одежды и аксессуаров к ней.

Тематическое коллекционирование. Заинтересованность собиранием предметов одного жанра, представляющих для молодого человека познавательный, исторический и художественный интерес, обусловлена культуротворческим смысловым содержанием. Особенностью бытового коллекционирования является возможность его перехода в хобби (постоянное привычное досуговое занятие), что способствует более углубленному постижению сущности общечеловеческих ценностей, а в целом — культурных особенностей картины мира.

Аксиологическая ориентированность массовых, групповых и индивидуальных форм активного досуга на организацию культуротворчества личности студента, их оптимальная сочетаемость и взаимодополняемость позволяют регулировать процессы реализации созидательного потенциала современной студенческой молодёжи в освоении перспективных направлений досуговой деятельности и стабилизации личных решений участия в них. Результатом выбора становится культурное саморазвитие и духовное самосовершенствование, что имеет большое значение для постижения сути конкретного культурного продукта, его ресурсной базы, расширения спектра формирования ценностных ориентиров в различных видах досуговой деятельности. Сущностная специфика данного методологического подхода состоит также в достижении значимости представления информации о наиболее актуальных факторах рассмотрения содержания активного студенческого досуга, с одной стороны, а с другой — определения эвристики дальнейших изысканий его генезиса в социокультурной сфере.

 
Примечания

1. Назарой О. В. Методические рекомендации по организации досуговой деятельности в молодёжных учреждениях (центрах) : сборник. Псков : Дизайн экспресс, 2015. 118 с.
2. Суртаев В. Я. Ценностные ориентации молодёжи в социокультурном пространстве = Youth value orientations in the social and cultural = Wertorientierungen der Jugend im soziokulturellen Raum : [монография] / Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2010. 350 с.
3. Шарковская Н. В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие. Москва : МГИК, 2017. 124 с.
4. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; под научной редакцией Н. Н. Ярошенко ; Московский государственный институт культуры ; кафедра социально-культурной деятельности МГИК. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Изд. Дом МГИК, 2018. 232 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 1 (81)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (31.08.2019)
Просмотров: 47 | Теги: досуг, аксиологический подход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь