Понедельник, 15.10.2018, 17:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

М.М.Иралина

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Содержание образования является одним из основных средств развития личности. При традиционном, классическом подходе содержание образования можно определить как точно очерченный круг систематизированных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения в учебном заведении определенного типа, и на этой основе - сформированность взглядов, убеждений, мировоззрения, личностных качеств и определенного уровня развития познавательных возможностей учащихся. В настоящее время этот подход определяется как знаниево-ориентированный подход. Знания, безусловно, являются одной из важнейших социальных ценностей, играют большую роль в социализации и развитии личности.

В структуре содержания образования можно выделить четыре блока.

Первый блок включает формирование знаний об окружающем мире и методологического подхода к познавательной и практической деятельности.

Второй блок позволяет овладеть тем, что накоплено человечеством, в процесс осуществления деятельности.

Третий блок сориентирован на дальнейшее познание и творческий поиск в осуществлении деятельности.

Четвертый блок позволяет регулировать поведение, проявление эмоций, ценностные ориентации, потребности, мотивы и т.д. в многообразии окружающего мира.

Содержание образования в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту включает теоретические знания, педагогические умения и навыки.

Теоретические знания подразделяются на две группы: общие и специальные.

Педагогические умения и навыки тоже подразделяются на две группы: общие и специальные.

Наиболее значимыми общими педагогическими умениями и навыками являются:
- организация целесообразной структуры содержания с учетом его восприятия обучаемыми;
- умение воздействовать на личность обучаемого с целью предельно быстрого его перевода на уровень «субъект учебной деятельности»;
- организация коллективной и индивидуальной деятельности педагога;
- структурно-композиционное построение педагогического процесса, обеспечивающее достижение необходимого результата.

Специальные педагогические умения и навыки включают:
- умение диагностировать состояние спортсмена;
- умение прогнозировать результат;
- умение планировать учебно-тренировочный процесс;
- умение осуществлять учебно-тренировочный процесс;
- умение регулировать и корректировать учебно-тренировочный процесс;
- умение учитывать и оценивать результаты деятельности и определить следующие задачи.

Специальные педагогические умения и навыки должны быть ориентированы на формирование и развитие:
- физических качеств;
- функциональных возможностей;
- технико-тактической подготовленности;
- психологической подготовленности занимающихся физической культурой и спортом [1].

Содержание образования является одновременно объектом деятельности и педагога, и обучаемого. При этом каждый из них решает свои задачи, что в конечном счете приводит к результату, соответствующему поставленной цели.

Обучающая деятельность педагога направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемы, включая одновременно и цели развития и воспитания личности. Она должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом процесса обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны.

Одним из важнейших аспектов предмета акмеологических исследований являются подготовка и становление студента как профессионала. В этот период происходит интенсивное развитие способностей и личностных качеств; формируется опыт создания собственных интегральных схем - в виде синтеза знаний из различных источников, системы знаний в форме, удобной для решения практических и теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель-деятельность-результат-степень рассогласования цели и результата). Активная познавательная деятельность способствует развитию и наращиванию творческого потенциала.

Для управления процессом становления профессионального мастерства будущих специалистов важное значение имеет формирование физических и психических качеств, обуславливающих успешность предстоящей производственной деятельности, повышение уровня специальных знаний и др.[2]. В общей технологии преподавания физической культуры решению этих задач должно быть уделено соответствующее место. Важно включать их во все планирующие документы, начиная с рабочего учебного плана, учебно-методического комплекса дисциплины, учебно-методического комплекса для обучающегося и необходим систематический контроль за динамикой важных ключевых профессионально важных психофизических качеств.

В состав комплексов можно включить учебные пособия в печатном или компьютерном виде, творческие задания, обучающие игры, использование общественных ресурсов, изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с видео- и аудиоматериалами) для осмысления, закрепления и контроля знаний. Видеокассеты могут содержать видеоклипы с физическими упражнениями для выработки правильной осанки, развития физических качеств и др., а также разместить контрольные тесты, пробы для самостоятельного контроля физической подготовленности студентов, тесты для оценки уровня развития ФК. При разработке программ, комплексов можно использовать доступные показатели и тесты, такие, например, как: антропометрические характеристики (рост, вес и др.), функциональные показатели (артериальное давление и др.).

Для оценки работы обучающегося по программе дисциплины, полученным им теоретических знаний, степени развития творческого мышления, приобретения навыков самостоятельной работы, умения синтезировать полученные знания и применять их на практике для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей мною разработан и составлен УМК дисциплины «Физическая культура (включая валеологию)». Одним из разделов которого являются-

Материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций:
- тестовые задания - обязательная сдача Президентских тестов физической подготовленности населения Республики Казахстан ( бег на 100 м; бег на 1000/3000 м; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; поднимание туловище из положения лежа на спине);
- оценка функционального состояния организма с помощью различных проб (Ортостатическая проба; Проба Мартине; Гарвардский степ-тест и др.);
- показатели здоровья (12-минутный тест ходьба и бега Купера; Проба с одышкой и др.);
- основы самоконтроля - определение физической подготовленности студентов по тестам (антропологические данные; тест на гибкость; тест на быстроту; тест на скоростную выносливость и др.);
- дневник самоконтроля;
- основы ритмической гимнастики (музыка и движение, основные шаги, танцевальные композиции, выполнение комплексов ОРУ (из 8-10 упражнений) под музыку индивидуально и с группой, составление тематического или сюжетного танцевальных комплексов и др.); судейство и помощь в организации соревнований по аэробике, участие в соревнованиях по аэробике;
- знание методики преподавания народных (национальных) игр, подвижных игр, комбинированных эстафет; умение применять и выполнять на учебных занятиях;
- знание правил спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), правила игры в настольный теннис, бадминтон и умение применять их на практике, участие в соревнованиях, судейство соревнований.

Преподаватель физического воспитания в вузе должен уметь:
- определять общие и конкретные цели физического воспитания;
- определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;
- подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;
- использовать различные средства физической культуры и спорта;
- подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно- половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;
- использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;
- применять комплексов методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;
- владеть методами врачебно-педагогического контроля; приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;
- прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;
- готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и спортом в различных формах;
- анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого- педагогический знаний и профессиональной подготовки.

Для того, чтобы организовать педагогический процесс на уровне технологии и эффективно управлять им, необходимо четко представлять структуру педагогической системы.

Эта система включает различные компоненты, которые в педагогике обычно рассматриваются как равноуровневые. Анализ педагогического процесса позволяет выделить:
- педагогический базис - без его компонентов (педагог, учащийся, содержание образования) специально организованный процесс невозможен;
- педагогическая надстройка - ее компоненты (формы, методы и средства) позволяют устанавливать взаимосвязи между компонентами педагогического базиса;
- системоориентирующие компоненты (цель и результаты).

Таким образом, педагогическая система представляет собой
совокупность структурных и функциональных компонентов и взаимосвязей между ними, сориентированных на достижение результата в соответствии с поставленной целью.

Список литературы

1. Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-ое изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.
2. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 84 | Теги: Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь