Четверг, 23.11.2017, 14:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АКМЕОГРАММА КАК ИНФОРМАЦИОННО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ АКМЕ БАКАЛАВРА

Л.Е.Солянкина, доктор психологических наук, профессор

АКМЕОГРАММА КАК ИНФОРМАЦИОННО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ АКМЕ БАКАЛАВРА

АННОТАЦИЯ. В статье представлено решение проблемы подготовки практико-ориентированного бакалавра с позиций акжеографического подхода, дана сущностная характеристика дефиниции акжеогражжы. как основного докужента, определяющего вектор индивидуального личностно-профессионального развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная сажоактуализация и профессиональное сажоопределение, акжеогражжа, акжеологические инварианты, подструктура.

 

На современном этапе одним из показателей цивилизованности общества является высокий профессионализм деятельности специалиста. Этот факт предопределяет особые требования к процессам, происходящим в образовательной среде, в том числе в отношении формирования практико-ориентированной направленности подготовки бакалавра. Данная проблема представляется наиболее актуальной в свете введения в практику вузов образовательных стандартов нового поколения.

В ходе научного поиска условий эффективной подготовки компетентного бакалавра, способного самостоятельно пополнять знания и решать производственные задачи, нами было установлено, что выявление вектора направленности развития практико-ориентированных профессиональных компетенций необходимо осуществлять с позиций акмеографического подхода и представить их в виде акмеограммы. Поскольку, как показали результаты нашего исследования, акмеограмма представляет собой инфоржационно-психологическую програжжу, указывающую пути развития и становления практико-ориентированных профессиональных кожпетенций будущего бакалавра, отражающую систежу предъявляежых к нежу требований, соблюдение которых обеспечит не только продуктивное выполнение иж своих профессиональных действий, но и достижение вершин профессионализжа [1]. В связи с этим считаем, что для подготовки специалиста, способного к профессиональному саморазвитию и обладающего профессиональной компетентностью, проводить акмеографию и строить акмеограмму необходимо на этапе вузовской подготовки с учётом практико-ориентированных компетенций. Это позволит выявить то, над чем необходимо работать будущему специалисту (субъекту труда), что необходимо развить, чтобы достичь высокого уровня профессионализма.

Проведенный нами анализ позиций учёных (А.А. Реан, Г.Н. Князева, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др.) по составу акмеограмм показал, что все предлагаемые ими акмеограммы содержат требования, предъявляемые к трудовым, личностным и психологическим характеристикам человека в профессии и составляются для специалиста с целью определения основных путей достижения им профессионального мастерства с момента начала профессиональной деятельности. В состав акмеограмм разработчики в основном включают знания, умения и навыки, психологические качества личности и акмеологические инварианты развития профессионала. Однако эти акмеограммы, по нашему мнению, не отражают состава профессиональных компетенций, которыми должен обладать сегодняшний специалист и на основе которых должна строиться профессиональная подготовка в вузе, а следовательно, они не эффективны.

Рост профессионализма специалиста идет по профессиональным компетенциям, следовательно, содержание акмеограммы должно быть компетенностным. В связи с этим считаем, что обязательным элементом такой акмеограммы должен быть блок векторов, по которым будет осуществляться профессиональный рост будущего специалиста, это позволит студенту не только оценить, но и стимулировать свои профессиональные и личностные акме на этапе вузовской подготовки. В результате ак- меографического исследования нами была разработана акмеограмма будущего специалиста в общем виде, ее структура представлена в табличной форме (табл.).

Таблица

Акмеограмма будущего бакалавра

 

 

Рассмотрим более подробно компоненты, блоки и подструктуры акмеограммы бакалавра на стадии его вузовской подготовки.
Основными компонентами в акмеограмме являются объективные и субъективные характеристики личности специалиста.

Объективные характеристики включают в себя цели, задачи, профессиональные действия по выполнению задач, исходный уровень и путь профессионального развития. Целью акмеограммы является развитие практико-ориентированной профессиональной компетентности бакалавра и достижение им вершин профессиональной и личностной зрелости за счёт самосовершенствования, самореализации и самоактуализации в профессии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Так, например, важно овладеть комплексом профессиональных компетенций, определить профессиональные перспективы карьерного роста, построить индивидуальную траекторию саморазвития.

Для реализации этих задач необходимо выполнить вполне определенные действия, а именно:
- получить высшее образование на одном из уровней: бакалавриат, магистратура;
- осуществить рефлексию собственной квазипрофессиональной деятельности и определить позитивные факторы, повышающие уровень овладения профессиональной компетентностью и личностным развитием в будущей профессии;
- проанализировать профессиональную ситуацию с целью выявления условий, факторов, способствующих достижению цели и блокирующих развитие.

Исходный уровень бакалавра согласно нашей акмеограмме - это начало карьеры, предполагающее наличие теоретических знаний, присутствие ограниченного опыта, ознакомление со спецификой конкретной организации, её новыми технологиями и т.д. Для молодого специалиста значимым является первичная адаптация в профессии и привыкание к специфике организации (трудовая дисциплина, режим труда и субординация). Именно на исходном уровне бакалавру предстоит осуществить ряд действий по определению своего личностного статуса в профессии и вектора карьерного роста.

Пути профессионального роста и достижения личностной зрелости. Будущему бакалавру необходимо представлять направление пути своего профессионального роста, который зависит от структуры организации.

Субъективные характеристики бакалавра включают в себя: акмеологические инварианты профессионализма; конечный уровень развития как постоянно достигаемый показатель профессионального совершенствования; подструктуры личности профессионала; стимуляторы, блокаторы и деградацию развития; акмеологические технологии. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Акмеологические инварианты профессионализма представляют собой формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов. В числе акмеологических инвариантов, определяющих продвижение к вершинам профессионализма, нами выделено две группы:
- общие - развитая антиципация, рефлексия, высокий уровень саморегуляции, социальное мышление, умение принимать решения и устойчивость образной сферы;
- особенные (личностные) - развитие креативности как основного личностного качества экономиста; постоянная включенность в процесс принятия решения экономических задач; предвидение кризисных финансовых ситуаций; гармонизация личностной и профессиональной сфер в условиях постоянного роста личностных притязаний и мотивации достижения.

Одним из путей достижения профессионализма, который указан в акмеограмме будущего бакалавра, является формирование и развитие профессиональной компетентности как постоянно достигаемого показателя профессионального совершенствования, выступающего конечным уровнем развития.

В связи с тем, что профессиональная компетентность является сложным и интегративным новообразованием личности специалиста, считаем необходимым включить в акмеограмму не только комплекс профессиональных компетенций, но и критерии, раскрывающиеся через объективные показатели.

В результате овладевания бакалавром профессиональными компетенциями повышается его квалификация, а именно: осваиваются новые технологии и алгоритмы решения профессиональных задач; совершенствуется индивидуальный стиль деятельности; формируются акмеологические инварианты профессионализма; развиваются личностно-деловые качества (исполнительность, инициатива, дисциплинированность, нормативность, организованность и др.); раскрывается личностный потенциал; изменяется система мотивов и ценностей.

Необходимость выделения в акмеограмме бакалавра подструктур личности профессионала обусловлена тем, что становление настоящего профессионала связано с его «личностно-профессиональным развитием, т.е. формированием личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения», и её профессионализмом в «ходе саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий» [2]. Поскольку в ходе личностно-профессионального развития происходит «расширение субъектного пространства личности, профессиональное и нравственное обогащение личности, включающее повышение ответственности, чувства долга, совести и чести» [3, с. 112]. Подструктура личности профессионала состоит из следующих разделов:
- формирование способностей и потенциала;
- индивидуально психические особенности;
- личностная зрелость;
- профессионализм.

Безусловно, для развития профессиональной компетентности, а на её основе - профессионализма, необходимо при обучении создавать акме-ситуации, которые могли бы послужить стимуляторами развития специалиста. Важными стимуляторами развития личности бакалавра являются:
- ожидание успеха в труде;
- вероятность материального и морального поощрения;
- продвижение по службе, позитивный пример успешного коллеги;
- внутрибанковские «идеологические» требования;
- кодекс чести экономиста;
- избегание кризисных ситуаций и неудач в профессии.

Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности специалиста позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности. Такие противопоказания играют роль психологических затруднений, барьеров, блокаторов, к которым следует отнести: отсутствие мотивации достижения профессионального успеха, нежелание саморазвития и самореализации, асоциальность, пассивность, лень, конфликтность, дистанцированность от окружающих, перфекционизм, непорядочность, алчность, трудовое выгорание.

В связи с тем, что процесс саморазвития и самосовершенствования специалиста обязательно должен сопровождаться непрерывным образованием и самообразованием, нами включены в акмеограмму акмеологические технологии, которые могут быть применены на всех уровнях подготовки бакалавра и являются важными детерминантами развития профессионализма [4].

Нами использовались следующие акме-технологии: рефлексивный диалог, активные методы обучения (мозговой штурм, деловые игры, разбор практических ситуаций), предпринимательское обучение, профессионально-ориентированные акме-ситуации, элективные курсы, модуль- но-рейтинговые технологии, проблемное обучение, элективные курсы и т.п.

Таким образом, применение акмеограммы в образовательном процессе вузовской подготовки бакалавра обеспечит сокращение сроков адаптации молодого специалиста на производстве, а также сформирует у него стойкое представление о путях своего профессионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Солянкина Л.E. Акмеологическая модель практико-ориентированной образовательной среды как детерминанты развития профессиональной компетентности специалиста : монография / Л.E. Солянкина. - М. : АПКиППРО, 2011. - 202 с.
2. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах : учеб. пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М. : Изд- во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 248 с.
3. Деркач А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов. - М. : Изд-во МПА, 1998. - 148 с.
4. Солянкина Л.E. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеологический аспект : монография / Л.E. Солянкина. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 196 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (19.05.2017)
Просмотров: 453 | Теги: акжеогражжа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь