Суббота, 23.03.2019, 09:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АЭРОБИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Захаруенко О.А., Захаруенко Д.Д.

АЭРОБИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы об эффективном использовании на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗе программ оздоровительной аэробики, влияниятаких занятий на повышение уровня физической подготовленности, увеличение физической работоспособности и улуушение процессов восстановления.Цель работы: доказать эффективность применения нагрузок аэробной зоны во время учебных занятий со студентками.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, специально-медицинская группа, физическая активность, студентки.

 

Учебные занятия ио физическому воспитанию не пользуются большой популярностью среди студенческой молодежи. Данная проблема связана с множеством причин. Таковыми являются: не серьезное отношение к занятиям физкультуры, как со стороны учеников, так и со стороны родителей, обыкновенная лень и замена спортивных интересов современной молодежи компьютерными увлечениями. Главной задачей на занятиях по физическому воспитанию, наряду с основными задачами физической культуры, несомненно, является оздоровление. В связи с этим необходимо применять на занятиях нетрадиционные способы и методы физической культуры, которые позволили бы сформировать у данного контингента потребность к физической активности. Что, в свою очередь, и будет способствовать повышению оздоровительного эффекта и работоспособности.

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до оптимального уровня, называется оздоровительной. Первостепенной направленностью оздоровительных систем выступает увеличение уровня физического состояния, обеспечивающего оптимальное здоровье человека. Основным назначением тренировки для различных слоев населения является улучшение работы сердечной системы, заболевания которой являются достаточно распространенными причинами недееспособности и смертности населения в настоящее время. Все выше сказанное и объясняет различие оздоровительных методик и убеждает в необходимости грамотного подбора дозировки, интенсивности, методов и средств тренировочных занятий с учетом физических данных [1].

За последнее время аэробика шагнула очень далеко. В современном мире были разработаны и внедрены большое количество разных систем и направлений. Все эти системы и направления призваны продуктивно развивать основные физические качества человека. Таковыми являются: выносливость, сила, координация, гибкость и быстроту. Огромное разнообразие и возможность частого обновления программ, использование различного рода инвентаря и музыки на занятиях, все это выгодно выделяет аэробику из числа других методов, и обеспечивает ей большую популярность среди молодежи.

По мнению исследователей, возрастающая популярность аэробики заключается в разновекторности влияния данных занятий на различные системы организма человека. Непосредственно аэробика, с использованием танцевальных элементов, еще в большей степени активизирует самые значимые физиологические системы организма, такие как: сердечно-сосудистая и дыхательная, также оказывает положительное влияние на обмен веществ, и способствует нормализации веса. Использование различных программ аэробики в зоне преимущественно умеренной мощности (в среднем, не более 70% от максимальной интенсивности) выгодно отличается от традиционных средств физической подготовки студенток
вуза [2].

Достоинство оздоровительной аэробики состоит в том, что она способна вовлечь в учебный процесс большее количество студенток. Она является одной из форм массовой физической культуры.

Цель работы: доказать эффективность применения нагрузок аэробной зоны во время учебных занятий со студентками. По ходу экспериментальной работы решались задачи:

Исследовать уровень функционального состояния студенток, принимающих участие в эксперименте.

Оценить динамику функционального состояния девушек по ходу всего эксперимента.

Данные задачи решались по средствам методов: теоретический анализ литературных источников, методы медико-биологического тестирования, тесты для оценки физической подготовленности.

На базе УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» был проведен эксперимент. В экспериментальной работе приняли участие 38девушек. Возраст испытуемых - 18-19 лет. Все участницы исследования были поделены на две группы. Первая группа (экспериментальная) работала по составленным нами программам. Вторая (контрольная) - по программе учебного плана ВУЗа. Каждая из групп состояла из 19 девушек. В начале эксперимента в группах были протестированы показатели физической подготовленности и определено функциональное состояние каждой студентки. Занятия продолжались в течение одного семестра. Все контрольные измерения проводились три раза (сентябрь 2016 г., ноябрь 2016 г. и январь 2017 г.)

Исследование медико-биологических параметров заключалось в измерении у испытуемых следующих показателей: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Измерения пульса проводили за 15 секунд, показатель умножали на 4. Артериальное давление определяли при помощи тонометра. Нормальными и приближенным к норме считались следующие значения: систолическое артериальное давление (САД) в пределах от 100 до 140 миллиметров ртутного столба, а диастолическое артериальное давление (ДАД) от 60 - 90 миллиметров ртутного столба [3].

По результатам, полученным после проведения Гарвардского степ-теста, оценивали реакцию на физическую нагрузку. Данный тест состоял в восхождении на степ платформу. Скорость восхождения составляла 30 шагов за 60 секунд. Непосредственно после выполненной нагрузки измерялся пульс в положении сидя. Интервал между 60 сек и 90 сек (P1), между 120 сек и 150 сек (Р2), между 180 сек и 210 сек (Р3) периода восстановления.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) вычислялся по формуле:

ИГСТ = (t х 100) / ((P1 + P2 + P3) х 2)
где t- время восхождения (в секундах), P1, P2, P3 - показатели ЧСС за 1, 2 и 3 минуты восстановления.

Индекс значения которого оказались от 90 и больше оценивался отлично. Хорошо - от 70 до 90. Средними являлись показатели от 70 до 80. Значения от 60 до 70 - ниже среднего. А значения от 50 до 60 - неудовлетворительными[4].

Показатели физической подготовленности испытуемых определялись по средствам следующих контрольных нормативов: тест на определение статической выносливости (удержание фиксированной позы); скоростно-силовой тест (прыжок в длину с места); тест на определение силовой выносливости (вис на перекладине) и тест на определение гибкости (наклон вперед из положения сидя).

Структура занятий по оздоровительной аэробике с девушками экспериментальной группой была такова:

Подготовительная часть состояла из небольшой разминки всех основных групп мышц. Так же включала в себя упражнения на растяжку. Все упражнения выполнялись в среднем темпе с постепенным увеличением амплитуды, начиная от простых, далее постепенно усложнялись.

В основную часть занятия были включены упражнения аэробного характера: разновидности базовых шагов и простые танцевальные комбинации в сочетании с различными движениями рук, а так же с использованием различного инвентаря: гантелей, гимнастических палок, фитболов и степ-платформ различной высоты. Длительность аэробной части должна составлять не менее 20-25 минут с постепенным увеличением до 40-45 минут. Наряду с этим, в основную часть вошли силовые упражнения в партере для укрепления мышечного корсета.

Для заключительной части были выбраны упражнения на восстановление дыхания и на растяжку. Упражнения выполняются в медленном темпе.

По результатам данной экспериментальной работы можно сделать некоторые выводы и обобщения. В показателях медико-биологического тестирования наблюдались различия между группами по значениям артериального давления. В начале эксперимента большой разницы показателей не было выявлено. В экспериментальной группе, в отличии от контрольной, наблюдалось улучшение показателей ЧСС и АД на протяжении всей полугодичной работы, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - сравнительные показатели медико-биологического тестирования

При сравнении показателей физической подготовленности двух исследуемых групп, результаты в экспериментальной группе оказались также выше. В ходе эксперимента мы видим устойчивую динамику у студенток, занимающихся как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Однако, по сравнению с девушками, занимающимися в контрольной группе, показатели студенток из экспериментальной группы имели гораздо больший прирост, который виден в таблице 2.

Таблица 2 - сравнительные характеристики физической подготовленности

В начале эксперимента наблюдается неудовлетворительный уровень реагирования на физическую нагрузку у обследуемых девушек обеих групп. На протяжении всего эксперимента наблюдается положительные изменения уровня работоспособности и степени восстановления в двух группах. Но в контрольной группе данные изменения у девушек были не столь значительные как у девушек экспериментальной группы. В средней части эксперимента в контрольной группе сохранился низкий уровень, а у девушек, занимающихся в экспериментальной группе, он повысился и стал ниже среднего. К концу эксперимента девушки экспериментальной группы достигли среднего уровня, параллельно с этим студентки контрольной группы только уровня ниже среднего (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика показателей Гарвардского теста

Таким образом, в ходе проведенных экспериментальных занятий мы убедились в эффективности применения различного рода программ по оздоровительной аэробике на учебных занятиях со студентками. Анализируя в результате проведенных исследований сравнительные показатели, видно улучшение динамики по всем критериям в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе. По итогам эксперимента мы видим, что данные занятия оказывают влияние на положительную динамику всех показателей. Что, в свою очередь, повышает уровень физической подготовленности, повышает работоспособность и улучшает процессы восстановления организма, улучшает эмоциональный фон, а так же повышает интерес к занятиям по физическому воспитанию.

Литература

1. Оздоровительные системы [Электронный ресурс] / Здоровье и фитнес - 2017. - 10 марта. - URL: http://www.fi tness- portal.ru/sanitary system/what is sanitary system, htm (дата обращения: 10.03.2017).
2. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики: учебное пособие / В.Ю. Давыдов. - М., Волгоград, 2004. - 124 с.
3. Дубровский, В.И. Спортивна медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.,Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. -480 с.
4. Гарвардский степ-тест [Электронный ресурс] / Физкультура - 2017. - 12марта. - URL:http://serdec.ru/clia^nostika/^arvardskiy-step-test(jaTa обращения: 12.03.2017).

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.02.2019)
Просмотров: 33 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь