Пятница, 09.12.2016, 18:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


А.М. ВОЛКОВ, В.Б. ИБРАГИМОВ, Е.А. ЛЮТЯГИНА


В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы <1>.

--------------------------------

<1> Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 17.


Природопользование - конституционный термин (ст. 72 Конституции Российской Федерации). И.А. Игнатьева отмечает по этому поводу, что Конституция РФ ценна для развития экологического законодательства России не только содержанием своих правовых норм, теми правами и обязанностями, которые в них заключены, но и своей терминологией. Термины Конституции РФ также являются определяющими для последующих законодательных актов, поскольку, как известно, за каждым термином стоит правовое понятие, которое, в свою очередь, должно иметь одну-единственную дефиницию <2>. Между тем "одна-единственная дефиниция" понятия "природопользование" отсутствует как в основном акте экологического законодательства - Федеральном законе "Об охране окружающей среды" <3>, так и в других нормативных правовых актах этого законодательства. В российском законодательстве есть только легальные определения понятий "пользование животным миром", "водопользование" и "недропользование". "Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира" <4>. "Водопользование - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц" <5>. "Недропользование: выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" <6>. Предпримем попытку сформулировать ее путем сопоставительного анализа имеющихся доктринальных и легальных определений рассматриваемого понятия.

--------------------------------

<2> Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России // Журнал российского права. 2003. N 5.

<3> ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<4> ФЗ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<5> Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

<6> Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ Р 8.645-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 259-ст).


А.К. Голиченков определяет природопользование как юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц по использованию объектов природы, осуществляемую, как правило, на основе соответствующей лицензии <7>, или юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц, связанную с использованием земли, недр, атмосферного воздуха, лесов, растительного мира вне лесов и др. природных объектов <8>. У С.А. Боголюбова природопользование - использование полезных для человека свойств окружающей среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных <9>. Другие авторы определяют природопользование как: использование человеком окружающей его природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов <10>; как целенаправленную деятельность человека в сфере изучения и рационального использования природы, ее природных ресурсов, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных благ <11>; теория и практика рационального использования человеком природных ресурсов <12>; воздействие человека на природную среду в процессе ее хозяйственного использования <13>; пользование природными ресурсами (землей, недрами, водами, лесами и др.) <14>; использование полезных свойств природных объектов (ресурсов), природы в целом как общественное отношение между людьми по поводу природных благ, регулируемое природоресурсным законодательством, а также Законом "Об охране окружающей среды" <15>. Н.Ф. Реймерс совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению называет природопользованием <16>. Оно включает: а) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; б) использование и охрану природных условий среды жизни и в) сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесия) природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества; использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

--------------------------------

<7> Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М., 2008. С. 275.

<8> Там же. С. 249 - 251.

<9> Экологическое право / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2006. С. 93.

<10> Трубецкой К.Н., Волков А.М., Титов Л.М. Горное право. М.: Изд-во "Щит-М". 2005. С. 24, 225.

<11> Волков А.М., Зеленцов А.Б., Федоров В.А., Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник / Под общ. ред. А.М. Волкова. 2-е изд., пер. и доп. М.: Изд-во "Щит-М". 2011. С. 17.

<12> Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: Русско-английский понятийно-терминологический словарь. М., 1994. С. 62.

<13> Волков А.С. Природопользование: Терминологический справочник. М., 2006. С. 388.

<14> Перчик А.И. Горное право. М., 2002. С. 16.

<15> Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2001. С. 331 - 332.

<16> Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990. С. 404 - 405.


Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть) раскрывает природопользование как рациональное и экономное использование природных ресурсов без допущения нарушения экологического равновесия окружающей среды в целях удовлетворения социально-экономических потребностей общества с учетом нужд будущих поколений <17>. В Глоссарии под природопользованием (Environmental management; Nature management) в широком смысле понимается удовлетворение различных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов, а в узком смысле - хозяйственно-экономическая деятельность общества, направленная на использование природных ресурсов с целью извлечения из них материальных благ <18>. В другом словаре: природопользование - использование природных ресурсов в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом - комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук <19>.

--------------------------------

<17> Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть) // КонсультантПлюс. Словарь терминов.

<18> URL: http:// www.glossary.ru/ cgi-bin/ gl_sch2.cgi? RPwowukuvur; nuigtol.

<19> Природопользование // Экологический энциклопедический словарь / Под ред. А.С. Монина. М.: Издательский дом "Ноосфера", 1999. С. 531.


В свою очередь, землепользование А.К. Голиченков определяет как пользование земельными участками, осуществляемое по определенным правилам <20>. Землепользование (Land-tenure) - форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода путем: свободного хозяйствования; рациональной организации территории; защиты земель от процессов разрушения и загрязнения; использования имеющихся на участке общераспространенных полезных ископаемых <21>. Водопользование - порядок, условия и формы использования водных ресурсов в хозяйственной деятельности человека <22>. Водопользование (Water management; Water supply; Water use) - использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и национальной экономики с изъятием и без изъятия вод <23>. Все это доктринальные определения.

--------------------------------

<20> Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008. С. 121.

<21> URL: http:// www.glossary.ru/ cgi-bin/ gl_sch2.cgi? RHlsrlvur; nuigtol.

<22> Галай Е.И. Использование природных ресурсов и охрана природы. Минск, 2008. С. 238.

<23> URL: http:// www.glossary.ru/ cgi-bin/ gl_sch2.cgi? RCukuvur; nuigtol.


К легальным определениям относится: природопользование - рациональное и экономное использование природных ресурсов для удовлетворения социально-экономических потребностей общества без нарушения экологического равновесия окружающей среды, с учетом потребностей будущих поколений <24>.

--------------------------------

<24> Закон Азербайджанской Республики "Об охране окружающей среды" от 8 июня 1999 г. N 678-1Г.


У любого понятия имеются такие характеристики, как объем и содержание. Для любого определения, прежде всего, следует иметь четкое представление о существенных признаках понятия, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет (объект) от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс <25>.

--------------------------------

<25> Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. 5-е изд. М., 2008. С. 43.


Несмотря на кажущееся разнообразие существенных признаков, характеризующих природопользование, из их числа относительно легко можно выделить ближайшее родовое понятие (genus proximum) и видовое отличие (differentia specifica). Родовое понятие (род) - это, как справедливо отмечает А.К. Голиченков <26>, юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц (далее - субъекты природопользования). А видовое отличие (в обобщенной форме) - это содержание, суть такой деятельности в рамках ограниченной области, т.е. в сфере природопользования: использование (и не только использование) полезных свойств природы (окружающей природной среды) в целом или отдельных ее компонентов (природных объектов, природных ресурсов) для удовлетворения материальных и иных потребностей субъектов природопользования. Однако есть необходимость уточнить, конкретизировать приведенную формулировку видового отличия понятия "природопользование", чтобы добиться однозначности в ее понимании и толковании.

--------------------------------

<26> Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М., 2008. С. 275.


Во-первых, чем мы пользуемся, когда говорим о природопользовании? Если исходить из буквального толкования рассматриваемого понятия, то - природой (окружающей природной средой). Но пользователя, когда речь идет о получении им реальной пользы (выгоды) для себя из чего-нибудь, интересует, как правило, не все, что его окружает (будь то природа или космос) <27>, а конкретная вещь, которой он обладает и из которой хочет "извлечь" полезные свойства <28>. В нашем случае такой "вещью" может быть только природный объект или природный ресурс, что находит подтверждение и в экологическом законодательстве. Как справедливо отмечает М.М. Бринчук, "...отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регламентации использования и охраны ее отдельных объектов или ресурсов" <29>.

--------------------------------

<27> "Никто не обнимет необъятного", - весьма разумно рассуждал Козьма Прутков.

<28> Трубецкой К.Н., Волков А.М., Титов Л.М. Горное право. М.: Изд-во "Щит-М", 2005. С. 220.


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.


<29> Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2003. С. 58.


С позиций теории экологического права понятия "природный объект" и "природный ресурс" имеют определенное соотношение: природный ресурс - это используемая или предназначенная для использования часть природного объекта <30>, "это главным образом запас природного вещества или энергии, который выявлен и признан пригодным для удовлетворения производственных или иных общественных потребностей, <...> при этом не весь запас, а только тот, который можно освоить при современном уровне развития производительных сил" <31>. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие известные ученые-юристы <32>. Исходя из этого, объектом пользования будем считать природные ресурсы - живые и неживые ресурсы, находящиеся в любых природных объектах и обладающие полезными для человека свойствами (экологическими, экономическими, культурными, оздоровительными и др.) <33>.

--------------------------------

<30> Голиченков А.К. Охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Экологическое право России: Сб-к мат-в науч.-практич. конф-й. Юбилейный выпуск. 1995 - 2004 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 2004. С. 121 - 126.

<31> Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 27 - 28.


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.


<32> Дубовик О.Л. Указ. соч. С. 148; Бринчук М.М. Указ. соч. С. 58; Крассов О.И. Экологическое право. М., 2008. С. 30.

<33> Экологическое право / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2006. С. 93.


Во-вторых, семантика слов "пользование" и "использование" при некоторой их смысловой близости все же различна. Использование полезных свойств какой-либо вещи означает, что эти свойства ранее были выявлены, изучены, признаны пригодными и остается их только "употребить". Пользование же - более широкое понятие, включающее выявление, изучение, использование или сохранение полезных свойств данной вещи (в нашем случае - природных ресурсов). Другими словами, эти понятия находятся в отношении подчинения <34> и, следовательно, их прямое или косвенное отождествление, допускаемое в ряде научных работ <35>, некорректно. Distinguendum est inter et inter (лат.) - нужно отличать одно от другого.

--------------------------------

<34> Гетманова А.Д. Указ. соч. С. 53.

<35> Хасанов Д.Г. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий // Экологическое право. 2008. N 3. С. 14 - 18.


С учетом вышеизложенного сформулируем искомую дефиницию следующим образом <36>: природопользование - это юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по выявлению, изучению, использованию или сохранению полезных свойств природных ресурсов с целью удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

--------------------------------

<36> Definitio fit per genus proximum et differentiam specificam (лат.) - определение дается через ближайшее родовое понятие и видовое отличие.


Здесь, как нам представляется, мы учли все возможные и юридически значимые действия субъекта природопользования: сперва он выявляет (и предварительно оценивает) полезные свойства интересующего его природного ресурса, затем изучает их (чтобы убедиться в том, что эти свойства действительно полезны и убедить в этом других) и по результатам изучения принимает решение - использовать сейчас (если они удовлетворяют принятым стандартам качества, экологически безопасны, технологически доступны и т.д.) или сохранить для будущих поколений (если они уникальны, т.е. представляют особую научную или культурную ценность) <37>.

--------------------------------

<37> Ибрагимов В.Б., Волков А.М. Недропользование и виды пользования недрами: подход к определению ключевых понятий и принципов классификации с позиций экологического права // Нефть. Газ. Право (журнал). 2011. N 3. С. 25 - 32.


В законодательстве и праве приводится ряд классификаций видов природопользования <38>. Наиболее общей является классификация, основанием <39> которой служит объект природы. По этому основанию различают следующие виды природопользования: землепользование, недропользование, водопользование, пользование атмосферным воздухом <40>, лесопользование, пользование растительным миром (вне лесов), пользование животным миром. В пределах каждого вида возможно дальнейшее деление понятия, но уже по другому основанию, чаще всего - по целевому назначению объекта. Виды природопользования по этому основанию определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. Так, Земельный кодекс РФ <41> выделяет (ст. 7): земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых природных территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Водный кодекс РФ <42> устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей (ст. 37, 43 - 54): питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; производства электрической энергии; водного и воздушного транспорта; сплава древесины; лечебных и оздоровительных целей; рекреационных целей; рыболовства и охоты; разведки и добычи полезных ископаемых; обеспечения пожарной безопасности. Согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ <43> леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.


<38> Бринчук М.М. Указ. соч. С. 160.

<39> Основание - признак, по которому производится деление объема понятия. См.: Гетманова А.Д. Указ. соч. С. 74.

<40> Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования.

<41> Земельный кодекс РФ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<42> Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

<43> Лесной кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.


Важное юридическое значение имеет также классификация видов природопользования, основанная на их разделении на общее и специальное по критерию "основание возникновения права природопользования" <44>. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Оно связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией РФ и закрепленного непосредственно в нормативных правовых актах природоресурсного законодательства с указанием в необходимых случаях пределов и условий общего пользования природными ресурсами. Например, в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.


<44> Бринчук М.М. Указ. соч. С. 162 - 168; Дубовик О.Л. Указ. соч. С. 232.


Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами и другими природными ресурсами связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, отдельных юридических и физических лиц. Оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой, т.е. требует получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на выполнение того или иного вида деятельности по определенным правилам или заключения договоров, характеризуется платностью и необходимостью документального закрепления права пользования природным ресурсом в границах отведенного участка (земельный участок, горный отвод, лесной участок, водный объект и т.д.).

Объектами отношений природопользования являются: природный ресурс как природный объект; природный ресурс как объект природопользования; участок природного ресурса; права пользования природными ресурсами и их участками; добытые природные ресурсы; отходы природопользования; земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме самих земельных ресурсов); информация о природных ресурсах.

К природным ресурсам как природным объектам относятся земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В различных странах одним или нескольким природным ресурсам уделяется повышенное внимание в силу специфики их географического положения, наличия или отсутствия тех или иных природных ресурсов. Однако есть такие природные ресурсы, которые во все времена имели решающе значение, - это земельные, лесные, водные ресурсы и ресурсы недр.

Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о том, что земля: природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество. При этом многими странами соблюдается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. В частности, в Конституции Италии записано: "закон... содействует улучшению и освоению земель" <45>.

--------------------------------

<45> Ст. 44 Конституции Италии. Конституции зарубежных стран: Сборник / Сост. В.Н. Дубровин. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 72.


Лесные отношения регулируются исходя из представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Формы собственности на лесные участки определяются во многих странах в соответствии с земельным законодательством. В Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации в ст. 77 отмечено, что "Конфедерация следит за тем, чтобы леса могли выполнять свои защитные, экономические и общественные функции" <46>.

--------------------------------

<46> Дубровин В.Н. Там же. С. 102.


В соответствии с российским законодательством водный объект определяется как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки; водоемы; ледники, природные выходы подземных вод <47>. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В Конституции Швейцарии в ст. 76 отмечено, что "Конфедерация заботится о рациональном использовании водных ресурсов, об их сохранении и борется против такого их использования, которое наносит им непоправимый ущерб" <48>. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов достаточно часто определяются в различных странах в соответствии с законодательством о недрах.

--------------------------------

<47> Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

<48> Конституции зарубежных стран: Сборник / Сост. В.Н. Дубровин. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 102.


Природные ресурсы предоставляются в пользование в виде участка природных ресурсов. Это могут быть: земельный участок, лесной участок, водный объект, участок недр. Земельный участок как объект правовых земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Водный объект - объект водных правоотношений; природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Лесной участок - объект лесных правоотношений. Участок недр - объект горных правоотношений по поводу пользования недрами; участок земной коры, ограниченный почвенным слоем, дном водоемов или водотоков или дневной поверхностью и вертикальной образующей с ограничениями или без ограничений по глубине, координаты пространственных границ которого зафиксированы в табличной и графической форме на утвержденных в установленном порядке картах. Поэтому государство, заинтересованное в охране недр, и установило, что объектом права его исключительной собственности являются не только полезные ископаемые, но и все содержимое недр.

Право пользования природными ресурсами и их участками - это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Пользователь получает от собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или в договоре. Добытые природные ресурсы - природные ресурсы, отделенные от природной среды в результате деятельности человека. Так, Конституция Бразилии (ст. 176) устанавливает, что "...концессионеру гарантируется право собственности на продукт, полученный в результате их разработки" <49>.

--------------------------------

<49> Там же. С. 348.


Отходы природопользования - продукты, образующиеся в процессе эксплуатации природных ресурсов, использование которых в настоящее время и на ближайшую перспективу является экономически нецелесообразным. Земельные участки как объект разработки природных ресурсов - участки земли, которые предоставлены физическим и юридическим лицам для природопользования. Под информацией о природных ресурсах понимаются все сведения, первичная и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы природных ресурсов, полученные в результате выполнения работ по природопользованию и изучению свойств природных объектов.

Прежде чем сформулировать понятие "природопользования" как объекта административно-правового регулирования, нужно рассмотреть вопрос об элементах или стадиях процесса природопользования. Как уже отмечалось ранее, природопользование представляет собой деятельность определенных субъектов по изучению, добыче и охране природных ресурсов. Но перед тем как осуществить такое природопользование и во время него необходимо провести определенную работу, которая состоит из ряда стадий. К ним относятся:

- формирование и опубликование перечней участков природных ресурсов, аукционы или конкурсы по которым планируется провести;

- определение основных условий использования природных ресурсов;

- установление перечней участков природных ресурсов, право пользования которыми может быть предоставлено;

- определение и разработка их условий; согласование и заключение договоров, концессий и соглашений;

- принятие решения об условиях проведения аукционов (конкурсов) и их проведение;

- лицензирование (предоставление разрешений на разработку природных ресурсов) или договорный порядок, государственный учет (государственный реестр, баланс и кадастр);

- контроль и надзор за деятельностью природопользователей, мониторинг, подведение итогов деятельности.

Кроме того, природопользование не состоится без организации органов исполнительной власти в области природопользования, а также определения и разграничения их полномочий и др. Все перечисленное в совокупности относится к административно-правовому регулированию природопользования. Следовательно, объектом нашего исследования является процесс природопользования, включающий в себя не только процесс изучения и освоения природных ресурсов, но и управленческий процесс, предваряющий и сопутствующий природопользованию.

Анализируя природопользование как объект административно-правового регулирования, можно прийти к выводу, что он заключается в действиях (деятельности) субъектов предпринимательской и иной деятельности (природопользователей). Допуск частных компаний к природным ресурсам оформляется путем заключения публичных договоров, либо выдаваемой государством лицензией. Последняя является административным актом, оформляющим допуск субъекта предпринимательской деятельности к природопользованию и задающим характер взаимодействия государства и природопользователя. При заключении договоров государство как собственник природных ресурсов заключает с последними природоресурсные публичные договоры.

Поскольку природопользование является объектом публично-правового регулирования, допуск к природным ресурсам может опосредоваться только публично-правовыми отношениями, складывающимися между государством и частными лицами. Предоставляя разрешение (лицензию) природопользователю на проведение геологического изучения и освоения подземных пространств, заключая соглашение о разделе продукции или природоресурсный публичный договор, государство действует как суверен, носитель публичной власти, и как собственник имущества. Разрешая такой доступ, государство распоряжается принадлежащим ему в силу закона правом на пользование природными ресурсами, проистекающим из его суверенных прав, и делегирует осуществление данных прав частному лицу (природопользователю). Поскольку предметом отношений, возникающих в этом случае между государством и природопользователем, являются публичные права, то и указанные отношения в целом следует квалифицировать как публично-правовые. В отношении охраны окружающей среды следует сказать, что государства определяют основные условия любой деятельности с точки зрения ее экологической безопасности.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: природопользование и охрана окружающей среды как объекты административно-правового регулирования - это урегулированная нормами права деятельность частных (индивидуальных и коллективных) субъектов права, призванная обеспечить выявление, изучение, использование или сохранение полезных свойств и охраны природных ресурсов, их воспроизводство, с целью получения определенных благ и удовлетворения своих материальных и иных потребностей, а также по созданию и соблюдению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности человека и общества.

А административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными публичными полномочиями субъектов по обеспечению выявления, изучения, использования или сохранения полезных свойств и охраны природных ресурсов, их воспроизводству, а также созданию и соблюдению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности человека и общества.

Категория: Экология | Добавил: x5443 (28.02.2016)
Просмотров: 212 | Теги: окружающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016