Воскресенье, 04.12.2016, 19:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 3. Административная ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

§ 3. Административная ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

В КоАП РФ прописаны конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в интересующей нас сфере.

Так, в нарушение диспозиции части 1 ст. 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей;

часть 2 - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

часть 3 - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

часть 4 - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Однако правоприменительная практика по привлечению к административной ответственности за данные правонарушения неоднозначна, а порой противоречива.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заседание которого состоялось 15 апреля 2011 г., имеет несколько подходов к разрешению вопроса о привлечении к административной ответственности лиц за деятельность по организации и осуществлению игорного бизнеса.

Первый подход исходит из возможности привлечения к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне специальных зон при отсутствии разрешения.

При этом суды исходят из того, что не имеет значения тот факт, что соответствующее разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне установленных зон в принципе не может быть получено.

Второй подход. Ряд судов обращают внимание на то, что состав ч. 2 ст. 14.1 КоАП охватывает лишь те случаи, когда лицо осуществляет без лицензии (разрешения) какую-либо деятельность, на которую в принципе может быть получена лицензия (разрешение).

С учетом того что деятельность по организации и проведению азартных игр вне специальных зон прямо запрещена законом и разрешение (лицензия) на такую деятельность не может быть получено ни при каких обстоятельствах, осуществление такой деятельности не охватывается ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Третья позиция исходит из того, что ч. 2 ст. 14.1 КоАП устанавливает ответственность за осуществление без лицензии лишь той деятельности, которая подлежит лицензированию в силу Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Учитывая то обстоятельство, что с 30 июня 2009 г. деятельность по организации и проведению азартных игр в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ не относится к числу лицензируемых, у арбитражных судов отсутствуют основания, позволяющие привлекать лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне специальных зон, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Четвертая позиция. Отдельные суды, признавая невозможность привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, привлекают лиц к административной ответственности, предусмотренной региональными кодексами об административных правонарушениях.

Вместе с тем после введения Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ на федеральном уровне прямого проведения азартных игр вне специальных зон представляется, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП указанные нормы о региональной ответственности применению не подлежат.

Таким образом, до сих пор нет однозначного толкования выше обозначенных позиций, что приводит к отсутствию единой и скоординированной позиции судов и правоприменительных органов по этому вопросу.

Новацией административного законодательства стало введение Федеральным законом от 20.07.2011 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 14.1.1 "Незаконные организация и проведение азартных игр".

Так, организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.

Часть 2 - организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.

Согласно ч. 3 осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также согласно ч. 1 ст. 14.27 "Нарушение законодательства о лотереях" проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей;

часть 2 - несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей;

часть 3 - отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также, в случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства, должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, а за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, - по признакам ст. 19.7.6 КоАП РФ.

Налоговые органы по данным правонарушениям вправе составлять протоколы и осуществлять производство по указанной категории дел в установленном законом порядке.


Контрольные вопросы

1. Каково содержание административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей?

2. Перечислите контрольно-надзорные функции налоговых органов в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей.

3. Раскройте составы административных правонарушений в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей.


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2002. N 48. Ст. 4737; 2008. N 17. Ст. 1756.

5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О конституционном суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824.

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020; N 12. Ст. 1093; N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169; N 9. Ст. 805; N 11. Ст. 956; N 13. Ст. 1178; N 52 (ч. I). Ст. 5037; 2005. N 13. Ст. 1078; N 27. Ст. 2719; 2006. N 1. Ст. 11; N 31. Ст. 3455; N 50. Ст. 5279; 2007. N 1. Ст. ст. 7, 15.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 7.

8. Федеральный закон от 20.07.2011 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4598.

9. Федеральный закон от 16 ноября 2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 47. Ст. 6609.

10. Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2006. N 33. Ст. 3638; N 52. Ст. 5587; 2009. N 9. Ст. 1119.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" // Российская газета. 21 июля 2007 г.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 540 "О составе и порядке предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" // СЗ РФ. 2007. N 35. Ст. 4323.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П // Российский налоговый курьер. 2009.


Литература

14. Лицензирование и контроль в сфере игорного бизнеса: Учебный комплекс для слушателей курсов повышения квалификации / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Г.Ф. Ручкиной. М.: ВГНА Минфина России, 2010. 430 с.

____________________

Тема 5.3. Административно-юрисдикционная деятельность налоговых органов и ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

§ 1. Общая характеристика законодательства в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

§ 2. Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

§ 3. Административная ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 712 | Теги: проведения лотерей, игорного бизнеса, административная ответственность, правонарушения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016