Воскресенье, 19.11.2017, 22:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Н.Б.Пястолова

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Представлено влияние адаптивного физического воспитания на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, методы физического развития и физической подготовленности, вариабельность сердечного ритма.

 
Несмотря на достижения медицины, в настоящий момент число заболеваний с временной утратой работоспособности увеличивается с каждым годом. (Каждый четырнадцатый человек на нашей планете имеет ограниченные возможности здоровья. К тому же среди них примерно треть — дети.) Среди дошкольников у 80 % диагностируются какие-либо хронические заболевания, нарушения осанки, зрительной функции, умственная и эмоциональная заторможенность, гипокинезия [4].

В России поставлена важная задача — найти решение проблемы для повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда большую известность получило мнение о том, что забота государства о людях с ограниченными возможностями является оценкой его социокультурного развития и психического здоровья. Поэтому научные работники ведущих стран проводят отбор результативных проектов (комплексов) сохранения и улучшения здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Поставленная цель непростая. Чтобы достичь её, необходимы научные изыскания, а также интегрирование усилий медицинских работников, педагогов, знатоков в области адаптивной и лечебной физической культуры и спорта.

В последние годы многие учёные отмечают у лиц различного возраста распространение расстройств функции зрения. На самом деле зрение имеет большое значение в онтогенетическом развитии человека, благодаря зрительному анализатору он получает 90 % информации об окружающем мире [4].

Сегодня процесс физического воспитания с устоявшимся отношением к образованию не решает основные задачи улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности дошкольников с расстройством функций зрения, так как в основном изыскания проводились на «зрячих» детях.

Во многих публикациях отечественных и зарубежных авторов обсуждаемая проблемы неоднократно освещалась. Однозначным в данных трудах установлено, что детям с расстройством функции зрения присуще слабое физическое развитие; нарушение правильных поз при ходьбе, беге, в подвижных играх; нарушение координации и точности движений; функциональные нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. Но в то же время определено, что имеющиеся методы и средства адаптивного физического воспитания не полностью содействуют результативности физического развития детей и требуют модернизации [1-3].

Целью работы является научное обоснование комплекса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции. Для достижения цели решались следующие задачи:

1) провести теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме состояния физического развития и физической подготовленности у нормально видящих и детей с нарушением зрительной функции дошкольного возраста;

2) изучить возрастные особенности физической подготовленности и функционального развития у здоровых и детей с нарушением зрительной функции дошкольного возраста;

3) разработать и экспериментально обосновать содержание методов адаптивного физического воспитания (комплекса) для детей дошкольного возраста с расстройством функций зрения;

4) в педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанного комплекса и предложить практические рекомендации по их использованию в условиях детского дошкольного учреждения.

Комплекс методов исследования включал анализ и обобщение научно-методической литературы и медицинских карт о состоянии здоровья обследуемых; методы оценки физического развития и тесты физической подготовленности по принятым методикам; педагогический эксперимент; измерение пульса и артериального давления; электрокардиографию; кардиоинтервалографию; логический и математический анализ с обработкой методом вариационной статистики и корреляционного анализа [1; 4].

Методы оценки физического развития и тесты физической подготовленности. В оценке физического развития и физической подготовленности использовались тесты по принятым методикам, которые включали измерение уровня развития быстроты, ловкости, гибкости, силовых способностей, выносливости. Необходимо выделить, что тестирование детей с нарушением зрительной функции осложнено недостаточностью выбора тестов. Из подбора тестов исключаются висы, спрыгивание с высоты, резкие наклоны, повороты, упражнения с отягощением (в соответствии с указаниями окулистов, ортопедов, детских врачей).

Метод вариационной пульсодиагностики с последующим логическим и математическим анализом структуры сердечного ритма. Настоящее исследование вариабельности ритма сердца (ВРС) — относительно новый метод оценивания активности различных отделов вегетативной нервной системы. С помощью математического анализа структуры сердечного ритма возможно решить некоторые задачи. Во-первых, оценить степень участия механизмов отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма. Во-вторых, можно посмотреть состояние регуляторных систем организма, а именно активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. В-третьих, следует получить данные, которые скрыты в последовательности кардиоинтервалов.

Перечисленное даёт возможность введения в комплекс адаптивного физического воспитания различных форм занятий и средств.

Главной целью, конечно, является улучшение результатов физического развития и повышение уровня физической подготовленности: положительное удовлетворение всех потребностей в активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья детей.

Перечислим основные задачи адаптивного физического воспитания:
- воспитание гармонически развитого ребёнка;
- поддержание здоровья;
- воспитание положительных эмоций для повышения стрессоустойчивости;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств, таких как выносливость, ловкость, силовые способности, гибкость и быстрота.

Комплекс адаптивного физического воспитания состоит в первую очередь в занятиях физической культурой (утренняя гимнастика под музыку, подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие мероприятия и др.); во-вторых, включает в себя лечебную физическую культуру (ЛФК) и сезонный приём в возрастной дозировке адаптогенов и витаминов, фитолечение; в-третьих, индивидуальные занятия различными видами гимнастики (специальные физические упражнения для больших групп мышц, специальную гимнастику для зрения) [1; 4].

Особое внимание стоит уделять упражнениям дыхательной системы, так как слабовидящие дети подвержены частым респираторным заболеваниям из-за сниженного иммунитета. Такие упражнения (усиливающие жизненную ёмкость лёгких и работу сердца и сосудов) также являются средством уменьшения напряжения после физической нагрузки, сочетаясь с общеразвивающими и специальными упражнениями в соотношении 1:4.

В качестве одного из средств адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения были выбраны занятия лечебной физической культурой в воде. Для повышения подвижности в суставах помогают универсальные упражнения на гибкость, выполняемые в воде, поскольку выталкивающая сила воды обеспечивает пассивное растягивание, а лобовое сопротивление, оказываемое водой, ограничивает скорость движений, уменьшает риски повреждения суставов и мышц. К тому же улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная ёмкость лёгких, увеличивается интенсивность обменных процессов. Тренировки в водной среде позволяют научить детей «управлять водой», то есть сохранять равновесие, управлять центром тяжести и предотвращать нежелательные движения, учат удерживать тело на поверхности воды. По мнению специалистов ЛФК, важным является эффект закаливания водной средой в условиях дошкольных учреждений, так как большинство детей с нарушением зрения относится к группе со сниженным иммунитетом, часто болеющих [1].

Разнообразие новых ощущений в водной среде — состояние полувесомости, лёгкости, плавучести, раскованности мышц и суставов, увеличенная глубина дыхания — само по себе оказывает сильное воздействие на душевное состояние и организм ребёнка.

Отсюда следует, что предложенный метод адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения включает в себя различные виды и средства: на уроках по физической культуре должны использоваться общеразвивающие упражнения, выполнение упражнений на снарядах, различные подвижные игры и другие. На занятиях по лечебной физкультуре необходимо обратить внимание на специальные упражнения, которые в первую очередь нацелены на развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата (укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей), на улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тренировку вестибулярного аппарата, на раскрепощение мышц. На индивидуальных занятиях необходимы следующие специальные упражнения: во-первых, на формирование правильной осанки, во-вторых, специальные упражнения для улучшения зрительной функции, повышающие работу мышц глаза и кровообращение тканей глаза, а также упражнения на развитие зрительного восприятия окружающего мира [1; 3].

Таким образом, адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрительной функции выстраивается как целостная система, которая ориентируется на общее физическое развитие, физическую подготовленность и решает специфические задачи в условиях множественности средств и форм.

Проведённые исследования показали [4], что возрастное развитие детей с нарушением зрительной функции имеет свои отличия от развития здоровых сверстников. По нашим данным, у здоровых дошкольников показатели физической подготовленности наиболее резко изменяются в возрасте 5 лет у мальчиков и 4 лет у девочек. Следовательно, в этом возрасте целесообразно использовать средства для управления и коррекции физической подготовленности, что способствует оптимальному развитию таких детей. Следует учитывать, что у шестилетних детей уже намечается тенденция к снижению гибкости, что свидетельствует о необходимости уделять развитию этого качества особое внимание с целью гармоничного развития детей.

Характерно, что у всех дошкольников с нарушением зрительной функции антропометрические данные в большинстве возрастных групп, особенно у мальчиков, были ниже, чем у здоровых сверстников, что также подтверждается данными исследования О. В. Анфилатовой: дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают в физическом развитии (рост у них снижен на 3-5 %, вес — на 6-10 %, жизненная ёмкость лёгких — на 3-6 %) [1]. Только в возрасте с 4 до 5 лет отмечалось достоверное увеличение всех антропометрических показателей; а в период с 5 до 6 лет изменялись только показатели роста. Большинство девочек с расстройством функций зрения практически не отличались от здоровых сверстниц по антропометрическим показателям.

У дошкольников с нарушением зрения в отличие от здоровых адаптационные реакции сердца характеризовались большей степенью увеличения ЧСС и систолического артериального давления (САД) и отсутствием реакции диастолического АД.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее полную характеристику функционального состояния детей с нарушением развития можно составить лишь по данным комплексного исследования с обязательным анализом функций как двигательного аппарата и нервной системы, так и кровообращения и дыхания, то есть основных систем жизнеобеспечения. Изучение отдельных показателей, например, физической подготовленности, может создать ложное впечатление о мнимом функциональном «благополучии» этих детей.

Нарушение зрительного аппарата выявляет вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.

Выводы. Установлены пути к обоснованию комплекса:
- рациональное распределение разнообразных средств и форм занятий адаптивного физического воспитания детей в течение года;
- контроль учёта физиологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции.

Возможность к повышению показателей физического развития и уровня физической подготовленности детей заключается в модернизации используемой методики и методических приёмов, совершенствовании применяемых средств и форм.

Результаты исследования, а также данные, представленные офтальмологами, занимающимися с детьми с нарушением зрения, свидетельствуют об эффективности избранного комплекса адаптивного физического воспитания как для физической подготовленности дошкольников, так и для их зрительной функции. Это, в свою очередь, создаст условия для повышения уровня качества жизни каждого человека.

Список литературы

1. Анфилатова, О. В. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В Анфилатова. — Киров, 2005. — 21 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. — Киев : Здоровье, 2010. — 115 с.
3. Земцова, М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М. И. Земцоа. — М. : Просвещение, 2006. — 160 с.
4. Пястолова, Н. Б. Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность у дошкольников с нарушением зрения : дис. канд. биол. наук / Н. Б. Пястолова. — Челябинск, 2001. — 225 с.

Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 18-21.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.10.2017)
Просмотров: 32 | Теги: физическое воспитание, АДАПТИВНОЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь