Суббота, 23.03.2019, 09:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК ОСНОВА РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППОЙ В ВУЗАХ

Белкин А.Н., Крюченко О.А.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК ОСНОВА РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППОЙ В ВУЗАХ

Аннотация. В статье рассматриваются формы организации адаптивной физической культуры в специальных медицинских группах, особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.

Ключевые слова. Адаптивная физическая культура, специальная медицинская группа.

 

Актуальность. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Как показывают исследования - социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей и населения в целом, снижением показателей физического развития, увеличения функциональных нарушений заболеваемости и инвалидности.

Реальность показывает низкий уровень здоровья и физкультурно-спортивной активности студенческой молодежи. Согласно мнению авторов, число студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья увеличивается с каждым годом и составляет от 25 до 63 %. За период обучения в вузе отмечается отрицательная динамика уровня здоровья и физкультурно-спортивной активности, показатели которой заметно снижаются от курса к курсу, и составляют в период учебных занятий 56-65 %, во время экзаменов - 40 % от должного уровня. [3]

Одной из наиболее актуальных проблем учебных заведений была и остается проблема физического воспитания студентов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Особое значение в работе с такими студентами приобретает адаптивная физическая культура (АФК).

Цель исследования. Анализируя научно-методическую литературу, изучить формы организации адаптивной физической культуры в специальных медицинских группах, выяснить особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.

Цель АФК: система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами АФК, элементов спорта и спортивной подготовки. Достигается цели в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач. [5]

Решение воспитательных задач выдвигает на ведущее место в деятельности студентов мотивацию.

Образовательные задачи АФВ в спецмедгруппах тесно связаны со спецификой заболеваний и процессом восстановления здоровья после перенесенного заболевания.

Проанализировав источники литературы, можно сделать вывод, что основное содержание занятий по АФК студентов ВУЗов отнесенных к СМГ направленно на укрепление здоровья; содействие гармоничному физическому развитию; устранение функциональных отклонений; повышение физической и умственной работоспособности; развитие основных физических качеств; повышение иммунитета и сопротивляемости организма; обучение закаливанию организма природными факторами; формирование у студентов сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями; воспитание потребности в регулярных и ежедневных занятиях. [2, 255 е.]

Обучающиеся, отнесенные к СМГ, занимаются по специальной программе, в основе которой лежит содержание общей программы, из которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжение организма. Для студентов спецмедгруппы за основу физического воспитания целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.

Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

Организация занятий физической культурой в СМГ распределяется на следующие составляющие: оздоровление, практика и контроль.

В процессе оздоровления и практических занятий за основу берется гимнастика, т.к. с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект. Важным является применение дыхательных и расслабляющих упражнений. Также для студентов в СМГ рекомендовано на занятиях по физической культуре использовать упражнения с собственным весом, применение кардио-тренажеров, легкоатлетических упражнений, плавания.

Не менее важным является проведение текущего и итогового контроля. Оценка конечного уровня знаний осуществляется в форме зачетов, включающих теоретическую и практическую части. К первой относятся устные ответы на теоретические и практические вопросы, рассматриваемые во время изучение дисциплины, ведение дневников самоконтроля и написание рефератов. Обязательные требования по практическому разделу включают выполнение заданий преподавателя на подготовку и проведение различных форм физической культуры в режиме учебного дня.

Структура учебного занятия подразделяется на вводную часть (15-20мин) - разминка, общеукрепляющие упражнения; основную часть (50-60мин) - специальные упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на коррекцию осанки, элементы ритмической гимнастики, йоги, каланетики и релаксации, упражнения на развитие гибкости; заключительную часть (5-10мин) - упражнения на внимание и координацию, проведение профилактических бесед по здоровому образу жизни, оздоровлению и др.

Методы и организация исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников; методы математической статистики.

Результаты исследования. АФК является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни.

АФК, как интегративная область знаний, базирующаяся на теории физической культуры, медико-биологических и психолого-педагогических дисциплинах, выступает как социокультурный феномен и педагогическая система для лиц с различными заболеваниями и ограниченными возможностями и направлена на удовлетворение их потребностей в двигательной активности, оздоровлении, коррекции, компенсации и профилактики двигательных нарушений, развитие потенциальных возможностей организма и личности и в конечном счете, способствует улучшению качества жизни, социализации и интеграции в общество. [4]

Важнейшим фактором, который обеспечивает оздоровительное влияние средств АФВ на учащихся СМГ, является выбор определенных соотношений применяемых средств, их методически правильное сочетание, что обеспечивает при условии точной дозировки оздоровительный эффект.

Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным студентом, необходимо строго выверять правильность выбранной тактики и стратегии и соответствие их функциональным возможностям организма.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же обучающемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.

Выводы. На основании литературных данных по организации АФК в СМГ можно сделать следующие выводы:

1. Учебные занятия, проводимые под контролем медицинского работника и непосредственном участии подготовленного педагога, обеспечивают освоение учебной программы, вооружают учащихся навыками по сохранению и укреплению здоровья. Вырабатывают убежденность в необходимости соблюдение норм здорового образа жизни.

2. Главной особенностью учебных занятий является индивидуальный подход преподавателя к учащимся СМГ.

3. Оздоровительное значение АФВ для студентов с нарушениями в состоянии здоровья, занимающихся в СМГ, будет эффективно при правильно подобранных технологиях здоровьясбережения.

4. Решающее значение в реализации задач АФВ является разработка государственных программ оздоровления подрастающего поколения, создание материально-технической базы, обеспечение ВУЗов медицинскими и педагогическими кадрами, укрепление института семьи. [1, 199с]

Литература

1. Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. М. 2001 . - 199 с.
2. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с.
3. http://fictionbook.ru/static/trials/08/26/74/08267408.html
4. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/adaptivnaja-fizicheskaja-kultura.html
5. http://studbooks.net/651125/turizm/adaptivnaya_fizicheskaya_kultura_faktor_sotsi alnogozdorovyaogranichennymivozmozhnostyami

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.01.2019)
Просмотров: 70 | Теги: адаптивная физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь