Суббота, 16.02.2019, 06:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г.Бусарин

АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы адаптации организма к тренировочной и соревновательной нагрузкам, влиянию нагрузки на функции и системы организма, сознание и психику спортсмена. Особенности адаптаг/ии соответствуют виду и характеру работы. Соответствие тренировочной работы поставленным задачам.

Ключевые слова: адаптация, спортивная тренировка, развитие двигательных качеств, средства, методы тренировочной нагрузки, восстановление, механизмы приспособления.

 

Актуальность. В основе спортивной тренировки лежит повторное выполнение упражнений, перенесение разного рода нагрузок, повторное проявление повышенных функций и систем организма, его сознания и психики на различные воздействия. Все это является функциональной нагрузкой для спортсмена, в ответ на которую организм приспосабливается к новым требованиям, улучшая и укрепляя работоспособность органов и систем, то есть происходит приспособление (адаптация) организма к предъявляемым к нему повышенным требованиям. Исследование адаптационных процессов является актуальным.

«Повышение функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, воспитание воли и характера, освоение спортивной техники и тактики является результатом адаптации под влиянием повторяющихся и увеличивающихся требований и воздействий спортивной тренировки» [1].

Особенности этой адаптации в точности соответствуют виду и характеру работы. Например, многократное повторение прыжковых упражнений повышает взрывную силу мышц, их эластичность, вырабатывает способность концентрировать усилия при отталкивании. Длительная работа укрепляет и повышает возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, воспитывает выносливость и волю. Упражнения со штангой значительно увеличивают объем мышц и их силу. Такую адекватность считают важнейшей закономерностью адаптации. Именно это позволяет точно и целенаправленно вести процесс тренировки. Из этой закономерности следуют два положения.

Первое - выбор средств, методов и нагрузок должен строго соответствовать поставленным задачам. Поэтому каждое упражнение, каждая тренировочная работа, каждый шаг в подготовке спортсмена должны давать только то, что необходимо для совершенствования спортивного мастерства. Работа, не соответствующая задачам тренировки - это лишняя трата энергии и нервно- психических сил.

Второе - рост специальных тренировочных нагрузок и воздействий должен происходить с соблюдением адекватности лыжных гонок, с пониманием кинематических и динамических характеристик тренировочных упражнений, адекватных соревновательным. Они достаточно подвижны и сохраняют свои существенные особенности лишь в определенном диапазоне.

Из сказанного следует, что упражнения, нацеленные на повышение функциональных возможностей спортсмена и связанных с ними технического мастерства и психических качеств, должны выполняться в диапазоне адекватности.

Механизм адаптации затрагивает многие стороны жизнедеятельности организма. Но главное в этом механизме - восстановление затраченных ресурсов. Любая деятельность физическая или умственная требует определенных затрат энергии. В ходе работы возникает утомление, которое ликвидируется во время пассивного и активного отдыха, а также тренировочных занятий с пониженной нагрузкой или работы другого характера. Утомление проходит за счет восстановления затраченных ресурсов. Поэтому спортивная тренировка является сочетанием работы и отдыха, утомления и восстановления.

«В результате большого снижения энергетических ресурсов организма, его нервно-психических сил их восстановление происходит с превышением прежнего уровня. Такое явление называют сверхвосстановлением или гиперкомпенсацией» [2]. Адаптация к нагрузкам происходит в три стадии:

первая - адаптационные процессы, возникающие перед выполнением тренировочной работы в результате мысленных предстартовых посылов, представлений и реакций. Это помогает совершенствованию психофизиологической деятельности;

вторая - процессы, возникающие во время тренировочной работы, когда под влиянием функциональной нагрузки в организме спортсмена, вего психической сфере происходят соответствующие изменения. В это время в организме создается энергетический дефицит, накапливаются продукты распада, возникает утомление, происходят процессы, направленные на восстановление работоспособности. Одновременно образуются условно-рефлекторные связи, совершенствуется управление всеми органами и системами со стороны ЦНС, воспитываются воля, создается умение и упрочиваются навыки;

третья - процессы, происходящие в организме спортсмена, в его психике после тренировочной работы. Эта стадия играет особую роль в повышении подготовленности, поскольку в это время проявляются в наибольшей мере восстановительные процессы. Это они обуславливают морфологические и структурные изменения, превращают количественные физиологические, биохимические и другие сдвиги в качественные.

При выборе упражнений, величины нагрузки и очередности их применения в тренировочных занятиях необходимо учитывать гетерохронность процессов адаптации разных органов и систем, развития компонентов подготовленности и процессов восстановления. В связи с этим надо иметь в виду, что под влиянием нагрузки разные органы и системы имеют неодинаковые темпы и величины морфологического развития, совершенствования их функций и различное время для восстановления. Говоря о двигательных качествах, эту гетерохронность можно упрощенно выразить следующим образом: гибкость прибавляется ото дня ко дню; сила - от недели к неделе; быстрота - от месяца к месяцу, а выносливость - от года к году.

В связи с гетерохронностью адаптационных процессов есть четыре варианта использования упражнений и тренировочных работ.

В первом варианте одним упражнением, одной тренировочной работой улучшаются одновременно несколько компонентов подготовленности. Только темпы и уровни этих улучшений разные. Например, при выполнении непрерывных прыжковых упражнений с целью развития скоростно-силовых качеств уже в первых тренировках будет приобретено умение выполнять движение правильнее и отталкиваться энергичнее. Необходимая в этом упражнении гибкость заметно прибавится через неделю, а мышечной силе прирост скажется через 2-3 недели. Развитие специальной выносливости, позволяющей длительно выполнять это упражнение, потребует 2-3 месяца.

Во втором варианте в тренировочном занятии выполняются разные упражнения и тренировочные работы, которые создают свой уровень нагрузки на соответствующие органы и системы, улучшая требуемый компонент подготовленности.

В третьем варианте несколькими упражнениями или тренировочными работами улучшают последовательно, на протяжении недель и месяцев, компоненты подготовленности. Например, прежде чем овладеть техникой лыжных ходов, надо достичь необходимой амплитуды движений и требуемого уровня силы.

В четвертом, наиболее эффективном, сочетаются первый, второй и третий варианты в одном занятии на протяжении различных циклов подготовки. Гетерохронность в развитии органов и систем, совершенствовании их функций, улучшении компонентов подготовленности органически связана с неодинаковым временем, необходимым для восстановления.

В процессе адаптации значительную роль играют функции ЦНС, в том числе расход нервно-психической энергии на осуществление процесса адаптации. Выход организма на новый адаптационный уровень после большой физической нагрузки стоит весьма дорого для функций ЦНС и психической сферы. В этом случае организм стал крепче, сильнее и выносливее во многих морфологических, физиологических, биохимических и других компонентах обеспечения. Но проявить в полной мере эти качества, в спортивной работоспособности спортсмен еще не может, так как нужно восстановить запас нервно-психической энергии, затраченной на суперкомпенсацию. Только после достаточного восполнения ее спортсмен сможет проявить в полной мере новые возможности организма.

Важно, что одной и той же тренировочной работы умеренной мощности на протяжении недель и месяцев обеспечивает хотя и не очень высокий уровень работоспособности, но зато значительно упрочивает и стабилизирует навыки, создает более совершенную координацию функций органов и систем, укрепляет организм в целом за счет положительных структурных и морфологических изменений. На этой основе создается так называемый специальный фундамент.

Достигнутый уровень адаптационных изменений может поддерживаться длительное время нагрузками в 70-80% от максимальной. Процессы адаптации протекают успешнее и достигают более высокого уровня при правильном режиме жизни спортсмена, высокой жизнедеятельности его организма, оптимальном чередовании работы и отдыха, соблюдении всех принципов тренировки.

Адаптационные возможности организма спортсмена велики, но не беспредельны. Они больше, когда нагрузка воздействует локально или на отдельные органы и системы и тогда ресурсы всего организма способствуют протеканию более эффективных приспособительных реакций. Это подчеркивает особо важную роль специальных упражнений.

Адаптационные возможности меньше, когда требования предъявляются всему организму и используются почти все его приспособительные ресурсы. При слишком жестком режиме тренировки, не соответствующему подготовленности, может произойти срыв адаптации и перетренировка.

В приобретении спортивной подготовленности и совершенствовании мастерства ведущую роль играют образование условно-рефлекторных связей и приспособление функциональных систем к требованиям выполняемых упражнений. Эти физиологические механизмы имеют место и при адаптации к нагрузкам, но особенно велико их значение при овладении техникой движений..

Образование условно-рефлекторных связей и установление на этой основе двигательных навыков происходит в результате многократных повторений. Такое приспособление организма также адекватно вызвавшим ее требованиям.

Выводы. Роль адаптационных возможностей в подготовке спортсмена велика. Но способность к адаптации надо использовать разумно, при постепенном повышении требований к организму. Оптимальное сочетание работы и отдыха - основное правило эффективной тренировки.

Литература

1. Вайцеховский, С. М. Книга тренера: учебник для тренеров/ С.М. Вайцеховский. - М.: издательство «Физкультура и спорт», 1971,- 309 с.
2. Озолин, Н.Г. Наука побеждать: учебник для тренеров / Н.Г. Озолин. - М.: Полиграфиздат, 2011. - 863 С.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 23 | Теги: спортивная тренировка, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь