Вторник, 23.07.2019, 10:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

А.Ч.Кодоева, кандидат филологических наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Адаптация, курсант, профессиональная устойчивость, вуз, будущий специалист правоохранительных органов, физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, дидактическая адаптация.

В статье изучен процесс адаптации курсантов к вузовскому обучению в стратегии формирования профессиональной устойчивости личности. Сделан вывод о том, что на весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе, то есть от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. При рассмотрении адаптации к новым условиям обучения для устранения проблем учебного характера важно учитывать дидактический компонент.

 

Исследование особенностей профессионально-личностного развития курсантов представляет собой важную педагогическую задачу, от успешности решения которой зависит успешность формирования у них высокого уровня профессиональной устойчивости. Управление процессом адаптации курсантов на протяжении всех лет обучения в вузе создает необходимую организационную и содержательную основу для формирования у них необходимого уровня готовности к решению профессиональных задач, обеспечивает высокий уровень профессиональной устойчивости.

Курсант, поступая в вуз и будучи мотивированным к овладению основами профессии, сталкивается с трудностями и проблемами личностного, социального, психолого-педагогического характера. Не все первокурсники оказываются настолько сильными, чтобы справиться с ними самостоятельно. В связи с изменениями, которые происходят в последние годы в различных сферах жизни в нашей стране, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что от осознанности их профессионального выбора, от уровня их образованности, от усилий, которые они будут прилагать в процессе обучения, зависит их успешность в выбранной профессии.

Чтобы лучше понять специфику процесса адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД России, рассмотрим само это явление как общенаучную теоретическую и прикладную проблему. В настоящее время проблема адаптации носит междисциплинарный характер и представляет особый интерес для исследования вопросов развития мотивации курсантов, их готовности к решению профессиональных задач. В современной психолого-педагогической литературе встречается большое количество различных определений адаптации. Они отражают взгляды исследователей на социологические, психологические, педагогические, профессиональные механизмы действия, точку зрения, позицию, с которой ученые рассматривают конкретный вид адаптации, сферу, в которой эта адаптация происходит, ее границы.

Основатель школы структурализма, французский ученый Ж. Пиаже считал, что адаптация - это особый способ функционирования организма, состоящий из процессов аккомодации и ассимиляции и пронизывающий все формы и плоскости жизни. Аккомодация модифицирует образцы поведения субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их в согласии с имеющейся структурой [1, с. 66]. В современной литературе дается такое определение: адаптация (позднелатинское adaptotio - прилаживаю, приспосабливаю, от латинского adapto - приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды [2, с. 216]. В педагогическом словаре биологическая адаптация определена как «морфофи- зиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде» [3, с. 11].

С. А. Рунова, исследовав ряд междисциплинарных источников, посвященных проблеме адаптации, сделала вывод, что это понятие используется в широкой и узкой трактовках. В биологическом аспекте широкая трактовка предполагает, что адаптация - это «приспособление организма к условиям среды», при котором организм и среда обитания оказывают взаимное действие друг на друга. Узкая трактовка состоит в том, что рассматриваются лишь «внутренние компоненты и структуры активной подсистемы», причем их изменения не зависят от внешних воздействий среды обитания и носят реактивный характер [4]. Ряд авторов рассматривают физиологическую адаптацию. Так, А.Д. Слоним под таковой понимает «совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды» [5, с. 29]. Физиологическая адаптация - это совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий.

Центральное место в исследованиях процесса профессионально-личностного развития курсанта занимают вопросы социальной адаптации. Объяснить это можно тем, что каждый человек обладает определенным уровнем независимости, стремлением занять ту или иную ступень в обществе (учебном и профессиональном коллективе, семье и т.п.), потребностью в общении, контактах с другими людьми. Каждый человек обладает системой взглядов, моральных принципов. От названных факторов зависит то, насколько быстро и успешно произойдет «вживание» индивида в новую для него социальную среду, от чего, в свою очередь, зависит количество и качество выполненных обязанностей, порученных индивиду.

В рамках нашего исследования интерес представляет позиция М.В. Шамардиной, которая предлагает следующее определение: «Адаптация - это не только физиологический процесс приспособления организма к новой образовательной среде, а часто проблема смены образа мира и образа жизни (здесь меняются позиции, пересматриваются роли, выявляются совершенно другие механизмы и связи)» [6]. Таким образом, в процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, с которой она взаимодействует. По мнению А.А. Налчаджяна, «адаптация - это состояние, в котором потребности индивида с одной стороны и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом, природной и социальной средой. Кроме того, это и процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается» [7, с. 10].

Из вышесказанного следует, что адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах, они определяют особенности характера и поведения. В педагогическом словаре дается такое определение: «Социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими» [3, с. 267].

В вузе все общеобразовательные задачи имеют профессиональную направленность. Обучение строится на принципах заинтересованности курсантов и их активного отношения к изучению предметного материала. Специфика вузовского обучения состоит в том, что курсанту приходится проводить поиск необходимого материала, в процессе которого происходит формирование самостоятельности, собственного взгляда на определенные учебные вопросы. Деятельность курсанта разнообразна, но значительную роль в ней играет профессиональное самообразование. Важным условием для включения в профессиональную деятельность является собственная заинтересованность в такой деятельности, формированию которой способствуют условия, воздействующие на потребностно-мотиваци- онную сферу курсантов.

Профессиональная адаптация в современной педагогике рассматривается как компонент системы профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация, в свою очередь, представляет собой систему мер (социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических), позволяющих помочь представителям молодежи в выборе профессии. Профессиональная адаптация - «это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, коллективу, условиям труда, особенностям специальности» [9, с. 261]. Кроме профессиональной адаптации, в систему профессиональной ориентации входят следующие компоненты:

- профессиональное просвещение (знакомство с миром профессий);

- профессиональная диагностика (определение склонности к конкретной профессии с использованием разнообразных методик, изучение интересов, ориентации, уровня здоровья и т.д.);

- профессиональная консультация (выбор группы профессий, наиболее подходящих конкретному человеку, и детальное знакомство с ними);

- профессиональный отбор (выбор учебным заведением человека, наиболее соответствующего конкретной профессии).

Профессиональная адаптация является завершающим звеном в рассмотренной цепочке компонентов, каждый из которых влияет на успешность адаптации.

Вместе с тем профессиональная адаптация - «это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы» [10].

Очень важным условием, влияющим на весь процесс адаптации, является ощущение психологического комфорта в новом коллективе, психологическая готовность к обучению (новые отношения, требования влияют на нервную систему). С началом обучения в высшем учебном заведении в жизни человека происходят серьезные изменения. Некоторые, казалось бы, мелочи (необходимость вставать раньше, чем обычно; полная самостоятельность в принятии решений; различные трудности бытового и учебного характера) способны привести человека в стрессовое состояние.

Ю.А. Александровский считает, что «адаптация - это состояние, которое обеспечивает деятельность человека на уровне оперативного покоя, позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них». Психологическая адаптация была представлена Ю.А. Александровским как взаимодействие подсистем:

- основа познавательной деятельности - поиск, восприятие и переработка информации;

- выработка личностного отношения к получаемой информации происходит с помощью эмоционального регулирования;

- личностные позиции индивидуума определяются социально-психологическими контактами [11, с. 12].

Можно сказать, что психическая адаптация зависит от субъективного эмоционального восприятия человеком окружающей действительности, состояния эмоционального комфорта. Психологическая адаптированность складывается, когда человек начинает реально оценивать свои силы, способности, возможности, когда происходит максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей и реализация связанных с ними значимых целей. Именно психическая адаптация отличает адаптацию человека от адаптации других живых организмов.

Что касается адаптации к условиям обучения в новом учебном заведении профессиональной направленности, то ее невозможно рассмотреть полностью, если не учитывать учебный (дидактический) компонент. Учебные проблемы, возникающие у курсантов, обусловлены изменением формы организации обучения. В отличие от школьного обучения, на занятиях в вузе, как правило, нет чередования различных способов деятельности, способствующих концентрации внимания. Контроль успеваемости производится по прошествии определенных временных промежутков. Основная роль отводится самостоятельной работе курсантов. На занятиях определенных видов практически отсутствует руководство со стороны преподавателя (на лекциях нет указаний по поводу важности и первостепенности материала, не делается указаний, что записать, что запомнить и т.д.). Для успешной дидактической (учебной) адаптации первокурснику необходимо обладать определенным запасом знаний и умений по изучаемым предметам, гибким мышлением, хорошо развитым уровнем познавательной самостоятельности, умением самостоятельно работать с различными источниками, перерабатывать большой объем информации, бегло читать, конспектировать и т.п. «Дидактическая адаптация - комплексный динамический процесс приобщения студента к условиям вуза, в результате которого он становится субъектом новых видов деятельности, связанных с появлением новых форм обучения, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций в условиях более интенсивного умственного труда, большего объема получаемой информации» [12, с. 30].

Все рассмотренные виды адаптации взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому в некоторых исследованиях их принято объединять попарно: биолого-физиологическая, психолого-педагогическая, социально-профессиональная, социально-психологическая, психолого-профессиональная и т.п.

В.Ю. Байдак рассматривала взаимодействующие и обусловливающие друг друга аспекты адаптации курсантов к вузовскому обучению - психолого-педагогические и учебно-профессиональные. В своем исследовании она пришла к выводу, что «адаптация курсантов к обучению в вузе зависит от уровня сформированности их учебной деятельности в школе и представляет собой процесс перехода от учебной деятельности школьника к учебно-профессиональной деятельности студента-первокурсника через формирование учебной деятельности студента, то есть представляет собой приспособление к учебному процессу вуза» [13, с .62]. Таким образом, можно сделать вывод, что успешная психическая адаптация влияет на эффективность учебной деятельности.

С.А. Рунова указала аспекты, лежащие в основе процесса социально-профессиональной адаптации:

1. Медико-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс и результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения».

2. Психолого-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса».

3. Социологический аспект. Социально-профессиональная адаптация «рассматривается как особенность жизненного пути молодого человека, совпадающего с окончанием обучения . и началом профессиональной трудовой деятельности».

Социально-психологическая адаптация проявляется в следующих аспектах жизни человека: профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей; положение в коллективе, социальный статус; особенности характера и личностные качества [14, с. 19]. В рамках нашего исследования социально-психологическая адаптация интересна в силу необходимости изучения личностных особенностей курсантов, которые определяют успешность в профессиональной деятельности.

Адаптацию студентов (курсантов) П. А. Просецкий определяет как «активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [15, с. 124].

Многоаспектную основу адаптации раскрыл В.В. Ла- герев, который определил ее как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявлялись к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе» [8, с. 2].

У исследователей процесса адаптации до сих пор нет единой точки зрения относительно определения ее видов. Отметим несколько классификаций. В зависимости от стратегии А.А. Налчаджян выделяет следующие виды:

1) активная адаптация (происходит в процессе частичного или полного преодоления проблемной ситуации, в результате чего наблюдаются, как правило, позитивные изменения);

2) пассивная адаптация (уход от проблемной ситуации с дальнейшим ожиданием благоприятных условий; изменения, которые происходят с личностью, не способствуют ее дальнейшему развитию);

3) приспособленческая адаптация (привыкание к проблемной ситуации происходит за счет изменения своего отношения к этой ситуации).

В зависимости от направления функционирования А.А. Налчаджян выделил два вида адаптации: внешняя и внутренняя. В процессе первой из них личность приспосабливается к внешней проблеме: она может быть как устранена, так и сохранена. В процессе внутренней адаптации происходит разрешение внутриличностных проблем [7, с. 94].

Ряд авторов, занимавшихся исследованием учебно-профессиональной адаптации, указывают также следующие ее виды: адаптация к вузу как процесс изначального приобщения студента к новой социальной роли в ее главных признаках и функциях; адаптация к курсу, так как на каждом курсе появляются новые дисциплины, педагоги, формы учебно- воспитательного процесса и т.д.; адаптация к профессии в вузе; профессиональная адаптация молодого специалиста на производстве в условиях самостоятельной работы. Выделяют также позитивную и негативную, добровольную и вынужденную адаптацию.

Итак, анализируя развитие понятия «адаптация» в психолого-педагогическом контексте применительно к специфике вузовского обучения курсантов, мы выяснили, что эта проблема является более широкой, чем кажется на первый взгляд, и носит междисциплинарный характер. Педагогика рассматривает адаптацию с профессиональных позиций как компонент системы профессиональной ориентации и необходимый элемент формирования профессиональной устойчивости. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе. Можно сказать, что от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. При рассмотрении адаптации к новым условиям обучения для устранения проблем учебного характера важно учитывать дидактический компонент.

 
Библиографический список:

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969.
2. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров 3-e изд.; в 30 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1970.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
4. Рунова С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Брянск: БГУ, 2001. 184 с.
5. Слоним А.Д. О физиологических механизмах природных адаптаций животных и человека. М.-Л., 1964.
6. Шамардина М.В. Система интенсивной адаптации студентов в системе ССуЗов // Материалы конференции «Актуальные вопросы построения образовательного процесса в ССуЗах». Бийск, 2003. С. 23-25.
7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: АН АрмССР, 1988.
8. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 2000.
10. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
11. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
12. Соловьева Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации к обучению в вузе: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1986.
13. Байдак В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-курсантов математических специальностей вузов: Дис. . канд. пед. наук. Орел: ОГУ, 2000. 204 с.
14. Яруткина Ф.С. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.
15. Просецкий В.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. Минск, 1976. С. 124-128.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.06.2019)
Просмотров: 22 | Теги: адаптация, курсант | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь