Пятница, 09.12.2016, 14:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

8.3. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

8.3. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

 

В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.

Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам. Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы - в течение 10 дней.

В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом необходимо учитывать следующие условия.

Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.

В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.

К обязательным условиям принятия положительного решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налога относятся следующие:

- налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (кроме государственной пошлины);

- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);

- у налогоплательщика отсутствует задолженность по налоговым платежам в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налогового платежа;

- обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;

- факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате;

- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу <1>.

--------------------------------

<1> Климова М. Зачет (возврат) налогов, сборов, пеней и штрафов. М., 2006.

 

В случае если выявлено, что произошла переплата обязательного платежа, налогоплательщик имеет право подать письменное заявление, на основании которого будет производиться зачет излишне уплаченных налогов, сборов или пени. Данное заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

В случаях, когда у налогоплательщика не имеется задолженности по уплате обязательных платежей, зачет излишне уплаченных денежных средств невозможен, и в таком случае производится возврат излишне уплаченных налогов, сборов и (или) пени.

Налоговое законодательство различает следующие механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов или пеней).

В случаях если налогоплательщику необходимо получить возврат излишне уплаченных обязательных платежей, он, так же как и в случаях зачета, имеет право на подачу письменного заявления с просьбой о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных денежных средств. Данное заявление служит основанием для осуществления соответствующего возврата.

Срок давности, установленный налоговым законодательством для подачи заявления о возврате денежных средств, составляет три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени.

В некоторых случаях возможно осуществление и зачета, и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора и (или) пени. Такое, как правило, возможно, в случаях, когда у налогоплательщика имеются недоимки или задолженности по пеням. В таком случае вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей, а затем осуществляется возврат оставшейся суммы.

Возврат излишне уплаченных налогов, сборов и (или) пени осуществляется в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

Пример. Зачет (возврат) налогов.

По мнению заявителя, абз. 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют налоговым органам самостоятельно принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам.

Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к рассмотрению, п. 5 ст. 78 НК РФ уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что наделение налоговых органов полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога, а потому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2010 г. N 320-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Галины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 78, 142, 221, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации, части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Зачет (возврат) налогов.

По мнению ИФНС, поскольку налог на добавленную стоимость, указанный к доплате за апрель, май, июль, сентябрь 2007 г, был уплачен налогоплательщиком после направления требования об уплате данного налога, а не надень подачи уточненных налоговых деклараций, налогоплательщику правомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за указанные периоды. По мнению налогоплательщика, ИФНС необоснованно не приняты во внимание представленные в уточненных декларациях за январь, март, июнь, август 2007 г. сведения о наличии права на вычет налога на добавленную стоимость в размере, значительно превышающем сумму допущенной недоплаты.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС обоснованной, суммы налога на добавленную стоимость, заявленные к вычету за январь, март, июнь, август 2007 г., могли быть зачтены ИФНС по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненных деклараций по вычетам, срок проведения которой составляет три месяца со дня представления деклараций. Из налогового законодательства не вытекает обязанности налогового органа одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных деклараций за разные налоговые периоды, даже в том случае, если они поданы одновременно. При этом в счет недоимки можно зачесть суммы переплаты, установленной на момент выявления недоимки. В данном случае на момент выявления недоимки и выставления требования об уплате налога за апрель, май, июль, сентябрь 2007 г. переплаты налога не было выявлено в установленном законом порядке <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 19 января 2010 г. N 11822/09 по делу N А05-8701/2008. В удовлетворении заявления о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней, начисленных за несвоевременную уплату НДС, отказано правомерно, поскольку материалами дела подтверждается факт уплаты НДС и пеней после подачи уточненных налоговых деклараций и выставления инспекцией оспариваемого требования, что привело к несвоевременному поступлению НДС в бюджет (документ опубликован не был) // URL: www.arbitr.ru.

 

Глава 8. НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ

8.1. Понятие налоговой обязанности, основания возникновения, приостановления и прекращения

8.2. Общий порядок и особенности исполнения налоговой обязанности

8.3. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

8.4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

8.5. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности

 

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (07.01.2015)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016