Понедельник, 05.12.2016, 07:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

7.3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

7.3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

 

Основываясь на этимологическом толковании слова "режим", предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. С. 11.

 

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств <1>, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования <2>.

--------------------------------

<1> См.: Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258 - 259.

<2> См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

 

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну <1>.

--------------------------------

<1> Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 335.

 

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам <1>.

--------------------------------

<1> Соловьев И. Правовой режим доступа к налоговой тайне при осуществлении ОРД // Налоговый вестник. 2012. N 2. С. 10 - 16.

 

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

Практические задания

1. Сформулируйте определения понятия "налоговая тайна". Объясните разницу между налоговой тайной, коммерческой тайной и банковской тайной.

2. Определите правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Тестовые задания

1. В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют:

а) любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике;

б) только сведения, полученные налоговыми органами;

в) любые сведения, полученные физическими лицами, юридическими лицами и налоговыми органами, о платежеспособности налогоплательщика.

2. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является:

а) разновидностью коммерческой тайны;

б) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть ограничен;

в) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть запрещен.

3. Основным источником налоговозначимой информации является:

а) сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывают к ее предоставлению;

б) налоговый орган;

в) органы государственной власти.

4. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках запрос о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, направляемый правоохранительными органами, должен содержать:

а) указание, что данная информация является налоговой тайной;

б) конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивированные доказательства того, необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо;

в) просьбу не разглашать данную информацию.

5. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды к информации, составляющей налоговую тайну:

а) не имеют доступа;

б) имеют доступ, в случае получения разрешения Федеральной налоговой службы;

в) имеют доступ.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности налоговой тайны?

2. Какова система мер защиты конфиденциальной экономической информации?

3. В чем заключаются особенности содержания информации, защищаемой в режиме налоговой тайны?

4. Что входит в правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны?

 

Глава 7. НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

7.1. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

7.2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

7.3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (07.01.2015)
Просмотров: 1417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016