Пятница, 09.12.2016, 06:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

6. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

6. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

 

Материал подготовлен по итоговым данным за 2014 год на основании Регламента межведомственного обмена информацией по результатам сопоставительного анализа данных по внешней торговле Российской Федерации со странами-партнерами (на основе данных о внешней торговле этих государств, представляемых международными организациями). Основной целью работы являлось выявление причин расхождений во взаимной торговле Российской Федерации с государствами - участниками СНГ для межведомственного информационного обмена сведениями, необходимыми в решении задач, возложенных на Минэкономразвития России, Минфин России, ФТС России, Росстат и Банк России нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 году составил 782,9 млрд долларов США, что на 7% ниже показателей 2013 года, как и в 2012 году. Это объясняется снижением стоимостных объемов импорта и экспорта. Доля государств - участников СНГ в 2014 году составила 12,2% (95,6 млрд долларов США) в общем объеме товарооборота Российской Федерации, в 2013 году значение данного показателя составляло 13,4% (112,5 млрд долларов США), а в 2012 году - 13% (109,7 млрд долларов США). Уменьшение стоимостных объемов импорта Российской Федерации в 2014 году обусловлено значительным падением физических объемов ввозимых товаров.

Объем торговых операций Российской Федерации со странами дальнего зарубежья значительно превышает объем внешней торговли с государствами - участниками СНГ, однако тенденция ранее сложившихся хозяйственных связей государств - участников СНГ с Российской Федерацией в целом сохраняется. Кроме того, сохраняется определенная зависимость экономики Российской Федерации от импорта из других государств - участников СНГ отдельных видов сырья и продовольствия. В свою очередь, государства - участники СНГ ориентированы на российский рынок сырьевых товаров, узлов и деталей для выпуска продукции, значительная часть которых предназначается в основном для поставок в Россию.

Российский экспорт в другие государства - участники СНГ в 2014 году составил 63,6 млрд долларов США, импорт из этих государств - 32 млрд долларов США.

Основными торговыми партнерами Российской Федерации среди государств - участников СНГ оставались Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина, доля которых в общем объеме взаимной торговли за 2014 год составила 84,1% (за 2013 год - 86,5%): доля Беларуси составила 32,9%, Казахстана - 22% и Украины - 29,1%, (в 2013 году - 30,4; 20,9 и 35,2% соответственно).

 

Экспорт Российской Федерации и импорт государств - участников СНГ в 2012 - 2014 годах

(млн долларов США)

Государства - участники СНГ

Экспорт России <*>

Импорт страны  <**>

Расхождения

Экспорт России <*>

Импорт страны <**>

Расхождения

Экспорт России <*>

Импорт страны <**>

Расхождения

2012 год

2013 год

2014 год

Азербайджан

2844

1378,4

1465,6

2908,6

1505,2

1403,4

3373,2

1314,5

2058,7

Армения

915,5

1059,1

- 143,6

989,5

1110,9

- 121,4

1087,9

1094,3

- 6,4

Беларусь

24566

27540,8

- 2974,8

20027,7

22887,5

- 2859,8

19717,7

22284,6

- 2566,9

Казахстан

15080,4

17111,9

- 2031,5

17460,1

17685,6

- 225,5

13891,6

13730,3

161,3

Кыргызстан

1634,1

1784,6

- 150,5

2029,5

2040,3

- 10,8

1743,4

1851,9

- 108,5

Молдова

1608,9

816,9

792

1320,9

788

532,9

1480,4

717,2

763,2

Таджикистан

677,9

960,6

- 282,7

724,4

906,3

- 181,9

891

1196,1

- 305,1

Украина

27204

27418,3

- 214,3

23795,7

23234,2

561,5

17114,4

12678,7

4435,7

--------------------------------

<*> Данные, полученные от ФТС России.

<**> Данные, полученные от Статкоммитета СНГ.

 

Импорт Российской Федерации и экспорт государств - участников СНГ в 2012 - 2014 годах

(млн долларов США)

Государства - участники СНГ

Импорт России <*>

Экспорт страны <**>

Расхождения

Импорт России <*>

Экспорт страны <**>

Расхождения

Импорт России <*>

Экспорт страны <**>

Расхождения

2012 год

2013 год

2014 год

Азербайджан

563,9

959,8

- 395,9

637,2

1077,8

- 440,6

634,9

640,3

- 5,4

Армения

300,7

280

20,7

352,3

334,5

17,8

313,5

308,4

5,1

Беларусь

11866,2

16283,7

- 4417,5

13555

16829,3

- 3274,3

11786,3

15345,7

- 3559,4

Казахстан

8617,8

6747,4

1870,4

9010,7

5806,5

3204,2

7159,2

5178,1

1981,1

Кыргызстан

195,7

219,1

- 23,4

110,1

153,5

- 43,4

73,8

122,7

- 48,9

Молдова

477

655

- 178

417,5

632

- 214,5

315,9

423,7

- 107,8

Таджикистан

67,1

106,9

- 39,8

37,9

123,1

- 85,2

37,3

54,6

- 17,3

Украина

17980,4

17631,7

348,7

15790,5

15065,1

725,4

10747,5

9799,2

948,3

--------------------------------

<*> Данные, полученные от ФТС России.

<**> Данные, полученные от Статкоммитета СНГ.

 

Большинство государств - участников СНГ (Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) не имеют общей границы с Российской Федерацией, поэтому основной причиной ряда существующих расхождений является так называемый технический фактор. Не имея общей границы с Россией, эти государства перемещают грузы через территории третьих стран - при экспорте товаров они отражаются как поставки в эти страны, в то время как в импорте товары учитываются по стране происхождения. Также причинами расхождений в данных таможенной статистики Российской Федерации и стран-партнеров могут являться методологические причины (например, различия в подходах к регистрации внешнеторговых операций) и причины, связанные с умышленным либо случайным искажением статистических данных.

На основе проведенного сопоставительного анализа данных можно сделать вывод о том, что основными причинами расхождений по экспорту Российской Федерации и импорту других стран-партнеров, как и в предшествующие годы, являлись следующие:

учет товаров производился либо по стране-держателю контракта, либо по стране первого известного назначения;

поставки товаров осуществлялись через третьи страны;

преднамеренное занижение количества или стоимости при экспорте с целью сокращения взимаемых таможенных платежей или завышение экспортером тех же показателей для увеличения размера возвращаемого НДС;

недостоверное декларирование.

В свою очередь, расхождения по импорту Российской Федерации и экспорту стран-партнеров обусловлены иными причинами:

неверным учетом страной-контрагентом товаров, происходящих из третьих стран;

учетом товаров по стране происхождения, но отправленных с территории других государств;

использованием двойных счетов-фактур с целью сокращения взимаемых таможенных платежей.

Государства - члены ТС - Республика Беларусь и Республика Казахстан - имеют единую с Российской Федерацией таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Сбор данных статистики взаимной торговли между государствами - членами ТС осуществляется в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза (утверждена Решением Комиссии ТС от 28 января 2011 года N 525), по единому перечню показателей и на основании единых классификаторов.

Уполномоченные органы обеспечивают сбор статистических данных о взаимной торговле с государствами - членами ТС на основе следующих документов:

статистическая декларация в Республике Беларусь;

форма общегосударственной статистической отчетности в Республике Казахстан (с 1 июля 2011 года);

статистическая форма учета перемещения товаров в Российской Федерации (с 1 июня 2011 года).

В условиях отмены таможенного контроля данных, заявляемых участниками внешнеторговой деятельности в статистических формах по взаимной торговле, выявились специфические причины расхождений в данных статистики взаимной торговли Российской Федерации с другими государствами - членами ТС и данных статистики взаимной торговли других государств - членов ТС с Российской Федерацией.

Объективными причинами расхождений в данных о взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь могут являться особенности организации сбора и обработки данных статистики взаимной торговли, такие как:

наличие порога статистического наблюдения в Республике Беларусь;

использование дополнительных источников информации для формирования данных статистики взаимной торговли (формы государственной статистической отчетности и административные данные, используемые для осуществления экспертных расчетов в Республике Беларусь, а также данные деклараций на товары по товарам группы 27 ЕТН ВЭД ТС в Российской Федерации);

использование контрактной стоимости товаров для расчета статистической стоимости при формировании данных на основе сведений статистических деклараций в Республике Беларусь;

особенности декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, газ и др.) и по линиям электропередач в Российской Федерации;

различия в периоде учета данных в статистике взаимной торговли Республики Беларусь за счет времени нахождения в пути.

В ходе проведения сопоставления данных о взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были выявлены расхождения в данных, объясняемые следующими причинами:

неполный охват данных по статистике взаимной торговли за счет наличия в обоих государств - участников внешнеторговой деятельности, не подавших статистическую форму в уполномоченные органы;

отсутствие в данных статистики взаимной торговли Российской Федерации сведений, содержащих государственную тайну;

отсутствие в данных статистики взаимной торговли Республики Казахстан сведений по экспорту товаров, практически не производящихся в Республике Казахстан (предположительно из Кыргызстана, Китая, Турции);

применение участниками внешнеторговой деятельности различных кодов ЕТН ВЭД ТС для классификации товаров;

указание участниками внешнеторговой деятельности в статистических формах различных сведений о стране происхождения товара;

наличие технических, арифметических и прочих ошибок при заполнении статистических форм участниками внешнеторговой деятельности.

Республика Беларусь - один из крупнейших торговых партнеров России. На протяжении последних лет занимала пятое место в общем объеме российского товарооборота и одно из ведущих мест в товарообороте Российской Федерации с другими государствами - участниками СНГ.

Экспорт

Экспорт Российской Федерации в Республику Беларусь осуществлялся в 2014 году практически по всем основным товарным группам, в том числе по топливно-энергетическим, доля которых в общем объеме российского экспорта в эту страну снизился с 42,6% в 2013 году до 42,4% в 2014 году. Сопоставительный анализ данных таможенной статистики двух государств показал значительные расхождения по данной группе товаров - 3 200,8 млн долларов США при общем объеме расхождений 1 379,9 млн долларов США.

 

Расхождения между экспортом Российской Федерации и импортом Республики Беларусь по основным товарным группам и субпозициям

(млн долларов США)

Код товара и наименование

Экспорт России <*>

Импорт Беларуси <**>

Расхождение

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Всего

(01 - 97)

в том числе:

-

19717,7

-

21097,6

-

- 1379,9

27 - всего

-

8363,6

 

11564,4

 

- 3200,8

2709 00

Нефть сырая и нефтепродукты сырые

23321,8

7861,7

22402,6

7595,3

919,2

266,4

2710 12, 2710 19

Легкие дистилляты

313,8

172,8

378,6

201,9

- 64,8

- 29,1

39 - всего

-

582,8

-

698,8

-

- 115,9

3907 60

Полиэтилентерефталат (в первичных формах)

0,5

0,7

14,9

19,8

- 14,3

- 19,1

84 - всего

 

632,3

 

837,7

 

- 205,4

8408 90

Прочие двигатели внутреннего сгорания, шт.

19

0,9

1382

21,2

- 1363

- 20,3

8418

Холодильники, тыс. шт.

58,5

37,9

107,1

60,4

- 48,7

- 22,6

8450

Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством, тыс. шт.

79,2

19,8

141,6

37

- 62,4

- 17,2

8471

Вычислительные машины и их блоки, тыс. шт.

302,9

26

479,4

40

- 176,4

- 14

85 - всего

 

615,2

 

819,2

 

- 204

8517

Аппараты телефонные, тыс. шт.

1411,5

88,1

1855,8

114,3

- 444,2

- 26,2

8528 72

Аппаратура приемная телевизионная, тыс. шт.

166,8

55,9

323,3

113,6

- 156,5

- 57,7

8544

Провода изолированные

26,9

104,8

27,8

120

- 0,9

- 15,2

 

Импорт

В 2014 году расхождения по импорту Российской Федерации и экспорту Республики Беларусь составили 3 220,3 млн долларов США, которые на 21,6% обусловлены расхождениями по товарной группе 87 "средства наземного транспорта" и на 15,2% по товарной группе 04 "готовые пищевые продукты".

 

Расхождения между импортом Российской Федерации и экспортом Республики Беларусь по основным товарным группам и субпозициям

(млн долларов США)

Код товара и наименование

Импорт России <*>

Экспорт Беларуси <**>

Расхождение

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Вес, тыс. т

Статистическая стоимость

Всего

(01 - 97)

в том числе:

-

11786,3

-

15006,6

-

- 3220,3

02 - всего

-

677,3

-

845,1

-

- 167,8

0201

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

72,6

317,5

95,1

412,9

- 22,4

- 95,4

0207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные

93,1

215,7

113,6

260,6

- 20,5

- 44,9

04 - всего

 

1761,5

 

2250,2

 

- 488,7

0401 20

Молоко и сливки не сгущенные

207,1

175,8

300,2

227,9

- 93,1

- 52,1

0402 10

Молоко и сливки сгущенные

70,4

292,2

86,7

358,5

- 16,3

- 66,2

0405 20

Молочные пасты

1

4,8

12,6

59,8

- 11,5

- 54,9

0406 10

Сыры молодые (недозрелые или невыдержанные), включая сывороточно-альбуминовые сыры, и творог

33,6

99,5

44,8

141,8

- 11,2

- 42,2

0406 90

Прочие сыры

86,2

457,6

118,3

642,4

- 32,1

- 184,8

16 - всего

 

318,3

 

402,4

 

- 84,1

1601 00

Колбасы

41,7

139,5

47,1

171,8

- 5,4

- 32,3

1602 49

Прочие изделия из свинины

6

26,2

6,9

34,9

- 0,9

- 8,7

1602 50

Изделия и консервы из мяса крупного рогатого скота

4,3

23

5,8

32,1

- 1,4

- 9,1

39 - всего

 

694,5

 

868,1

 

- 173,6

3923

Изделия для транспортировки и упаковки товаров

56,6

220,2

65,9

268,9

- 9,4

- 48,7

84 - всего

 

1117,6

 

1445,1

 

- 327,6

8418

Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое, тыс. шт.

605,3

146,8

756,3

193

- 150,9

- 46,2

8458

Станки токарные (включая многоцелевые) металлорежущие, тыс. шт.

250

6,6

639

115

- 389

- 108,4

87 - всего

 

851,7

 

1548,1

 

- 696,4

8701

Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709),

тыс. шт.

18,9

206,9

24,3

473,6

- 5,3

- 266,7

8701 20, 8701 90

Тракторы колесные, тыс. шт.

16,7

204,8

20,4

470,8

- 3,7

- 266

8704 10

Автомобили-самосвалы, шт.

237

125,1

30

3,9

207

121,1

8704 22, 8704 23

Прочие автомобили грузовые, тыс. шт.

1,6

185,1

6,1

646,3

- 4,5

- 461,2

94 - всего

 

325,0

 

438,9

 

- 113,9

9403

Мебель прочая и ее части, тыс. шт.

6168,1

231,7

2812,8

302,1

3355,3

- 70,4

 

Республика Казахстан - наиболее развитое государство в Центральной Азии, обладающее огромными запасами природных ресурсов: нефти, газа, урана. Товарооборот Российской Федерации с Республикой Казахстан в 2014 году составил 21,1 млрд долларов США. По объемам взаимной торговли с Российской Федерацией Республика Казахстан находится на третьем месте среди государств - участников СНГ.

Экспорт

Богатые месторождения нефти делают Республику Казахстан одной из крупных нефтедобывающих стран мира. Выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов является основным источником доходов страны. Однако на протяжении ряда лет Казахстан сохраняет весомую зависимость от импорта потребительских товаров. В товарной структуре экспорта Российской Федерации в Республику Казахстан в 2014 году основную долю составляли товары топливно-энергетической группы - 12,8%. Сопоставительный анализ данных показал, что расхождение между российским экспортом и казахским импортом за прошедший год составил 161,3 млн долларов США, причем товарная группа 73 "изделия из черных металлов" покрывает 63,2% этих расхождений (102,4 млн долларов США).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.05.2016)
Просмотров: 131 | Теги: торговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016