Суббота, 21.10.2017, 11:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 5. Соглашения и согласованные действия участников товарных рынков

§ 5. Соглашения и согласованные действия участников товарных рынков

 

В рамках конкурентной борьбы участники рынка зачастую заключают между собой соглашения, а также согласовывают между собой действия в целях создания или поддержания определенной конъюнктуры рынка.

Под соглашениями понимаются как письменные, так и устные договоренности участников рынка, а под согласованными действиями - такие действия в отсутствие соглашения, которые отвечают следующим признакам:

- соответствуют интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

- заранее известны каждому их участнику в связи с публичным заявлением одного из них об их совершении;

- при этом действия каждого участника вызваны действиями иных участников согласованных действий и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке, в частности изменения регулируемых тарифов, цен на сырье, используемое для производства товара, цен на товар на мировых товарных рынках, существенного изменения спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В ряде случаев антимонопольные органы рассматривают заключаемые участниками товарных рынков соглашения как создание картеля, в частности, если такие соглашения приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- сокращению или прекращению производства товаров;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Запрещены иные соглашения между участниками рынка, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности соглашения:

- о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- о создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

- об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Аналогичный запрет установлен на осуществление согласованных действий, за исключением запрета на установление условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Кроме того, запрещаются согласованные действия организаций-конкурентов, приводящие к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- сокращению или прекращению производства товаров;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Одной из разновидностей соглашений, заключаемых участниками товарных рынков, являются "вертикальные" соглашения, по которым один участник рынка приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар, за исключением агентских договоров.

Запрещены вертикальные соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара, а также соглашения, предусматривающие обязательство покупателя не продавать товар конкурента продавца, за исключением соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

В целях предотвращения создания картелей, заключения недопустимых вертикальных соглашений, соглашений с целью манипулирования ценами на оптовом рынке электроэнергии, иных соглашений, приводящих к ограничению конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, то есть согласование их действий третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из них и не осуществляющим деятельности, на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Важно отметить, что, согласно ч. 7 ст. 11, ч. 6 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции запрет на картельные и иные соглашения, а также на согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, не распространяется на соглашения и согласованные действия субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого установлен контроль либо если такие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним субъектом не допускается в соответствии с законодательством.

Под контролем для целей применения ст. 11 Закона о защите конкуренции понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

- распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Соответственно, запрет на картельные соглашения и иные соглашения, ограничивающие конкуренцию, не будет распространяться на группу лиц, находящуюся под контролем одного лица, то есть на холдинг.

Кроме того, запреты на осуществление согласованных действий не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8% (ч. 5 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции).

Законом о защите конкуренции (ст. ст. 12, 13) установлены случаи допустимости заключения вертикальных и иных соглашений, согласованных действий.

Допустимыми признаются вертикальные соглашения - договоры коммерческой концессии, а также иные вертикальные соглашения между участниками рынка, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

Допустимыми также признаются действия, которые хотя и имеют формальные признаки злоупотребления доминирующим положением, но:

- не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

- не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий;

- их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров, или стимулирование технического, экономического прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 35 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. Представляемые проекты соглашений не должны содержать условий, не согласованных участниками соглашений.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (22.07.2015)
Просмотров: 579 | Теги: соглашение, конъюнктура рынка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь