Четверг, 08.12.2016, 03:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ

§ 4. Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ

 

Функциональная самостоятельность выступает предпосылкой взаимодействия региональных органов государственной власти, поскольку без осуществления конструктивного взаимодействия невозможна реализация задач, имеющих существенное значение для субъекта РФ. Рассогласованность и противоречивость во взаимоотношениях не исключают конфликтности, риски, угрозы и вызовы для политической стабильности субъектов РФ <54>.

--------------------------------

<54> См. подробно: Попова Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ как необходимое условие государственного строительства в регионах // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8. С. 28 - 30.

 

На основе сравнительно-правового анализа действующего федерального и регионального законодательства можно конкретизировать определенные формы взаимодействия: 1) при осуществлении организационных мероприятий; 2) при осуществлении правотворческой деятельности; 3) в сфере государственного управления - принятия управленческих решений; 4) при разрешении споров между законодательными и исполнительными органами; 5) взаимный контроль и применение мер конституционной ответственности.

В сфере правотворческой деятельности взаимодействие проявляется в том, что правовые акты высшего должностного лица, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ направляются для ознакомления и изучения в законодательный орган субъекта РФ в сроки, установленные конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

Законодательный орган в сфере правотворчества вправе: 1) обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и дополнений в указанные акты либо об их отмене; 2) обжаловать их в судебном порядке в обычных судах, а при необходимости обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ указанных нормативных правовых актов. Высшее должностное лицо субъекта РФ со своей стороны, вправе: 1) обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановления законодательного органа либо об их отмене (здесь имеет место также корреспондирование с закрепленным правом обязанности законодательного органа государственной власти субъекта РФ рассматривать данные предложения и выносить по ним мотивированные решения); 2) обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательно установлено распространение соответствующего права высшего должностного лица только на постановления законодательного органа субъекта РФ, но это установление не исключает его права обращаться с предложением о внесении изменений и дополнений в законодательные акты субъекта РФ.

Законодательный орган обязан направлять высшему должностному лицу субъекта РФ планы законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ, что позволяет обеспечить возможность высшего должностного лица ознакомиться с проектами законов, сформулировать и оформить надлежащим образом свое мнение по ним, внести предложения в план законопроектных работ.

Субъекты РФ, как показывает практика, устанавливают определенные ограничения в сфере законотворчества. Так, Закон Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия" не допускает привлекать в качестве экспертов по законопроекту организации и специалистов, которые принимали участие в его разработке, а также депутатов Народного Хурала.

Законодательный процесс на региональном уровне имеет схожие с федеральным законодательным процессом проблемы, решение которых связывается с оптимизацией, экспертно-аналитической оценкой законопроектов и пакетным методом принятия поправок <55>.

--------------------------------

<55> Плигин В. Теперь мы видим, что законодательный процесс нужно менять // РГ. 2014. 28 августа.

 

Законодательные и исполнительные органы субъектов РФ наделены взаимным правом присутствовать на проводимых ими заседаниях: с одной стороны, на заседаниях законодательного органа и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта РФ или лица, уполномоченные их руководителями; с другой стороны, на заседаниях органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного органа или его председателя работники аппарата законодательного органа. Цель такой формы взаимодействия - содействие выработке совместных решений по особо значимым вопросам, обеспечение возможности вести конструктивный диалог в процессе принятия решений.

Федеральный закон закрепляет порядок участия законодательного органа государственной власти в формировании органов исполнительной власти в субъекте РФ: законодательный орган может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа власти, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Возможность участия законодательного органа субъекта РФ в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов рассматривал еще в 2000 году Конституционный Суд РФ <56>: "...если на соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагаются полномочия РФ по вопросам совместного ведения, то по смыслу Конституции РФ федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным органом субъекта РФ назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, поскольку такие должностные лица призваны обеспечивать разграничение полномочий органов исполнительной власти по предметам совместного ведения на всех уровнях (этим не затрагиваются прерогативы РФ), в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос при условии использования установленных Конституцией РФ и федеральным законом необходимых согласительных и юрисдикционных процедур...".

--------------------------------

<56> Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.

 

Право принятия участия в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа, а также формы такого участия устанавливаются на региональном уровне - конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - на федеральном уровне - федеральным законом. Так, в действующей редакции Конституции Республики Марий Эл установлено, что "компетенция, структура и порядок формирования Правительства Республики и перечень членов Правительства, подлежащих согласованию с Государственным Собранием при назначении на должность, определяются законом", а в прежней редакции Конституции определение компетенции, порядка организации и деятельности Правительства закреплялось как полномочие Президента Республики.

Законодательный орган вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ, соответствующее решение оформляется постановлением законодательного органа власти субъекта РФ.

Практика показывает, что радикальные меры используются редко. Гораздо чаще законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ стремятся к деловому сотрудничеству и созданию его нормативных правовых основ.

Показателен в этом плане пример новых субъектов, вошедших в Российскую Федерацию в 2014 году. Так, в Законе Республики Крым от 15.05.2014 N 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым" содержится специальная глава 5 "Основы взаимодействия Государственного Совета с Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым, иными органами исполнительной власти Республики Крым, иными органами и организациями". В ней определены принципы осуществления взаимодействия, формы и стороны взаимодействия, основы разрешения споров между Государственным Советом и Советом министров, участие Государственного Совета в межпарламентских ассоциациях и иных объединениях.

К принципам, на основе которых осуществляется взаимодействие органов государственной власти, относятся: собственно принцип разделения властей, принцип разграничения полномочий, принцип законности, принцип гласности - классические конституционно-правовые принципы, а также принцип социальной ответственности - новый законодательно закрепляемый принцип в сфере организации государственной власти.

Сторонами взаимодействия выступают с одной стороны Государственный Совет Республики Крым, а с другой стороны определенно-неопределенное множество лиц - Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым, федеральные органы государственной власти, государственные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления в Республике Крым, общественные объединения, иные органы.

Формы взаимодействия устанавливаются по принципу открытого перечня: есть названные (перечисленные) и иные формы. К названным (перечисленным) формам относятся: 1) право обращения Государственного Совета к Главе Республики или в исполнительные органы государственной власти с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты либо об их отмене; 2) право обжалования нормативных правовых актов в судебном порядке или право обращения с запросом в Конституционный Суд РФ; 3) привлечение представителей исполнительных органов государственной власти для участия в разработке и рассмотрении законопроектов Государственного Совета в комитетах, в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию, на его заседаниях и парламентских слушаниях; 4) право депутатов Государственного Совета присутствовать на заседаниях Совета министров и других исполнительных органов государственной власти Республики; 5) направление планов законопроектной работы и проектов законов Государственным Советом Главе Республики; 6) направление нормативных правовых актов Главы Республики, Совета министров, иных исполнительных органов государственной власти в Государственный Совет в течение 7 дней; 7) право Главы Республики присутствовать на заседаниях Государственного Совета и образуемых им органов; 8) возможность (допустимость) проведения в период сессий правительственного часа для ответов членов Совета министров, должностных лиц иных исполнительных органов государственной власти на вопросы депутатов Государственного Совета.

Споры о компетенции, по вопросам осуществления полномочий между Государственным Советом и Советом министров разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, которые предусмотрены Конституциями РФ и Республики Крым, законом Республики Крым, либо в судебном порядке.

Нормативными правовыми источниками взаимодействия выступают: законодательство Российской Федерации, законодательство Республики Крым, соглашения о сотрудничестве.

 

§ 5. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

 

Существование конституционных (уставных) судов в системе органов государственной власти субъектов РФ обусловлено федеральным и региональным законодательством, проводимой на современном этапе судебной реформой <57>, однако делается это по усмотрению субъектов Российской Федерации, фактора обязательности здесь нет. Поэтому они не созданы во всех субъектах РФ, есть примеры, когда такие суды юридически учреждены, но не созданы; в некоторых субъектах ранее созданные органы конституционного правосудия были ликвидированы.

--------------------------------

<57> Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (ред. от 15.08.2014) // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 13; 2014. N 34. Ст. 4668.

 

Конституционные (уставные) суды решают специфические институциональные задачи, к числу которых относятся: проверка соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, толкование конституций (уставов) субъектов РФ, разрешение споров о компетенции между различными органами публичной власти региона и др. Эта их деятельность способствует совершенствованию правовой системы субъектов РФ и опосредованно - всей российской правовой системы.

Мы видим основания для позитивной оценки фактора существования конституционных (уставных) судов. Эти суды в России как федеративном государстве оказывают активное правовое воздействие, с помощью которого руководители субъектов РФ могут эффективно решать возложенные на них конституцией (уставом) задачи по защите основных законов, прав и свобод человека и гражданина.

Осуществление в субъекте РФ конституционного (уставного) правосудия создает дополнительный уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, реально обеспечивает равенство прав граждан, в том числе и на полноценную судебную защиту. Там, где функционируют конституционные (уставные) суды, граждане получают возможность защищать свои права и в порядке конституционного судопроизводства. Благодаря этому они имеют преимущество в обеспечении доступности судебной защиты своих прав и свобод и двойной уровень конституционной защиты - региональный и федеральный, тогда как граждане, проживающие в субъектах РФ, где отсутствуют органы конституционного правосудия, обращаются только в Конституционный Суд РФ.

Конституционные (уставные) суды придают всей системе органов государственной власти субъектов РФ завершенный характер в соответствии с конституционным принципом разделения властей как одной из основ конституционного строя для федерального и регионального уровня.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ играют особую роль в системе взаимоотношений как между законодательными и исполнительными органами, так и этими органами и органами местного самоуправления. Так, участие конституционных (уставных) судов предусмотрено: в процедуре роспуска законодательного органа главой субъекта РФ при установлении несоответствия акту большей юридической силы принятого парламентом субъекта РФ нормативного правового акта; в процедуре досрочного прекращения полномочий главы субъекта РФ; в процедурах роспуска местного представительного органа и досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Именно конституционный (уставный) суд определяет соответствие региональных и муниципальных нормативных правовых актов конституции (уставу) субъекта РФ.

Осуществляя официальное толкование положений конституции (устава), а также обеспечивая их верховенство путем проверки на соответствие им нормативных правовых актов меньшей юридической силы, конституционные (уставные) суды устраняют конфликты между законодательными и исполнительными органами, играют связующую роль в функционировании системы органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ имеют большое профилактическое значение: дисциплинируются законодатели при принятии законов, должностные лица при принятии правоприменительных актов, граждане в повседневных действиях в различных сферах социальной жизни.

Накопленный опыт функционирования конституционных (уставных) судов свидетельствует о том, что они являются эффективным механизмом не только защиты основных законов субъектов РФ, прав и свобод человека и гражданина, но и утверждения верховенства права, укрепления конституционной законности и развития конституционализма в субъектах РФ.

Сфера конституционного правосудия в субъектах РФ тем не менее с точки зрения реализации разделения властей на региональном уровне является проблемной <58>.

--------------------------------

<58> По состоянию на начало 2014 года в 18 субъектах РФ действовали конституционные (уставные) суды, но 1 марта 2014 года был упразднен Уставный суд Челябинской области.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (07.07.2015)
Просмотров: 948 | Теги: взаимодействие, субъект РФ, органов государственной власти | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016