Воскресенье, 04.12.2016, 17:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Территориальное самоуправление во Франции

§ 4. Территориальное самоуправление во Франции

 

Взгляд на организацию власти во Франции был бы неполным, если бы мы помимо системы высших органов не обратились, хотя бы немного, к ее устройству на различных уровнях территориальной организации.

Франция - унитарное государство. В Конституции 1958 г. устанавливается всего три вида территориальных коллективов: коммуны, департаменты и заморские территории, которые "свободно управляются выборными советами в соответствии с условиями, предусмотренными законами" (ст. 72).

В основе современного принципиального территориального деления Франции лежат департаменты, которые были введены вместо провинций ради преодоления традиционных феодальных связей в период Французской революции. Получило известность противостояние позиций Сийеса и Мирабо в отношении принципов территориального членения новой Франции. Первый предлагал "разделить всю территорию Франции на квадраты со стороной в 18 лье (около 70 км), каждый из которых образовывал бы департамент; каждый департамент делился бы на 9 квадратов, формирующих районы. Победила, однако, позиция Мирабо и Туре, которые предлагали учитывать при создании департаментов исторические условия, интересы населения и этнические особенности. В результате границы были проведены с таким расчетом, чтобы местные жители, пользуясь конным экипажем, могли в течение дня добраться до административного центра и вернуться назад" <202>. В это же время закладываются основы местного самоуправления французских территорий, однако эта политика начала сворачиваться уже при жирондистах в 1793 г.

--------------------------------

<202> Болотина Е.В. Организация и функционирование местных учреждений во Франции в 1789 - 1815 гг. // История государства и права. 2006. N 6; СПС "КонсультантПлюс".

 

В настоящее время система территориального деления Франции насчитывает три основных уровня: коммуна (порядка 36 тыс.), департамент (96) и регион (22) (регион как уровень территориальной организации власти появился после конституционной реформы 1982 г.). Кроме того, между коммуной и департаментом созданы два дополнительных территориальных управленческих уровня - кантоны и округа. Часть заморских владений Франции также имеют статус департаментов (Мартиника, Гваделупа, Французская Гвиана, Реюньон). За островом Корсика закреплен статус политической автономии в составе Франции <203>, а бывшая французская колония Новая Каледония имеет теперь права ассоциированного с Францией государства (ее переходный статус зафиксирован в разделе XIII Конституции).

--------------------------------

<203> См., например: Казанская Г.В. "Особый случай" корсиканской автономии // Полис. 1995. N 5.

 

На уровне коммун, департаментов и регионов населением избираются органы территориального самоуправления, соответственно муниципальные, генеральные и региональные советы. При этом в зависимости от территориального уровня и численности населения даже в рамках этих уровней применяются различные избирательные системы. Советы избирают своих председателей (в коммунах - мэров), которые обеспечивают руководство представительным органом и одновременно проводят в жизнь его решения, организуя работу своих администраций.

Центральное французское Правительство в соответствии со ст. 72 Конституции назначает в департаменты префектов, называемых также "комиссарами республики", которые располагают необходимым для осуществления своих функций аппаратом. Префект самого крупного департамента в регионе по должности становится префектом региона. В округа на территории департаментов назначаются супрефекты. Осуществление функций, аналогичных задачам, назначенным центром чиновников, на коммунальном уровне возложено законом на мэров. Задачи префектов связаны с проведением государственной политики на подотчетной территории, руководством территориальных государственных служб, информированием вышестоящих инстанций о состоянии дел, а также определенным контролем за органами местного самоуправления. Реформа 1982 г. отменила административную опеку, которая обязывала органы самоуправления добиваться у префектов одобрения своих решений для вступления их в силу. Однако сохранена обязанность направления решений органов самоуправления в префектуры и возможность их последующего оспаривания представителями государства.

Как видим, во Франции система территориальных подразделений органов государственной власти сочетается с системой органов местного (территориального) самоуправления от регионального уровня до окружного. При этом система разделения властей в органах местного самоуправления реализуется не так последовательно, как в системе государственных органов, что позволяет председателям избранных советов как руководить представительным органом, так и координировать исполнительно-распорядительную деятельность соответствующей местной администрации.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (09.07.2015)
Просмотров: 318 | Теги: Франции, Территориальное самоуправление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016