Среда, 24.05.2017, 09:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Производство по созданию или упразднению сельских поселений

§ 4. Производство по созданию или упразднению сельских поселений

 

Согласно ст. ст. 13.1 и 13.2 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" упразднение и создание муниципального образования возможно только в отношении межселенных территорий и сельских поселений (территория упраздняемого сельского поселения приобретает статус межселенной и входит непосредственно в состав территории муниципального района; в границах межселенной территории возможно создание сельского поселения).

С.В. Праскова предлагает под упразднением муниципального образования понимать его ликвидацию, связанную с утратой муниципальным образованием видовой категории, наименования, установленных границ, а также с полной ликвидацией структуры органов местного самоуправления и иных муниципальных органов, прекращением действия системы муниципальных правовых актов. При этом подобная процедура "не должна сопровождаться созданием нового муниципального образования или распространением юрисдикции органов иного муниципального образования того же уровня. В этом плане упразднение поселения принципиально отличается от его объединения или разделения, поскольку при преобразовании существование муниципального образования прекращается одновременно с созданием нового муниципального образования, территория которого принципиально отличается от территории первоначального поселения" <1>.

--------------------------------

<1> Праскова С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 59.

 

В последнее время довольно часто в средствах массовой информации появляются сообщения об упразднении вымерших (сгоревших, разрушенных, затопленных и др.) деревень и иных сельских населенных пунктов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Поселок Шахтинский. Упразднение во имя спасения. URL: http://www.erdv.ru/index.php/news/778-2010-07-01-03-42-56; Упразднение деревни Рысева Тавдинского сельского поселения. URL: http://www.from-tyumen.ru/publ/2009_1007/122-1-0-161; Гиблые места. URL: http://www.ecology.md/section.php?section=news&id=2654; В Смоленской области стало меньше деревень. URL: http://www.gorodnews.ru/news/item.php?id=1881; С карты района исчезло 27 деревень. URL: http://selskayanov.ru/?p=11475.

 

Следует разделять упразднение муниципального образования <1> и упразднение населенного пункта <2>. Безусловно, одна процедура может повлечь другую, хотя не всегда <3>.

--------------------------------

<1> См., например: Закон Камчатского края от 31 июля 2012 г. N 93 "Об упразднении Ичинского сельского поселения"; Закон Магаданской области от 26 июля 2010 г. N 1307-ОЗ "Об упразднении сельского поселения "Село Тополовка"; Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 г. N 98-ЗРХ "Об упразднении муниципального образования Большеонский сельсовет и о внесении изменений в Закон Республики Хакасия "Об утверждении границ муниципальных образований Таштыпского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, сельского поселения".

<2> См., например: Закон Самарской области от 25 октября 2011 г. N 108-ГД "Об упразднении населенного пункта поселка Подбельщина сельского поселения Мочалеевка муниципального района Похвистневский Самарской области"; Закон Владимирской области от 16 февраля 2011 г. N 10-ОЗ "Об упразднении отдельных административно-территориальных единиц муниципального образования "Небыловское (сельское поселение)" Юрьев-Польского района Владимирской области"; Закон Тюменской области от 9 ноября 2011 г. N 76 "Об упразднении деревни Петропавловка Покровского сельского поселения Сорокинского муниципального района Тюменской области и внесении изменений в отдельные законы Тюменской области".

<3> См., например: Закон Астраханской области от 4 июня 2012 г. N 35/2012-ОЗ "Об упразднении административно-территориальной единицы поселка Шагала и внесении изменений в Закон Астраханской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" и Закон Астраханской области "Об административно-территориальном устройстве Астраханской области".

 

Согласно п. "л" ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" именно законом субъекта РФ устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения. Формально в действующем федеральном законодательстве не предусмотрен обязательный учет мнения населения при изменении границ, создании, упразднении или преобразовании административно-территориальной единицы. Однако в некоторых субъектах РФ такие механизмы закреплены как дополнительные гарантии для населения соответствующей территории.

Например, в ст. 16 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 184-З "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" приведен перечень следующих документов, прилагаемых к проекту нормативного правового акта об изменении административно-территориального устройства области:

1) пояснительная записка;

2) картографическое описание, включающее описание границ и схематическое изображение предполагаемого административно-территориального изменения на схематической карте;

3) документы и материалы, отражающие результаты выявления мнения населения соответствующей территории по установленной форме;

4) решения представительных органов муниципальных образований, интересы которых затрагиваются предлагаемым изменением (предлагаемыми изменениями) в административно-территориальном устройстве области;

5) финансово-экономическое обоснование;

5.1) перечень нормативных правовых актов Нижегородской области, требующих принятия, изменения или признания утратившими силу;

6) отзыв правительства области;

7) акт, предусмотренный ч. 2 ст. 29 этого Закона, в случае упразднения населенного пункта по обстоятельствам, связанным с длительным отсутствием в нем населения, зарегистрированного в порядке, установленном законом, и находящегося в собственности физических и юридических лиц недвижимого имущества.

Статья 13.1, регулирующая процедуру упразднения поселений, была включена в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" только в 2008 г. Формально она посвящена упразднению поселений, хотя в ней идет речь об упразднении именно сельских поселений.

На основании указанной статьи упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Таким образом, для упразднения поселения требуется одновременное наличие следующих условий:

1) низкая плотность сельского населения;

2) труднодоступные местности;

3) численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек (причем речь идет не о числе избирателей, а о населении вообще).

Решение об упразднении поселения должно быть принято на сходе граждан.

В связи с этим С.В. Праскова обращает внимание на то, что могут быть ситуации, когда данную норму будет довольно сложно реализовать. Например, что делать, если население фактически отсутствует? Для решения этой и других аналогичных проблем С.В. Праскова предлагает предусмотреть механизмы возможного упразднения поселения исходя из его фактического несоответствия основным признакам муниципального образования - полное отсутствие населения муниципального образования либо его территории (например, в результате затопления в связи со строительством ГЭС), а также отсутствие на территории поселения населенных пунктов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Праскова С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости. С. 59.

 

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти в соответствии с вышеназванным Законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

В ст. 13.2 названного Закона предусмотрено создание вновь образованных поселений на межселенных территориях. Иными словами, единственный критерий создания поселения - наличие у территории статуса межселенной. С инициативой может выступить такой же круг лиц, что и при упразднении муниципального образования.

В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения она оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта РФ о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения она оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

В ч. 5 ст. 34 указанного Закона предусмотрена возможность установления структуры органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований непосредственно населением через проведение референдума, принятие решения на сходе.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (11.11.2014)
Просмотров: 1280 | Теги: муниципальный, территория, межселенной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь