Пятница, 24.02.2017, 20:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 4. Преступления против политических прав и свобод человека и гражданина. Часть 3.
В соответствии с ч. 6 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе такую запись вносит член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень.
Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
4. Замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума.
Такие действия возможны, как правило, на стадии подсчета голосов. Исходя из смысла Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", действительными бюллетенями следует считать такие бюллетени, которые изготовлены по решению (заказу) соответствующей избирательной комиссии (ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ и т.д.) полиграфической организацией в установленной форме с использованием методов защиты от подделки и заполнены избирателем в порядке, закрепленном действующим законодательством.
5. Порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 9 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается его наименование.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень должен содержать о каждом из зарегистрированных кандидатов сведения, которые указаны в ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетене для голосования на референдуме - любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор (п. 7 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
При совершении описанного в законе деяния виновное лицо делает лишнюю пометку в бюллетене, в котором избиратель, участник референдума уже сделал свой выбор, что приводит к невозможности определения действительного волеизъявления.
6. Незаконное уничтожение бюллетеней.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уничтожение бюллетеней предусматривается в следующих случаях:
1) после передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней (п. 11 ст. 63);
2) при передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт (п. 13 ст. 63);
3) в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем также составляется акт (п. 20 ст. 63);
4) если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списках избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается (п. 9 ст. 64).
Иные случаи уничтожения бюллетеней следует считать незаконными.
7. Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума.
Статья 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в установленной форме протокола.
Заведомо неправильный подсчет голосов - это умышленное искажение результатов выборов или референдума, которое выражается в сознательном завышении или занижении избирательной комиссией или комиссией по проведению референдума количества голосов, поданных за одного или нескольких кандидатов либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2001. С. 413.
 
Данное деяние может также выражаться в преднамеренном искажении результатов голосования (его уменьшении или увеличении), искажении числа избирателей (участников референдума), внесенных в списки избирателей и принявших участие в голосовании, количества бюллетеней, признанных недействительными <1>.
--------------------------------
<1> См.: Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 33.
 
8. Подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в протокол об итогах голосования. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в протокол об итогах голосования число бюллетеней, полученных участковой комиссией. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Затем подсчет голосов осуществляется по бюллетеням, находящимся в стационарных ящиках. При сортировке бюллетеней (по голосам, поданным за каждого из кандидатов, за политическую партию, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", "За" и "Против", бюллетени неустановленной формы, недействительные бюллетени) члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да", "Нет", "За" и "Против". После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования.
9. Заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования.
Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования - основной документ, который комиссия заполняет незамедлительно после подведения итогов голосования на избирательном участке. На основании подлинных первых экземпляров протокола вышестоящие избирательные комиссии устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов, референдума <1>.
--------------------------------
<1> См.: Терещенко Н.В. Уголовно-правовая охрана избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. Ставрополь, 2002. С. 143.
 
Учитывая особую значимость этого документа, законодатель установил подробный перечень данных, которые должны быть в нем отражены <1>. Универсальные требования к протоколу об итогах голосования позволяют участковым избирательным комиссиям применять единые подходы к его заполнению, что особенно важно в случаях проведения голосования на различных выборах в один день, а также для обработки результатов с использованием ГАС "Выборы".
--------------------------------
<1> См. ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253).
 
10. Незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол об итогах голосования заполняется постепенно в ходе подсчета голосов (п. 1 ст. 68). После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает копии протокола:
- членам вышестоящих избирательных комиссий;
- кандидатам, зарегистрированным данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или их доверенным лицам;
- уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка;
- члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума;
- наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям.
Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.
Именно в этом Законе первоначально было закреплено, что не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений после его заполнения и подписания.
11. Заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.
Это деяние может быть выражено в том, что вопреки закону и фактическому волеизъявлению избирателей, участников референдума выборы объявляются недействительными либо, наоборот, действительными; в том, что вопреки закону и порядку проведения выборов, референдума тот или иной кандидат объявляется избранным либо, наоборот, неизбранным и т.п.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо сознательно фальсифицирует итоги голосования, итоги выборов или итоги референдума и желает этого.
Субъект преступления - специальный, т.е. это вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, которое официально уполномочено совершать действия в отношении перечисленных в законе документов, а также передавать информацию о ходе и результатах голосования.
Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 149 являются общественные отношения, охраняющие право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Данное право закреплено в ст. 31 Конституции РФ.
Дополнительным (факультативным) объектом может выступать здоровье человека.
В качестве потерпевших могут выступать лица, которые реализуют свое законное право на проведение массовых мероприятий.
Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих действий:
1) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования;
2) незаконное воспрепятствование участию в них;
3) незаконное принуждение к участию в них.
Под воспрепятствованием проведению массовых мероприятий следует понимать создание препятствий, искусственных, организационных и юридических, направленных на их срыв.
Среди видов массовых мероприятий закон перечисляет:
1) собрание - это совместное присутствие граждан в определенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов;
2) митинг - это массовое мероприятие граждан в определенном месте для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общества;
3) демонстрация - это организованное публичное выражение своего мнения определенной группы людей с использованием во время движения средств массовой агитации;
4) шествие - это массовое прохождение людей по определенному маршруту с целью привлечения внимания к определенным проблемам;
5) пикетирование - это форма выражения мнения определенной группы людей без их передвижения с использованием различных средств агитации и пропаганды.
Под воспрепятствованием участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное воздействие на конкретных лиц, желающих участвовать в их проведении.
Под принуждением к участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное физическое или психическое воздействие на волю граждан с целью заставить их участвовать в массовых мероприятиях.
Порядок проведения массовых мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <1> и законодательством РФ о выборах и демонстрациях.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
 
Уголовная ответственность предусмотрена лишь за незаконное воспрепятствование проведению массовых мероприятий.
Проведение массовых мероприятий с нарушением законодательства дает основание считать действия правоохранительных органов правомерными.
Уголовная ответственность за описанные в законе деяния наступает при условии, что они совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения.
Если применение насилия повлекло причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, то содеянное следует квалифицировать дополнительно по п. "е" ч. 2 ст. 112 или п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ.
В случае угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью содеянное также следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 149 и ч. 2 ст. 119 УК РФ).
По совокупности преступлений следует квалифицировать и случаи, если насилие или угроза применены должностным лицом (ст. 149 и п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Преступление считается оконченным с момента использования лицом своих дополнительных полномочий в целях незаконного воспрепятствования массовому мероприятию или принуждения к участию в нем независимо от достигнутого результата либо с момента физического насилия или угрозы его применения.
С субъективной стороны преступление характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно воспрепятствует проведению массового мероприятия или участию в нем, и желает этого.
Субъектом преступления могут быть:
1) вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста;
2) должностное лицо, признаки которого изложены в примечании к ст. 285 УК РФ.
Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 446 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017